Submitted by Алевтина Михайловна Чемеева on чт, 21/03/2013 - 06:27
Форма проведения:нравственная беседа с элементами дискуссии.
Подготовительная работа к классному часу:
Анкетирование учащихся по теме классного часа.
Конкурс сатирических плакатов «Будни и праздники зависти».
Создание классной книги рассказов о нравственности «Азбука нравственности».
Подбор необходимой литературы, газетных и журнальных статей для проведения классного часа.
Оборудование:ребус, листы бумаги и цветные карандаши (по количеству детей), нарисованные три языка пламени с надписями, лейка и спичка, круги желтые и зеленые (по количеству детей), правила и пословицы (по количеству детей), антураж и предметы для инсценировки.
Ход:
Организационный момент.
Все учащиеся садятся в круг для того, чтобы видеть друг друга.
Вступительное слово.
- Ребята, сядьте поудобнее, возьмитесь тихонько за руки. Почувствуйте дружеское тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу!
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Глубоко вздохните и выдохните… Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.
Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… И все то прекрасное, что вы услышите и вдохнете, пусть согреет ваше сердце.
А радость зазвучавшая в вашем горячем сердечке, станет слышна людям. И мы с вами закроем глаза, прислушаемся к ее звучанию, и попытаемся понять смысл того, что я вам сейчас прочитаю.
Жил в дагестанском ауле мастер граверных дел. Никто не мог превзойти его в мастерстве, не было ему равных в ауле, да и по всей округе. Он очень этим гордился. Не было у него учеников. Свои профессиональные секреты держал он в тайне и ни с кем не делился своим мастерством. Даже свой дом он построил так, чтобы не выходили окна дома на улицу: боялся мастер, что кто-нибудь подглядит, как он работает.
Однажды пришли к нему люди и принесли кубок необычайной красивой ручной работы.
- Вот, - сказали ему люди, - появился в нашем ауле еще один Мастер, работы которого не только не хуже твоих, но и превосходят их по мастерству.
- Это не человек, - сказал мастер, рассматривая кубок. – Не может живой человек сделать такую тонкую работу!
Тогда люди привели к мастеру юношу, чьи руки сделали необычный кубок. Мастер убедился, что люди правы. Юноша превзошёл его в мастерстве. Мастер ещё долго рассматривал кубок, а затем ушёл в свою мастерскую.
Утром аул узнал, что мастер умер – его сердце не смогло выдержать зависти к молодому юноше-умельцу, создавшему великолепной красоты кубок.
На листках нарисована таблица с буквами алфавита и цифрами, необходимо с помощью этой таблицы разгадать зашифрованное слово.
Сегодня, ребята, наш разговор будет посвящен именно этому человеческому качеству, которое получило название – зависть.
- Как вы понимаете это слово?
- Знакомо ли вам это чувство, встречались ли вы с ним в своей жизни?
- Какие чувства вызывает у вас рассказанная притча?
- Что помешало старому мастеру признать мастерство своего юного коллеги?
- Можно ли зависть представить?
Разминка:Закройте глаза, представьте человека доброго, его глаза, походку...
- А как, на ваш взгляд, выглядит человек, испытывающий чувство зависти?
- А можно ли увидеть по внешнему виду человека — завистливый он или нет? Почему?
(Он не умеет скрывать своих чувств. Они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми очень трудно иметь дело.)
Откройте глаза. У каждого на парте лежит чистый листок бумаги и карандаши. Нарисуйте зависть, какой вы ее представляете.
(Дети рисуют...)Можно предложить детям нарисовать на листочках символы к слову «зависть» (работа в группах)
Ребята могут нарисовать:
- засохшее дерево;
- червивое яблоко;
- ядовитую змею;
- раненое сердце и т.п.
Рисунки прикрепляются к доске, и учитель организует обсуждение символов.
II. Основная часть.
Знакомство с понятием «зависть».
В словаре С.И.Ожегова читаем: «Зависть– чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».
-Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали? (Ответы детей).
Зависть – чувство, от которого страдает не только тот человек, которому завидуют, но, в первую очередь, сам завистник. Зависть разъедает здоровье, уродует душу человека. Завидуют все, без исключения, но многие не понимают этого, ибо не умеют наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, - значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, с братьями-сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, умнее и богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.
Отрывок из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- О чем говорится в сказке?
Вспомним сказку А.С Пушкина «О рыбаке и рыбке».
- Чему учит нас А.С.Пушкин?
Зависть ведет нас к «разбитому корыту».
Объект зависти – человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Когда едешь в маршрутном такси, завидуешь тому, кто едет в «Жигулях», в «Жигулях» - завидуешь тому, кто в «БМВ». Толстый завидует худому, голодный – сытому, старый – молодому.
Притча о зависти.
Как – то раз один мужик
В гости к Богу напросился,
Бог в настрое добром был –
С мужиком разговорился.
Говорит – раз ты, мужик,
Не боишься моей силы –
Просьбу выполню, старик,
Но о большем не проси, мол.
Просьбу выполню одну,
Но запомни, непоседа –
Дважды больше я смогу
Этого же дать соседу.
Думал, думал мужичок –
Что ж караешь так, Всевышний.
Почесал свой локоток –
Выколи мне глаз – он лишний!
Что ещё могу сказать –
Ни добавить, ни отнять.
- Ребята, что высмеивает притча?
Работа с пословицами.
Русский народ не обошел своим вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Давайте разберем их.
Задание.
Соедини части так, чтобы получились пословицы:
На чужое добро там и зависть.
У зависти глаза глаза разгораются.
Где счастье, а добрый от жалости.
Злой плачет от зависти, злые.
- Какова причина зависти?
Эгоизм, равнодушие, бедность (обратить внимание на это, сказав, что сейчас наша страна переживает такой период, когда у многих людей небольшая зарплата. Означает ли это, что все люди – завистники?)
- Какие вы знаете способы достижения желаемого? О чем вы мечтаете?
(Возможные ответы детей: заработать, накопить, занять, украсть и т.д. Учитель фиксирует ответы детей на доске).
- Давайте отметим законные способы знаком «+», а незаконные знаком «-».
- Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых?
- Приятно ли общаться с завистником?
- Какие качества нужны человеку, чтобы законным способом достичь цели? (Воля, трудолюбие, целеустремленность, терпение).
Итак, от зависти приходят к человеку:
смерть ложь
болезнь горе
- Подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство? Почему?
Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали слова «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть – самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринимать, чтобы человек, которому завидуют, потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.
- Как вы понимаете выражение «белая зависть»?
Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.
Релаксация «Сотвори себе солнце».
- В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.
- Мысленно направляем к ней лучик, который несет Любовь. Звездочка увеличилась.
- Направляем лучик, который несет Мир. Звездочка опять увеличилась.
- Направляем лучик с Добром. Звездочка стала еще больше.
- Я направляю к звездочке лучики, которые несут Здоровье, Радость, Тепло, Свет, Нежность, Ласку.
- Теперь звездочка становится еще больше, как солнце. Оно несет тепло всем-всем (руки в стороны, перед собой).
Прослушивание сказки «Покупатель зависти».
- Почему люди хотят, чтобы что-то у них было лучше, чем у остальных?
- На какие размышления наводит вас сказка?
– В чем поучительный смысл сказки?
Вывод:Не желай того, что принадлежит твоему ближнему.
Послушайте стихотворение «Завистливая Катя».
Всем завидовала Катя:
Аня ходит в новом платье,
Таня – в шелковой косынке,
Бант у Даши, как картинка!
У Наташи день рожденья –
Будут торт и поздравленья.
Машу нынче похвалили,
А меня опять забыли!
И сказала мама Кате:
- Не завидуй, дочка, хватит!
Зависть нас не украшает,
Зависть людям жить мешает.
Не завидуй, а сумей
Радоваться за друзей!
- Чему завидовала Катя?
Правила
• Развивай в себе хорошие качества: доброту, терпение, уважение к другим людям.
• Радуйся успехам одноклассников и друзей, а они порадуются за тебя.
• Чаще занимайся своим любимым делом, научи этому своих друзей.
• Помни, что в каждом человеке больше достоинств, чем недостатков. Расти достойным человеком!
- Пригодятся ли вам эти правила?
Вот мы и затушили костёр зависти (учитель делает это импровизированной лейкой). В Древней Лидии существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба никогда не поселились в их детских душах.
Я предлагаю вам, ребята, избавиться от зависти. Чтобы в нашей семье царили только доброта, любовь и согласие. Возьмите в руки лица завистливых людей, которые вы рисовали и разорвите их на маленькие кусочки.
(Учителя вместе с учениками рвут рисунки, на которых они изобразили зависть, а мусор складывают в черный пакет)
ІІІ. Итог.
- О чём мы говорили сегодня на занятии?
Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся злоба и зависть. Оцените свою работу на уроке, если вы работали, рассуждали и вам принесло это удовлетворение, поднимите зелёный квадрат. Если вы были с чем-то не согласны, стеснялись что-то сказать, поднимите жёлтый квадрат.