Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



биология

Фото пользователя Алена Валерьевна Подопригорова
Submitted by Алена Валерьевна Подопригорова on Sat, 23/03/2013 - 16:30
Данные об авторе
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> План урока по биологии для 6го класса &quot;Дыхание растений&quot;</p>

 

Урок  по теме: "Дыхание растений" 6 класс

Дидактическая цель:Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного осознания блока новой учебной информации средствами приемов критического мышления, развитие ОУУН (универсальных способов деятельности) на материале данной темы,направленных на достижение учащимися результатов:                                                                                                Предметные результаты:                                                                                           - выделение существенных признаков биологических процессов (дыхание);           - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;                                                                         - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;                                                                              - устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;                                  Метапредметные результаты:                                                                                      - овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.                                                                    Личностные результаты:                                                                                                 – формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов;                                                   – формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. 

Формируемые Универсальные Учебные Действия:

Познавательные:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные :

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные :  формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и  учебно-познавательного интереса;

Регулятивные :

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Задачи урока:

  • Образовательная –организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
  • Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу знать, узнал», выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения. Через создание и решение проблемной ситуации, развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.
  • Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.

 Методы обучения:

Организации и осуществления УВП: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, демонстрация опыта, лабораторный опыт, моделирование.                                                               

Тип урока: Комбинированный.

Контроль:Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.

Каналы общения:    Ученик – учитель.   Класс – учитель.  Ученик – ученик.

Средства обучения:

  • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2004.                                                                                 
  • Таблицы «Фотосинтез», «Поперечный срез листа», «Поперечный срез ветки липы»;
  • Презентация к уроку с видеофрагментом «Дыхание растений», рисунками, изображающими опыты Пристли.
  • Раствор известковой воды в стаканчиках, стеклянные трубочки с резиновым наконечником.

Психологический аспект урока:Восприятие, осмысление, запоминание, применение.

Ход урока

Слайд №1                                                         «Я дышу, а значит, я живу!»

Владимир Семенович Высоцкий

1. Оргмомент

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Постановка  эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента. 

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ).

2. Актуализация и пробное учебное действие                 Слайд №2

Запись в тетради темы  урока "Дыхание  растений".

Для  работы  нам  потребуется  таблица                                     Слайд №3

Знаю

Узнал

Важно

 Кислород, углекислый газ, …

Дыхание-свойство живых организмов

 

 

А сейчас вспомните и назовите то, что Вам известно о дыхании и запишите в виде ключевых слов и словосочетаний в первую графу. На основе ответов учащихся сделать записи на доске.

3. Выявление места и причины затруднения                          Слайд №4

Создание проблемной ситуации - Работы Пристли:                                                              Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

1. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения  

У нас возникла проблема: 1. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.

А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.

5. Реализация построенного проекта – анализ сущности процесса дыхания  (Изучение нового материала)

1. Работа с текстом учебника                        Слайд №5

Давайте сначала мы выясним, что такое дыхания. Для этого прочитайте в § 30 на стр. 109 1-3 абзацы, найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.

Слайд №6

Дыхание –процесс распада органических соединений с выделением энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности.

2. Работа с видеофрагментом

А сейчас просмотрите видеофрагмент, определите, какая информация  не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.

Запустить в/фрагмент со слайда №6

Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение?      Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле.            Слайд №7

Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)

- поступление кислорода через устьица  и межклетники к клеткам растения – внешнее дыхание;

- расщепление органических веществ при участии кислорода  с освобождением энергии – собственно дыхание;

- удаление образовавшегося углекислого газа через межклетники и устьица.

 

Со слайда  №8  Сделать записи в тетрадь

3.   Лабораторные опыты:

Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.

Давайте убедимся в этом и проведем опыты:                                                                                                                         А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.

Что мы этим доказали?Этим опытом доказывают его выделение при дыхании растений, человека и животных.     

Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло- тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.

3. Заполнение таблицы «Характеристика дыхания» (работать на карточках с таблицами и первым столбиком)

Слайд №9  сделать проверку с этого слайда

Черты процесса

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

 

2. Какой газ поглощается?

 

3. Какой газ выделяется?

 

4. В какое время суток происходит?

 

5. Что происходит с органическими веществами?

 

6. Что происходит с энергией?

 

 

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1.  Вопросы:                                                                                                                     1. Какие органы дыхания есть у растений? (работа с таблицами «Поперечный срез листа», Поперечный разрез ветки липы»- показать учителю или предложить это сделать учащимся)

2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?

3. Что понимают под дыханием у растений?       

          

  2. Вернемся к опыту Пристли:                                Слайд №10

Пристли писал: “Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд, погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых”. http://otvet.mail.ru/question/48205444

Какие выводы можно сделать из его наблюдений?

- газ, образующийся при дыхании для дыхания не пригоден;                                           

- растение истратило плохой газ и выделило газ, который используется для дыхания.

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом. На связь с каким процессом, изученным нами, это указывает?

3.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.  Заполнение таблицы на слайде презентации «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» на основе рисунка 79 на с.110 учебника, и формулирование вывода.

Найдите черты сходства и отличия                             Слайд №11                                                             

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В зеленых клетках

 Во всех клетках

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглые сутки

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Распадаются

6. Энергия накапливается или выделяется?

Накапливаются

 Освобождается

Вывод:Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

И снова Пристли: « Я имел возможность испытать его эффект на себе, вдыхая значительное количество его через трубку. Это дало мне замечательное ощущение свободы и лёгкости в груди. До сих пор, однако, только две мыши и я сам имели привилегию дышать им».                http://www.critical.ru/calendar/0602Priestley.htm                

О чем идет речь?            Кем вырабатывается  кислород?       

Слайд №12

     Основным источником кислорода на Земле являются леса. В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?

Проверка решения Слайд №13

Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Тест: Для процесса дыхания выберите соответствующие характеристики.

1. Сущность процесса.

а. Испарение избытка воды и охлаждение растения.

б. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.

в. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.

г. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

 

2. Клетки, осуществляющие процесс.

а. Процесс осуществляется зелеными клетками листа.

б. Процесс осуществляется всеми клетками листа .

в. Процесс осуществляется всеми клетками растения.

 

3. Орган, участвующий в осуществлении процесса.

а. В процессе участвуют листья.

б. В процессе участвует корень.

в. В процессе участвуют все органы растения.

 

4. Время суток.

а. Процесс протекает в течение суток.

б. Процесс происходит днём на свету.

 

Проверка решения  - Слайд №14,  15,  16,  17

 

Ответы: 1- г, 2-в, 3- в, 4- а.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заполнение графы в таблице “Узнал”.                      Обсудить, спросить детей                                                                

Знаю

Узнал

Важно

 Дыхание-свойство живых организмов

 Растения дышат через чечевички и устьица

 

10. Домашнее задание(на выбор).                            Слайд №18

  1. Прочитать текст учебника.
  2. Заполнить графу «Важно»: что важно, для кого важно, почему важно.

Благодарю за работу                                                         


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн