Межпредметные и интегративные связи на уроках английского языка в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Межпредметные и интегративные связи на уроках английского языка в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Автор: Артишевская Инна Дмитриевна, учитель английского языка МБОУ гимназии № 10 г. Челябинска
Пять лет назад система образования России в экспериментальном режиме начала апробацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), стандарта, основанного на компетентностном и деятельностном подходах; стандарт же основного общего образования (далее ФГОС ООО) апробируется первый год. Во ФГОС ООО зафиксированы новые требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
На основе этих требований мы получаем модель нового выпускника. Это человек, владеющий целым спектром знаний, умеющий анализировать информационные потоки и ориентироваться в них. Он должен быть способен на построение индивидуальной образовательной траектории. В поликультурном обществе нашему государству необходим человек, способный к осознанию собственной национальной идентичности и владеющий достаточными знаниями истории своего государства и края в совокупности с представлением о мировом опыте. Необходима личность нравственная, уважительно относящаяся к другому человеку, и эти качества могут быть стать частью личности ученика только через воздействие на него произведений искусства.
Достижение таких планируемых результатов невозможно без системного использования межпредметных и интегративных связей на уроках, поскольку именно они позволяют ученику получить наиболее полное представление о картине мира, дают ему более широкие возможности для самоопределения.
Использование системы межпредметных и интегративных связей в обучении направлено на формирование общей культуры подростков, саморазвитие и самосовершенствование личности обучающихся, что обеспечивает их социальную успешность, развитие творческого потенциала средствами духовно-нравственного, гражданского и художественно-эстетического образования.
Предметное содержание уроков английского языка в 5 классе предполагает использование и актуализацию учебного материала следующих курсов: география, история, обществознание, литература, риторика, русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир (Приложение1).
Так, например, изучение грамматики английского языка невозможно без знания грамматики языка родного, так как параллельно используются одинаковые категории, такие как «член предложения», «часть речи», «число», «падеж», «время» и другие. Невозможно изучение иностранного языка и без корреляции знаний по географии, истории и обществознания, так как при изучении страноведческого материала ученики получают информацию о политическом устройстве изучаемой страны, знакомятся с её историей, географическим положением и культурой.
В перспективе появится возможность использования знания из курсов физики, информатики, биологии, музыки, химии, мировой художественной культуры. Использование межпредметных и интегративных связей возможно и в рамках реализации внеурочной деятельности. На внеклассных мероприятиях по английскому языку дети познают культуру стран изучаемого языка (Приложение2). Благодаря профилю гимназии №10 (углубленное изучение предметов образовательной области «Искусство») учащиеся владеют знаниями по таким предметам, как музыкальная литература, хор, оркестр, народно-сценический, историко-бытовой, классический танцы, и т.д. В результате обычное развлекательно-досуговое мероприятие превращается в настоящий праздник, на котором дети представляют страны изучаемого языка, их музыкальные и танцевальные традиции, играют в национальные игры, рассказывают о фольклорном и литературном наследии в доступной для них форме.
В рамках урока также предполагается обращение учащихся к разным областям знаний. Так, в рамках одного учебного раздела реализация межпредметных и интегративных связей планируется на разных уровнях (упоминание; прямая ссылка на тему; отдельное занятие, построенное с опорой на межпредметную тему). Учитель английского языка на уроке «исполняет» разные роли, выступает не только в качестве лингвиста, но и географа, литератора, историка и т.д.
Нами разработана таблица, демонстрирующая возможность использования межпредметных и интегративных связей на уроках английского языка в 5 классе в рамках ФГОС ООО (Приложение 1); показана целесообразность организации внеклассной деятельности учащихся по предмету как логического продолжения образовательного процесса по английскому языку (Приложение 2).
Результатом работы учителя, использующего на уроках и во внеурочной деятельности межпредметные и интегративные связи, непременно станет совершенствование речевой культуры учащихся, расширение знаний детей о культуре стран изучаемого языка. Также на момент окончания пятого класса ученики получат возможность овладеть навыками работы с информацией (смысловое чтение, навыки исследовательской деятельности, развитие коммуникативной компетенции), освоить все формы работы, присутствующие на уроках английского языка: чтение, говорение, аудирование, устная и письменная речь.
Приложение 1
№ темы
Тематическое планирование по предмету «Английский язык» 5 класс (Английский язык. 5 класс.
И.Н.Верещагна, О.В.Афанасьева)
Межпредметные связи в обучении (актуализация материала предметов учебного плана 3-5 классов)
Виды учебной деятельности (реализация деятельностного подхода в рамках ФГОС ООО)
Русский язык 5 класс: Синтаксис. Фонетика. Орфография. Культура речи. Морфемика. Имя существительное. Глагол.
Окружающий мир 3 класс: Твои родные и твоя Родина в потоке времени.
Литературное чтение 3 класс: Прощание с летом.
Риторика 3 класс: Правильная речь.
Обществознание 5 класс:
Характеризовать семью и семейные отношения.
Характеризовать ближайшее окружение.
Русский язык 5 класс:
Обозначать смысловые связи между главными и зависимыми словами и словосочетаниями.
Характеризовать смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.
Моделировать интонационную окраску различных по цели высказывания предложений.
Распознавать виды второстепенных членов предложения.
Распознавать гласные звуки, различают ударные и безударные.
Распознавать согласные звуки.
Активизировать знание алфавита.
Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
Располагать слова в алфавитном порядке, отрабатывать навыки поиска слов в словаре.
Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать окончание как формообразующую морфему.
Выделять в слове окончание.
Определять имя существительное кок самостоятельную часть речи, характеризовать морфологические притоки имени существительного, его синтаксическую роль.
Устанавливать, какой частью речи являются приведённые в текстах слова.
Определять род имён существительных.
Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
Определять глаголы-сказуемые в предложениях.
Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ.
Определять время глагола.
Окружающий мир 3 класс:
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи.
Обмениваться с одноклассниками сведениями о прошлом и настоящем своей семьи.
Соотносить годы с конкретными веками.
Литературное чтение 3 класс:
Воспринимать на слух тексты, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть.
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.
Писатьсочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.
Риторика 3 класс:
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Окружающий мир 4 класс: Человек в мире людей. Человек и многоликое человечество.
Риторика 4 класс:
Общение. Обобщение.
Риторика 3 класс:
Вежливое общение. Правильная речь.
Обществознание 5 класс:
Характеризовать ближайшее окружение.
Описывать поведение человека в различных малых группах.
Приводить примеры межличностных отношений.
Русский язык 5 класс:
Осознавать роль общения, коммуникативных умений в жизни человека.
Читать и анализировать текст.
Озаглавливать текст упражнения.
Овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.
Работать в группе.
Моделировать ситуацию диалога.
Различать прямое и переносное значение слова.
Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать окончание как формообразующую морфему.
Выделять в слове окончание
Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
Определять глаголы-сказуемые в предложениях.
Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ.
Определять время глагола.
Окружающий мир 4 класс:
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов.
Риторика 4 класс:
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.
Разыгрывать этикетные диалоги.
Риторика 3 класс:
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.
Русский язык 5 класс: Вспоминаем, повторяем, изучаем. Морфемика. Имя существительное. Глагол.
Окружающий мир 4 класс: Человек в мире людей
Литературное чтение 4 класс: Любимые книги.
Литературное чтение 3 класс: Летние путешествия и приключения.
Обществознание 5 класс:
Приводить примеры семейных традиций и обычаев.
Характеризовать ближайшее окружение.
Описывать поведение человека в различных малых группах.
Приводить примеры межличностных отношений.
Русский язык 5 класс:
Овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.
Работать в группе.
Моделировать ситуацию диалога.
Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать окончание как формообразующую морфему.
Выделять в слове окончание.
Определять имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризовать морфологические притоки имени существительного, его синтаксическую роль.
Устанавливать, какой частью речи являются приведённые в текстах слова.
Определять род имён существительных.
Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
Определять глаголы-сказуемые в предложениях.
Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ.
Определять время глагола.
Окружающий мир 4 класс:
· Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Литературное чтение 4 класс:
· Воспринимать на слух тексты, отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, высказывать мнение о нем.
· Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
· Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
· Участвовать в диалоге.
· Конструировать монологическое высказывание.
Литературное чтение 3 класс:
Воспринимать на слух тексты, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть.
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы,
нужный темп и тон речи.
Писатьсочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.
4
Путешествия
География 5 класс:
Развитие географических знаний о земной поверхности.
Обществознание 5 класс:
Человек в обществе.
Русский язык 5 класс:
Язык и общение. Вспоминаем, повторяем, изучаем. Фонетика. Имя существительное.
ИЗО 4 класс:
Древние города твоей земли. Каждый народ художник.
Окружающий мир 3 класс: Современная Россия.
Литературное чтение 3 класс: Летние путешествия и приключения.
Риторика 3 класс:
Текст, пересказ.
География 5 класс:
Уметь работать с различными источниками информации – планами местности, географическими картами.
Обществознание 5 класс:
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности и разных национальностей.
Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиций толерантности.
Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни.
Русский язык 5 класс:
Осознавать общения, коммуникативных умений в жизни человека.
Читать и анализировать текст. Озаглавливать текст упражнения.
Овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.
Работать в группе.
Распознавать виды второстепенных членов предложения.
Распознавать гласные звуки, различают ударные и безударные.
Распознавать согласные звуки.
Активизировать знание алфавита.
Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
Располагать слова в алфавитном порядке, отрабатывать навыки поиска слов в словаре.
Определять имя существительное кок самостоятельную часть речи, характеризовать морфологические притоки имени существительного, его синтаксическую роль.
Устанавливать, какой частью речи являются приведённые в текстах слова.
Определять род имён существительных.
Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
ИЗО 4 класс:
Знать отличительные черты древнерусской архитектуры.
· Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
· Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
· Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
Окружающий мир 3 класс:
· Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран.
Литературное чтение 3 класс:
· Воспринимать на слух тексты, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
· Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть.
· Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
· Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы,
· нужный темп и тон речи.
· Писатьсочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.
Риторика 3 класс:
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.
5
Сколько стран – столько обычаев
География 5 класс:
Развитие географических знаний о земной поверхности.
ИЗО 5 класс:
Связь времен в народном искусстве.
Литература 5 класс:
Устное народное творчество.
Обществознание 5 класс:
Человек в обществе.
Русский язык 5 класс:
Язык и общение. Вспоминаем, повторяем, изучаем. Морфемика. Имя прилагательное
ИЗО 4 класс:
Истоки искусств твоего народа. Каждый народ художник.
Окружающий мир 4 класс: Человек в мире людей. Человек и многоликое человечество.
Окружающий мир 3 класс:
Твои родные и твоя Родина в потоке времени.
Современная Россия.
География 5 класс:
Уметь работать с различными источниками информации – планами местности, географическими картами.
ИЗО 5 класс:
· Распознавать и называтьигрушки ведущих народных художественных промыслов.
Литература 5 класс:
Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.
Пересказыватьсказку.
Обществознание 5 класс:
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности и разных национальностей.
Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиций толерантности.
Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни.
Русский язык 5 класс:
Осознавать роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека.
Читать и анализировать текст. Озаглавливать текст упражнения.
Работать в группе.
Моделировать ситуацию диалога.
Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать окончание как формообразующую морфему.
Выделять в слове окончание.
Определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Составлять предложения с именами прилагательными.
ИЗО 4 класс:
Знать отличительные черты древнерусской архитектуры.
· Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
· Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
Окружающий мир 4 класс:
Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов.
Окружающий мир 3 класс:
Соотносить годы с конкретными веками.
6
Континенты и страны
География 5 класс:
Развитие географических знаний о земной поверхности.
Обществознание 5 класс:
Человек в обществе.
Русский язык 5 класс:
Синтаксис.Фонетика. Имя прилагательное. Глагол
Окружающий мир 4 класс:
Человек и прошлое человечества. Человек и многоликое.
Человек и единое человечество.
ИЗО 4 класс:
Истоки искусств твоего народа. Каждый народ художник.
Окружающий мир 3 класс: Современная Россия.
География 5 класс:
Знакомство с различными источниками информации – планами местности, географическими картами.
Обществознание 5 класс:
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности и разных национальностей.
Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиций толерантности.
Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни.
Русский язык 5 класс:
Обозначать смысловые связи между главными и зависимыми словами и словосочетаниями.
Характеризовать смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.
Моделировать интонационную окраску различных по цели высказывания предложений.
Распознавать виды второстепенных членов предложения.
Распознавать гласные звуки, различают ударные и безударные.
Распознавать согласные звуки.
Актуализировать знание алфавита.
Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
Располагать слова в алфавитном порядке, отрабатывать навыки поиска слов в словаре.
Определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Составлять предложения с именами прилагательными.
Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
Определять глаголы-сказуемые в предложениях.
Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ.
Определять время глагола.
Окружающий мир 4 класс:
· Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов.
· Отличать друг от друга эпохи всемирной истории.
ИЗО 4 класс:
Знать отличительные черты древнерусской архитектуры.
· Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
· Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
Окружающий мир 3 класс:
· Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран.
7
Мир вокруг нас
Обществознание 5 класс:
Человек в обществе.
Русский язык 5 класс:
Язык и общение. Вспоминаем, повторяем, изучаем. Имя прилагательное
Окружающий мир 4 класс:
Человек и единое человечество. Человек и многоликое человечество.
Окружающий мир 3 класс: Современная Россия..
Риторика 3 класс:
Текст, пересказ.
Обществознание 5 класс:
· Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
· Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности и разных национальностей.
· Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиций толерантности.
· Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни.
Русский язык 5 класс:
Осознавать роль общения, коммуникативных умений в жизни человека.
Читать и анализировать текст.
Овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.
Работать в группе.
Моделировать ситуацию диалога.
Читать текст, определяют его тему, высказывают и обосновывают свое мнение о тексте.
Распознавать виды второстепенных членов предложения.
Различать прямое и переносное значение слова.
Определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Составлять предложения с именами прилагательными.
Окружающий мир 4 класс:
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов.
Отличать друг от друга эпохи всемирной истории.
Окружающий мир 3 класс:
Обсуждать правила поведения в различных ситуациях: в парке, в лесу, на реке и озере, которые не вредят природе.
Характеризовать влияния современного человека на природу.
Приводить примеры работы людей по сохранению природы.
Риторика 3 класс:
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
8
Великобритания
География 5 класс:
Развитие географических знаний о земной поверхности.
Обществознание 5 класс:
Человек в обществе.
Русский язык 5 класс:
Язык и общение. Фонетика.
Окружающий мир 4 класс:
Человек и прошлое человечества. Человек и многоликое человечество.
ИЗО 4 класс:
Каждый народ художник.
Окружающий мир 3 класс:
Твои родные и твоя Родина в потоке времени.
География 5 класс:
Уметь работать с различными источниками информации – планами местности, географическими картами.
Обществознание 5 класс:
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности и разных национальностей.
Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиций толерантности.
Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни.
Русский язык 5 класс:
Читать и анализировать текст.
Овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.
Распознавать гласные звуки, различают ударные и безударные.
Распознавать согласные звуки.
Актуализировать знание алфавита.
Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
Располагать слова в алфавитном порядке, отрабатывать навыки поиска слов в словаре.
Различать прямое и переносное значение слова.
Окружающий мир 4 класс:
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов.
Отличать друг от друга эпохи всемирной истории.
ИЗО 4 класс:
· Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
Окружающий мир 3 класс:
Соотносить годы с конкретными веками.
9
Здоровье. Здоровый образ жизни
Обществознание 5 класс:
Человек в обществе.
Русский язык 5 класс:
Язык и общение. Вспоминаем, повторяем, изучаем. Глагол
Окружающий мир 3 класс: Современная Россия.
Обществознание 5 класс:
Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни.
Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни
Русский язык 5 класс:
Читать и анализировать текст.
Овладевают приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.
Работать в группе.
Моделировать ситуацию диалога.
Читать текст, определять его тему, высказывать и обосновывать свое мнение о тексте.
Различать прямое и переносное значение слова.
Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
Определять глаголы-сказуемые в предложениях.
Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Определяют время глагола.
Окружающий мир 3 класс:
Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с разными людьми.
10
Игры и спорт
Русский язык 5 класс:
Язык и общение. Морфемика. Имя существительное. Глагол
Риторика 3 класс:
Текст, пересказ.
Русский язык 5 класс:
Осознавать роль общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст.
Озаглавливать текст упражнения.
Овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.
Работать в группе.
Моделировать ситуацию диалога.
Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Определять имя существительное кок самостоятельную часть речи, характеризовать морфологические притоки имени существительного, его синтаксическую роль.
Устанавливать, какой частью речи являются приведённые в текстах слова.
Определять род имён существительных.
Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
Определять глаголы-сказуемые в предложениях.
Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ.
Определять время глагола.
Риторика 3 класс:
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.
11
Магазины и покупки
Русский язык 5 класс: Вспоминаем, повторяем, изучаем. Морфемика. Имя существительное. Имя прилагательное.
Риторика 4 класс:
Общение. Обобщение.
Риторика 3 класс:
Вежливое общение.
Русский язык 5 класс:
Читать текст, определяют его тему, высказывать и обосновывать свое мнение о тексте.
Распознавать виды второстепенных членов предложения.
Активизировать знание алфавита.
Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
Располагать слова в алфавитном порядке, отрабатывать навыки поиска слов в словаре.
Различать прямое и переносное значение слова.
Осознать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать окончание как формообразующую морфему.
Выделять в слове окончание.
Определять имя существительное кок самостоятельную часть речи, характеризовать морфологические притоки имени существительного, его синтаксическую роль.
Устанавливать, какой частью речи являются приведённые в текстах слова.
Определять род имён существительных.
Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Составлять предложения с именами прилагательными.
Риторика 4 класс:
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.
Разыгрывать этикетные диалоги.
Риторика 3 класс:
· Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо) в разных ситуациях.
12
Повторение
Русский язык 5 класс: Вспоминаем, повторяем, изучаем. Синтаксис. Морфемика. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Повторение и систематизация изученного.
Риторика 4 класс:
Общение. Обобщение.
Риторика 3 класс:
Правильная речь. Текст, пересказ.
Русский язык 5 класс:
· Читать текст, определять его тему, высказывать и обосновывать свое мнение о тексте.
· Обозначать смысловые связи между главными и зависимыми словами и словосочетаниями.
· Характеризовать смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.
· Моделировать интонационную окраску различных по цели высказывания предложений.
· Распознавать виды второстепенных членов предложения.
· Распознавать гласные звуки, различают ударные и безударные.
· Распознавать согласные звуки.
· Актуализировать знание алфавита.
· Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.
· Располагать слова в алфавитном порядке, отрабатывать навыки поиска слов в словаре.
· Осознать роль морфем в процессах формо- и словообразования.
· Опознавать окончание как формообразующую морфему.
· Выделять в слове окончание.
· Определять имя существительное кок самостоятельную часть речи, характеризовать морфологические притоки имени существительного, его синтаксическую роль.
· Устанавливать, какой частью речи являются приведённые в текстах слова.
· Определять род имён существительных.
· Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
· Определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
· Составлять предложения с именами прилагательными.
· Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
· Определять глаголы-сказуемые в предложениях.
· Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ.
· Определять время глагола.
Риторика 4 класс:
Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.
Разыгрывать этикетные диалоги.
Риторика 3 класс:
· Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
· Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№
Внеурочная деятельность по предмету «Английский язык»
Содержание мероприятия
Реализация межпредметных связей
1
Образовательная система в Великобритании и США
Внеурочное мероприятие, рассчитанное на проведение в одном классе (1 урок). Мероприятие включает в себя исследовательское задание.
Мероприятия предполагают использование УУД, сформированных в рамах следующих предметов:: Русский язык 5 класс, География 5 класс, Окружающий мир 3-4 класс, Литературное чтение 3-4 классы, Риторика 3-4 классы, Историко-бытовой танец 5 класс, Музыкальная литература 5 класс.
2
Праздник «Хэллоуин»
Внеурочное мероприятие, рассчитанное на проведение среди нескольких классов (3 часа). Мероприятие включает в себя исследовательское задание (узнать о традициях и обычаях праздника), творческие традиционные задания для этого праздника (вырезать тыкву, приготовить традиционное блюдо, одеть костюм и т.д.), а также развлекательные мероприятия (тематическая вечеринка, традиционные игры).
3
Праздник «Рождество»
Внеурочное мероприятие, рассчитанное на проведение среди нескольких классов (3 часа). Мероприятие включает в себя исследовательское задание (узнать о традициях и обычаях праздника), творческие традиционные задания для этого праздника (разыграть сценку Рождества Христова, спеть Рождественские песни, подготовить традиционную открытку и подарок для одного из детей и т.д.), а также развлекательные мероприятия (тематическая вечеринка).
4
Праздник «День Святого Валентина»
Внеурочное мероприятие, рассчитанное на проведение в одном классе (1 урок). Мероприятие включает в себя исследовательское задание (узнать о традициях и обычаях праздника), творческие традиционные задания для этого праздника (сделать своими руками традиционную открытку согласно правилам и подарить ее).
5
Майский праздник в Великобритании. Карнавал.
Внеурочное мероприятие, рассчитанное на проведение среди нескольких классов (3 часа). Мероприятие включает в себя исследовательское задание (узнать о традициях и обычаях праздника), творческие традиционные задания для этого праздника (подготовить песни, танцы, фокусы, рисунки, стихотворения, костюмы для карнавала и т.д.).