А сейчас закройте глаза и представьте, что мы идем в поход.
- Что мы возьмем с собой? (ответы детей)
- Будем брать глобус? Почему?
Конечно, нет. Хотя достоверную картину Земли может дать только глобус, но его неудобно носить с собой.
- А вы знаете, кто изобрел первый глобус?
-А что нам поможет ориентироваться на местности? (карта)
Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается картография.
-А как называют ученого, составляющего карты? (картограф)
Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей)
Могут быть 2 варианта обобщения: 1. Сравниваем ответы детей; 2. Поможет нам учебник стр.85
-Что такое параллель? (окружность, условно проведенная параллельно экватору)
-Что такое меридиан? (условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности от одного полюса до другого)
Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.
А я взяла мяч.(показываю, он разрезан)
Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его.
Помогите мне разложить мяч на доске.
-Что-то не так? Почему у вас не получается?
Вывод: мяч выпуклый, а доска плоская.
А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.
Но параллели и меридианы на карте всегда покажут, какому месту на глобусе соответствует место на карте.
Древнейшая из известных нам карт была начерчена на глиняной табличке, около 2250 года до нашей эры.
Посмотрите на древние карты и сравните их современной.(сравниваем в атласе)
Прочитайте название современной карты. (Карта полушарий висит на доске)
Именно с ней мы продолжим работать, сравнивая ее с глобусом.
Задание: Найдите и покажите на глобусе и карте следующие географические объекты: Тихий океан, Атлантический океан, Антарктиду.
Что вы заметили? (ответы детей)
Обобщаю: Отдельные участки оказались «разорваны».
А сейчас продолжим работу.
1 .Что такое полюс? (воображаемая точка на земной поверхности, через которую проходит земная ось)
Покажите полюс на глобусе, потом на карте.
2. Какие линии называют меридианами? ( условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности от одного полюса до другого)
По меридианам показывают направления север, юг. Это полудуги одинаковой длины.
Покажите меридианы на глобусе, на карте.
3. Какие линии называют параллелями? (окружность, условно проведенная параллельно экватору)
- Как называется самая длинная параллель? (экватор)
-Какова ее длина? ( 40000 км)
-А самая короткая? (полюс)
По параллелям показывают направления- запад, восток.
Покажите параллели, экватор, полюс на глобусе, на карте.
Параллели и меридианы образуют градусную сетку.(0-180-меридианы, 0-90-параллели). Именно она позволяет найти адрес любого географического объекта. Находить адреса объектов мы будем на следующем уроке.
4.А что можно сказать о масштабе на глобусе и карте?
Обобщение по составленной таблице.
Вывод: Глобус и карта дополняют друг друга.
|