Размещено: Надежда Константиновна Каргальская - пт, 22/03/2013 - 16:36
ВОЛШЕБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В КАРТИНКАХ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Работая с детьми дошкольного возраста и обучая их пению, я решила, что необходимо делать это в виде отдельных упражнений, и что на упражнениях можно спокойно освоить базовые приёмы пения. Обычно, упражнения я подбираю так, чтобы, они вызывали наименьшие трудности при исполнении, вырабатываю правильные певческие навыки. Мои упражнения постепенно ведут детей от простого, к сложному, служа ступеньками на вершину мастерства. Я, как музыкальный руководитель детского сада уделяю по 5 минут в начале музыкальной деятельности несложным упражнениям, так как певческий аппарат быстро теряет наработанные навыки.
И я пришла к выводу, что систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях в картинках приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших распевок. Подбирая упражнения, я учитываю возрастной диапазон детей. Исключаю форсированного звука и добиваюсь естественного звучания. А ещё стараюсь выявить индивидуальный тембр каждого ребёнка.
В помощь своим детям, я придумала наглядные пособия в виде картинок, которые нарисовала сама и заламинировала.
Я заметила, что мои дети увлечённо смотрят на них. У ребят пробуждается больший интерес к упражнениям средствами изобразительного искусства.
И так, как же я использую свои картинки в упражнениях:
1. Ни для кого не секрет, что основная проблема наших детей, зажатость артикуляционного аппарата. А эти упражнения способствует полному его расслаблению. Я предлагаю использовать картинки с правильным открытым ртом ребёнка.
В этихупражнениях произносятся базовые гласные буквы А О У Э И Ы.
-эти гласные можно сначала проговорить отдельно, без музыки.
-можно не произнося вслух как бы про себя, но при этом рот остаётся активным.
-Можно, их пропеть- останавливаясь на каждом звуке в поступенном движении вверх и вниз, поднимаясь и опускаясь по тональностям и т.д.
-Можно, пропеть эти гласные слитно (как одно слово) на одном звуке.
Любое из этих упражнений, можно подкрепить жестами.
А самое главное, какие бы упражнения я не использовала, рот открывается также как на картинках, в зависимости от гласной, и всегда находится в расслабленном состоянии.
2. Следующее упражнение вызывает большой интерес у самых маленьких детей. Данное упражнение направлено на укрепление певческой диафрагмы. В упражнениях я использую картинки животных.
Детям я показываю картинки с
- коровой (МУ…)
-собакой (ГАВ..)
-курочкой (КО)
-бараном (БЕ)
-козликом (МЕ)
-гусём (ГА) и т д
Дети делают ряд не сложных упражнений, произнося слоги характерные данному животному.
- можно пропеть один слог на повторяющейся ноте громко и шепотом или на выдохе (у старших детей)
- можно подняться вверх и опустится вниз по тональностям и т.д.
И в заключении, хотелось бы сказать, что неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения, бездействуют, а на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого ребёнка певческая манера.
Задача и сложность моего мини-тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Я заметила, что благодаря моим вокальным упражнениям в картинках дети стали лучше петь. А мои картинки, помогают мне удержать внимание детей, что замечу очень важно в работе с детьми и развивают интерес к упражнениям.