· Музыкальный ряд:запись музыкальных фрагментов инструментальных композиций;
· Зрительный ряд:репродукции с изображением натюрмортов, натурная постановка, муляжи фруктов и овощей, методическая таблица (последовательность выполнения натюрморта), мультимедийная презентация «Искусство натюрморта».
План урока:
1. Беседа на тему искусство натюрморта.
2. Практическое выполнение задания.
3. Подведение итогов, анализ и защита работ.
4. Домашнее задание.
Цель:познакомить учащихся с искусством натюрморта.
Задачи художественного развития учащихся:
· обучающая– познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
· развивающая –развивать умение обучащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
· воспитательная – воспитывать интерес к окружающему миру.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и групповая.
УУД (умение учиться).
Регулятивные:создает рисунок с изображением натюрморта, использует выразительные свойства художественного материала (акварели), оценивает результат своего труда.
Познавательные:расширение познавательной сферы в процессе самостоятельного поиска и решения художественно-творческого задания.
Личностные:формирование навыков работы акварельными красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные:умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулировка учебной задачи.
На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает беседу.
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые, красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики, это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги нам по разным причинам. Я уверена, у каждого из вас есть такие вещи.
Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников, и все они по-своему рассказывали о нем и передавали всё в своём цвете.
- Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего? Вы догадались, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
- О натюрмортах.
3. «Искусство натюрморта». Введение в тему урока.
Познавательные и коммуникативные УУД
1. Эвристическая беседа.
Натюрморт– (произошло от французского слова Natur – натура и Mert -мертвая) - это жанр изобразительного искусства, в котором героями являются неживые вещи (мертвая природа)или – это композиция из двух и более неодушевленных предметов.
Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура.
Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов.
К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня познакомимся с ними.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАТЮРМОРТУ:
КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ ИЗ ПРЕДМЕТОВ, ТЕМАТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ (например, если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой);
В СОСТАВ НАТЮРМОРТА ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ ПРЕДМЕТЫ, РАЗНООБРАЗНЫЕ ПО ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ФАКТУРЕ И ЦВЕТУ (например, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом);
ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, СОСТАВЛЯЯ ЕДИННОЕ ЦЕЛОЕ, НО НЕ ЗАГОРАЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку);
В КОМПОЗИЦИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР. ЕГО ЛУЧШЕ РАСПРЕДЕЛЯТЬ НА ВТОРОМ ПЛАНЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕМ, ЦВЕТОМ, КОНТРАСТОМ (во всей группе должен быть основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.)
Натюрморты широко распространены в живописи, графике и скульптуре.
Итак, давайте определим, с чего начинаем работу над натюрмортом:
· Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.
· Размещаем предметы на листе.
· А что помогает передать настроение в натюрморте? (Цвет)
Художники используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным. Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными; или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс». Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные? (Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.)
- А если мы хотим передать сдержанную грусть? (Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов)
- Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.
Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.
Сегодня мы с вами будем работать в группах.
Но прежде чем приступить к практической работе, нам необходимо немножко отдохнуть.
Физкультминутка
Регулятивные УУД.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно
считая до пяти. Повторить 4 – 6 раз.
2. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 2. Повторить 1 – 2 раза.
3. Учитель называет предметы. Если эти предметы находятся в классной комнате, дети встают, а если этого предмета нет в комнате, дети сидят.
Игра: « Живое – неживое »
Учитель называет слова. Если это объект живой природы, покажите, как он двигается, а если объект неживой природы – стойте на месте.
Творческое задание «Составь натюрморт». Работа в группах.
- Вы будете составлять свои натюрморты и выполнять их в цвете. Когда будете работать, то подумайте, какие предметы вы подберете для своего натюрморта и в чем будет заключаться работа каждого из вас в группе.
5. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные и личностные УУД.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
- Сегодня вы работали в группах. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось создание интересных работ с изображением различных натюрмортов. Легче или труднее работать в группе?
2. Обобщение.
- Чему вы учились сегодня на уроке? (составлять иизображать натюрморт)
- В чем заключалась работа каждого мастера в ваших произведениях?
- Что нового узнали? (Что такое натюрморт)
- Работы демонстрируются, и каждая группа показывает составленный натюрморт, прикрепив его к доске.
- Давайте оценим наше настроение после совместной деятельности.
(на столах разноцветные кружочки)
Если:
- настроение приподнялось и вам было приятно общаться – поднимите красный
- настроение осталось прежним - зелёный
- настроение испортилось – коричневый.
Домашнее задание:
Создайте свой натюрморт.
3. Уборка рабочего места. Личностные УУД.
ЛИТЕРАТУРА:
Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве / Л.Б.Алберти, М.: 2004г. т. 2
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Р.Арнхейм, М.:
Волков Н.Н. Восприятие предмета в рисунке/Н.Н.Волков, М.: 2001г.;
Книга о живописи Леонардо да Винчи…, с. 291.
КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения /Я.А.Коменский, М.:1982 г. Т. 1;