Цель урока: - повторение падежных окончаний имён прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость.
Ход урока.
Организационный момент
Словарная работа
ИНТЕРЕСНЫЙ пушистый
Лесное ЛИСИЦА
ПРЕКРАСНАЯ деревце
Снежок рассказ
- почему три слова выделены? (это словарные слова)
- какие орфограммы русского языка увидели? (правописание безударной гласной в корне слова ( лесное – лес, снежок- снег, деревце - деревья), сочетание ши в слове пушистый, удвоенная согласная в слове рассказ ).
-какие слова лишние в правом и левом столбиках? (в левом лишнее слово Снежок, т.к это имя существительное и отвечает на вопрос Что?, а в правом– Пушистый, т.к. это имя прилагательное и отвечает на вопрос Какой? )
- что такое имя существительное ? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?)
- что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)
- составим словосочетания, определяя род имён прилагательных, как определить имён прилагательных? (чтобы определить род имени прилагательного, необходимо найти имя существительное к которому оно относится. Какого рода будет имя существительное, такого рада будет и имя прилагательное )
- записать словосочетания по вариантам.
(1-вариант в творительном падеже, 2- вариант в предложном падеже)
1 вариант 2 вариант
Интересным рассказом Об интересном рассказе
Ленным деревцем О лесном деревце
Прекрасной лисицей О прекрасной лисице
Пушистым снегом О пушистой лисице
- как определить падеж имён прилагательных? (какого падежа будет имя существительное, такого падежа будет и имя прилагательное, которое с ним связано)
- как правильно написать окончание имени прилагательного? (необходимо задать вопрос к имени прилагательному, какое окончание в вопросе, такое же окончание и в имени прилагательном)
3 Синтаксический разбор предложения
Составить предложения со словосочетанием БЕЛОСНЕЖНЫЕ ПОЛЯНКИ
- какого числа имя прилагательное в словосочетании? (множественного)
- какого рода? (во множественном числе имена прилагательные рода не имеют)
Лучшие записать. Например.
Набелоснежныхполянкахсверкаютлучияркогосолнца.
В этом предложении говорится о лучах (что: лучи) –подлежащее
Лучи (что делают?) сверкают – сказуемое
Задаём вопрос от подлежащего: лучи (чего?) солнца- дополнение
Задаём вопрос от сказуемого: сверкают (где?) на полянках – обстоятельство
Задаём вопрос от обстоятельства: на полянках (каких?) белоснежных - определение
Задаём вопрос от дополнения: солнца (какого?) яркого
- давайте ещё раз повторим: как правильно написать безударное окончание у имён прилагательных? (мы задаём вопрос к данному прилагательному: какое окончание в вопросе, такое окончание и в имени прилагательном, а падеж определяем по имени существительному с которым оно связано)
(Какими? )Синимиморями (чем?) – Т.п.
(Какой?) Тонкой осины (чего?) – Р.п
(Каким?) Зимним утром (чем?) – Р.п.
(По какой?)ПоСкучной дороге(по чему?) – Д.п
5. Музыкальная пауза
(прослушивается песня из к/ф «Ох, уж, эта, Настя»)
- на слух определите имена прилагательные и назовите их окончания и падежи.
Например:
В дождливый серый день (В.п),
Над гулкой мостовой (Т.п.)
Рыжим лесом (Т.п)
Лесной олень (И.п.)
6. Самостоятельная работа с последующей проверкой и объяснением орфограмм.
Сн.ж.нки р.дились (в)снежн.. туч(ь)к.
Снежинки – (е) проверочное слово снег(правописание б/г)
Жи сочетание
Родились – (о) проверочное слово род(правописание б/г)
В - предлог и пишется раздельно со словом, т.к. между ними можно поставить вопрос (в какой?) или ещё одно слово (в маленькой) снежной .
Тучке - сочетание ЧК, без ь знака. Окончание е т.к. имя существительное 1-го склонения, П.п
7. Творческая работа
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определит их падеж.
В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой.
(Работы сдать учителю)
Примерный текст:
В зимнем(П.п.) лесу всё замело. Только рыжая (И.п.)плутовка лисица ищет робкий (В.п.)след зайки. А пушистый(И.п.) зайка спрятался под маленькой (Т.п.)ёлочкой.
8. Итог
- Как ,вы, думаете, для чего нам необходимо имя прилагательное?
(Для того, чтобы наша речь была красивой и разнообразной)