Submitted by Алевтина Михайловна Чемеева on Wed, 20/03/2013 - 20:43
Ход:
Вступительное слово учителя.
О, сколько нам открытий чудных,
Счастливых, и порою трудных,
Готовит жизненный наш путь!
Считать пытался кто-нибудь?
Ребенок открывает маму…
Ученый – тайны бытия…
Но в чем сокрыта тайна счастья?
У всех позиция своя.
Сегодня спорить мы не будем,
Здесь неуместен жаркий спор.
Напомнит истины простые
Нам задушевный разговор.
Фонограмма. Тихо звучит лирическая мелодия, настраивающая на задушевный разговор.
Сегодня, ребята, предстоит очень важный разговор. Тему нашего занятия вы узнаете только после того как решите задание. Необходимо из данных слов составить правильное предложение (коррекционно-развивающее задание). Итак, тема занятия «Живет на свете красота»
Живет на свете красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда «открыта» нашим взглядам
Всегда прозрачна и легка.
Живет на свете красота.
- А что такое красота?
На этот вопрос мы и должны с вами ответить.
-Посмотрите и назовите то – что находится у меня на столе.
(Дети перечисляют)
- Правильно. Но знаете ли вы о том, что в каждом из этих предметов скрыта тайна?
Давайте ещё раз посмотрим на них.
-Вот матрешка. Вы с ней знакомы? У неё внутри ещё матрешки. Она очень красивая.
-Вот русский платок, он красивый? Посмотрите на это чудо. Роза – королева цветов. Какие нежные лепестки, как светлые оттенки переходят в более темные. Приглядитесь, роза как будто вся переливается и сияет. Правда, она красивая?
-А теперь свой взор перенесите вот на этот портрет. Русский художник Борис Кустодиев. Этот художник рассказывает о событиях так достоверно, что, рассматривая и всматриваясь в его картины, становишься очевидцем происходящего.
Одна из самых известных картин Кустодиева «Масленица». Сцена масленичного катания на лошадях превращается в яркий необычно гармоничный образ красоты национального русского праздника. Не правда ли картина восхищает нас необыкновенной русской удалью.
А вас восхищает картина?
Именно, картина восхищает радостной гармонией красок, их разноцветьем. Небо зеленое, с золотыми и розовыми отблесками, купола церквей одеты в снежные шубы и шапки. Навстречу друг другу катят сани – разрумянились лица людей. Весело и резво бегут по сугробам лошади.
_Позади праздничное веселье, а красота запечатленная художником, останется навсегда – нам на радость.
Художники рисуют красоту кистями и красками, а поэты словом.
Давайте послушаем стихотворение Есенина и представим себе то – о чем говорит поэт.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
Сергей Есенин.
- Какую картину вы себе представили?
-Красивую картину нарисовал поэт словом?
А вот еще одно чудо. Звучит музыка. Во время музыкального исполнения воспитатель произносит слова.
Сейчас звучит музыка английского композитора Антонио Вивальди «Времена года». Кто-то из вас загрустил, а у кого-то стало на сердце теплее. Кто-то вспомнил зимний пейзаж, кто-то осенний лес. Композитор жил давно, а мы слушаем его музыку, и он как будто что-то рассказывает нам, дарит нам красоту.
- Понравилась вам музыка?
- А вы заметили, какие разные перед нами вещи.
Вот роза – царица цветов, вот платок, в который можно укутаться холодным вечером, вот томики стихов, читая которые мы грустим или радуемся. И музыка, до поры до времени притаившаяся в этом диске, бередит нашу душу. Какие разные вещи! А мы говорим про них, что все они красивы.
- Какая же тайна скрыта в этих предметах?
Тайна красоты.
А самое главное, красота русская в каждой вещи поет и жизни радуется. И каждая эта вещь хранит тепло рук мастера. Как разнообразна красота! Она в цветке и звездах на ночном небе, она в творениях рук человеческих. Красота всюду, её надо только видеть.
Звучит спокойная музыка.
Давайте внимательно посмотрим друг на друга, может и мы заметим красоту.
- Ну что, увидели красоту друг в друге или нет?
(Ответы детей)
Да, молодцы, но вы заметили только внешнюю красоту. Картины, музыка, стихи, платки, внешность человека, т.е. что мы видим, слышим и нам нравится – это эстетическая красота, т.е. внешняя. Но не может быть этой красоты, не могут творить красоту руки, глаза видеть все прекрасное, если не будет рядом внутренней красоты, ведь душевная красота и творит чудеса. А для того, чтобы лучше разобраться, что же такое внутренняя красота, мы с вами отправимся в необычное путешествие в мир Красоты.
Остров пословиц.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц. Ребята, сначала прочитайте пословицы и поговорки про себя, теперь прочитайте вслух каждую и объясните смысл.
(Каждой паре выдаются рассыпанные пословицы. Нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить её на лист, обсудить в чем заключается смысл этой пословицы, затем рассказать свое мнение.)
На языке мед, а под языком лёд. (Лесть, лицемерие)
Скупой запирает крепко, а потчует редко. (Скупость)
Умный молчит, когда дурак ворчит. (Мудрость)
Заглянуло солнце в наше оконце. (Счастье, радость)
Кто много обещает, тот мало делает. (Честность)
Под лежачий камень и вода не течет. (Трудолюбие, лень)
Город добрых дел.
А теперь я предлагаю вам всем поучаствовать в одной игре. Вам каждому нужно будет записать свои пожелания и добрые дела, которые бы вы хотели пожелать и сделать кому-нибудь из близких вам людей. В давние времена люди использовали вот такие рукописные свитки. В них вы и запишите свои пожелания и добрые дела. А мы сохраним эти свитки и в дальнейшем узнаем, как ваши желания исполнились.
(Дети по рядам записывают на 3 свитках свои пожелания или добрые дела, которые бы они хотели совершить. После выполненной работы учитель зачитывает самые интересные записи детей.)
Сказочная долина
Да, непросто, оказывается, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину.
Изложение содержания казахской народной сказки «Щедрый и скупой». (Заставка из мультфильма «Сказка о жадности»)
Однажды Щедрый и Скупой вздумали вместе идти на поклонение. Скупой всю дорогу пользовался хлебом и водой Щедрого. Наконец у Щедрого все запасы истощились. Он стал просить у Скупого, но тот ему сказал, что не желает оказаться в таком же положении и поэтому ничего не даст. Щедрый не мог следовать дальше и остался в пещере, до которой они дошли. Скупой пошел один.
В пещере, чтоб утолить голод, Щедрый взял в рот какую-то травку и с этой минуты стал понимать язык всех растений и животных. К вечеру в пещеру вбежали волк и лисица, прилетела сорока. Лисица спросила сороку, что она ела сегодня. Та ответила, что до сих пор голодна.
А вот под этим тоннелем есть мышонок, — сказала лисица. — Он постоянно играет золотыми монетами и, любуясь ими, насыщается.
Волк указал на противоположные горы и рассказал, что там есть бай, имеющий тысячу баранов и одного золотого козла, благодаря чему он, волк, сыт. Если голову козла отдать слепому, он станет зрячим.
А вот под теми деревьями хранится казна, оставшаяся после семи царей, — сказала лисица, — и я по милости аллаха сыта.
Рано утром звери ушли из пещеры. Щедрый отправился к мышиной норе и нашел там золотые монеты. Затем Щедрый пошел к баю и купил у него козла. Щедрый знал, что у царя есть слепая дочь. Пошел он к царю и вызвался вылечить его дочь. Царь согласился. Голова козла тут же была сварена и подана слепой дочери царя. Она съела и тотчас стала видеть.
Обрадованный царь выдал дочь за Щедрого и устроил той. Царь сказал зятю, что готов исполнить любое его желание. Щедрый попросил у царя тот самый родник, где под деревьями хранилась казна. Царь согласился отдать ему этот родник. Достал Щедрый казну и стал жить со своей женой в веселье и довольстве.
Вернулся Скупой и позавидовал Щедрому. Он спросил его: Как ты сумел стать богатым? А я скитаюсь, переношу голод и холод…
Щедрый рассказал ему все без утайки. Скупой отправился в пещеру. Спрятался, ожидая зверей и сороку. Ночью они появилися… Первой вошла лиса. Она стала говорить, что кто-то слышал их разговор и похитил все достояние, надо быть осторожными. Лисица предложила обыскать пещеру, нет ли в ней кого. Стали искать. Вдруг лисица закричала: «В пещере человек!»
Волк схватил Скупого и растерзал…
Беседа по вопросам:
— Подумайте и скажите, о ком говорится в сказке.
— Чему учит вас сказка?
— Почему повезло Щедрому?
— К чему приводит жадность?
Щедрость— бесценное качество человека, оказание бескорыстной помощи. Проявлять щедрость — значит, стремиться помогать тем, кто нуждается в помощи. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддержать добрым словом, теплым взглядом.
— А как вы считаете, кому нужна помощь?
— Оказываете ли вы помощь?
Земля душевной красоты.
Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
Далее воспитатель обращает внимание детей на крупные разноцветные кубики, разложенные на коврике, на которых прикреплены таблички со словами:
УВАЖЕНИЕ, ЛЕНЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ВЕЖЛИВОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ЗАВИСТЬ, ДОБРОТА, ЖАДНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ЗАБОТА, ЛЖИВОСТЬ, ХВАСТОВСТВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЩЕДРОСТЬ, ЛЮБОВЬ, и т. д.
Воспитатель:
Пред вами кубики – смотрите!
На них слова тихо прочтите,
И каждый для себя возьмите
Лишь то, чем в жизни дорожите.
(Каждый ученик выбирает для себя кубик со словом.)
Теперь всем кубик покажите,
Красивый домик здесь сложите,
И выбор этот объясните.
(Ученики читают слово, написанное на кубике, как могут, объясняют, почему выбрали именно это слово, что оно для них значит.)
- Прочитайте теперь те слова, которые вам не понравились. Почему?
Ответы детей.
Подводя итоги, воспитатель показывает всем кубик со словом «любовь» и объясняет:
А я возьму слово «любовь», потому что без любви невозможны искренность и честность, уважение и терпение, доброта и забота, взаимопомощь и взаимопонимание. Посмотрите что у нас с вами получилась.
Обидят тебя - тянет тоже обидеть,
И хочется все и везде ненавидеть.
А любят тебя – хочешь тоже любить
И сразу светлее и радостней жить.
А может кого-то не стоит нам ждать?
А лучше всего самому начинать?
Не множить обиды, а прямо с утра
Идти в этот мир по дороге добра.
- Кого же мы называем добрым человеком?
Добравшись до земли душевной красоты вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Путь к красоте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть внутренне красивым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Учёные отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный. Последний “ломается”, впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на себе, он не способен найти ни в чём утешение. Добрый же, когда его постигнет несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всём прекрасном и светлом, в любимых родных и близких, друзьях, а также в любимом труде.
Чёрствое сердце не спрячешь, и оно отталкивает людей.
Доброе же сердце - магнит.
Давайте мы с вами попробуем сделать наши руки добрыми, теплыми.
«Цепочка доброты»(поглаживания ладони соседа по кругу). Как вы думаете, что могут добрые теплые руки? - Они могут дарить ласку.
-Будьте щедрыми в ласке. Только ласка и ваше душевное тепло могут растопить холод, помните, что ваши руки обладают магической силой влияния, порой куда больше, чем слово.
- Итак, ребята, сможем ли мы теперь ответить на вопрос. Что такое красота, и какая она бывает.
Красота – это то, что приносит человеку радость. Вы согласны? Да, красота – это радость, которую мы творим своими руками, своей душой. Так давайте же творить и дарить людям красоту! Давайте вместе подумаем вот о чем. Не так уж трудно узнать, гнилой орех или нет. Расколол - и увидел. А как узнать человека? Чего в нем больше: хорошего или плохого?
Вывод:человек узнается по его делам, поступкам.
И когда вы, ребята, совершаете какой-то поступок, то задумайтесь: радость вы приносите себе или кому-то или причиняете горе.
Кто много горя испытал,
Достоин счастья тот.
Жизнь только закаляет нас
И дарит нам восторг.
Родного неба широта
Пусть округляет нас
Душевной щедрости запас рождает красоту.
Не будет горд никто из нас и не предаст мечту.
И не иссякнет никогда в нас доброты запас.
А сейчас, ребята, посмотрите в глаза наших гостей. Ведь в их глазах вы увидите самую главную Красоту, о которой мы говорили и будем говорить – Красоту души, Красоту доброты. И прежде чем вступить в спор, в ссору со взрослыми, с товарищем да просто с человеком, посмотрите в их глаза, и ваша злость превратится в яркое маленькое солнышко добра.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу. Желаю вам успехов и удачи!