№ пп
|
Этапы урока.
Цель этапа
|
Время
|
Формы, методы и приемы обучения
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Мотивирование к учебной деятельности
Цель.
Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
1
|
Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Беседа
Использование приема «Актуальность»
|
1. Создаёт положительный эмоциональный настрой.
Организует обсуждение детьми написанного высказывания.
На доске:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
- Ребята, к какому действию призывают людей эти строки?
|
1. Высказывают свое мнение
по написанному высказыванию,
самоопределение к деятельности
|
2
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
Воспроизвести в памяти учащихся информацию, необходимую для решения учебной задачи;
|
4
|
Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- Беседа
- Проблемная ситуация
- Наглядно – образный метод.
Карточки на доске «Знаю»
«Хочу знать»
«Узнал»
|
1.Организует повторение изученного в беседе. Создает проблемную ситуацию.
Беседа.
- На прошлом уроке мы вели
разговор о водоемах нашего края, о красоте природы. Много слов было сказано о нашей реке. А теперь представьте, что вам приснился страшный сон о том, что исчезла наша река Быстрая.
Какие изменения в живой и неживой природе повлекло бы это печальное событие.
2. Почему исчезновение реки
повлекло за собой изменения в живой и неживой природе.
3. Какое мы можем принять участие в охране природы нашего края?
4. Предлагает учащимся
сделать вывод, прикрепляя на доску первую карточку «Знаю»
|
1.Участвуют в живом диалоге
Дополняют запись на доске карточками
Исчезнут:
Рыбы
Растения
птицы
Насекомые
Водоросли
Места для отдыха людей
Чистый воздух
2 .Устанавливают взаимосвязи между объектами живой и неживой природы, делают выводы о том, что в природе все взаимосвязано.
3. Ведут живой диалог
Предлагают свои варианты
Ответов. Делают вывод.
Вывод: Река – наша гордость, богатство края.
4. Знаю:
1. Водоемы нашего края.
2. В природе все
взаимосвязано
3. Река Быстрая – богатство нашего края
|
3
|
Выявление места и причины затруднения
Цель:
Проанализировать действия учащихся, зафиксировать место затруднения, найти причину затруднения
|
3
|
1. Беседа.
2. Демонстрация практического материала
3.Проблемная ситуация.
Проблемный вопрос
|
1.- А есть ли богатства внутри нашей земли?
2. Демонстрирует коллекцию полезных ископаемых, предоставляет для рассмотрения ученикам на каждую парту, организует обсуждение.
3.Создает проблемную ситуацию. Задает вопросы.
- Являются ли эти горные породы и минералы богатствами Земли?
- Можно ли назвать горные породы и минералы, предложенные вам для рассмотрения, полезными ископаемыми?
4. Включает в учебный
процесс работу с моделями разного вида: предметные и условные изображения, символические записи.
Крепит на доску карточку
«Хочу знать»
|
1. Ведут живой диалог
Предлагают свои варианты выполнения учебной задачи.
2. Рассматривают коллекцию, предложенную учителем
3.Выявляют недостающие для решения учебной задачи знания
Дети:
Чтобы ответить на этот вопрос, надо изучить свойства пол. ископаемых и выяснить, использует ли эти свойства человек для своего блага.
4. Самостоятельно формулируют тему урока, определяют цель урока
Крепят на доску карточку
«Полезные ископаемые»
|
4
|
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Сформулировать цель действий, выбрать способ и средства для действий, сформулировать план действий
|
4
|
Методы формирования интереса к учению
Приемы:
- Подводящий диалог
- Модели разного вида: предметные и условные изображения, символические записи.
|
Организует живой диалог с учащимися.
А) Как доказать, что горные породы и минералы, предоставленные нам для рассмотрения, являются полезными ископаемыми.
Б) Какие можете предложить способы реализации намеченного плана работы на уроке?
|
А) Планируют алгоритм выполнения задания, составляют план работы.
Рассмотреть породы,
- изучить свойства пород
- узнать, приносят ли эти породы пользу человеку.
Б) При изучении обратиться к учебнику, к атласу - определителю
|
5
|
Реализация построенного проекта.
Цель:
Реализовать проект в соответствии с планом:
исследовать в группах горные породы и минералы, определить их основные свойства, сделать выводы, зафиксировать данные в таблице.
|
12
|
Методы обучения
1. Работа с информацией
2. Практический
3. Исследовательский метод
Формы организации работы
1. Групповая работа.
Групповая дискуссия
|
1. Распределяет учащихся класса на 3 группы.
1 группа рассматривает известняк, песок и глину, гранит
2 группа рассматривает торф, каменный уголь нефть
3 группа рассматривает железную руду, медную руду
2.Организует групповую частично
исследовательскую деятельность учащихся, направленную на заполнение таблицы и достижение намеченных целей. Проводит инструктаж
|
1.Соединяются в группы с учётом их личных склонностей;
2. В группах рассматривают объекты изучения. Заполняют таблицу (приложение №1)
- сопоставляют
характеристики объектов
- применяют правила делового сотрудничества:
- сравнивают разные
точки зрения; считаются с мнением другого человека;
- предполагают, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
|
6
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
Учить сравнивать, обобщать, делать выводы.
|
4
|
1. Использование ИКТ
|
1. Организует совместную
проверку задания. Организует выступление учащихся
2. Организует просматривание презентации «Полезные ископаемые», составленную на краеведческом материале. Демонстрирует правильные ответы.
|
1. При проверке изученного аргументируют свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений о свойствах горных пород и о их пользе для человека. Делают выводы.
2. Просматривают презентацию, отгадывают загадки, комментируют факты, проводят самопроверку по эталону
|
7
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
Уметь самостоятельно выполнить задание
-проверить по эталону (Таблица)
-выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть
|
5
|
1. Самостоятельная работа
2. Метод контроля - взаимопроверка
|
1. Организует самостоятельную работу в тетрадях
|
1. Осуществляют
самоконтроль своей деятельности и контроль деятельности товарища при взаимопроверки.
2. Применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека
|
8
|
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Использовать новые знания в нестандартной ситуации
|
9
|
1. Беседа
2. Практическая работа по карте.
|
1. Организует беседу о месторождениях полезных ископаемых своего края.
- Какими залежами полезных ископаемых могут гордиться жители нашего края ?
- Чьи родители работают в карьере и добывают известняк?
- Где находят применение полезные ископаемые нашего края?
2. Организует практическую работу по карте.
3. Организует беседу по становлению целостного взгляда на окружающий мир, о соблюдении основ экокультуры поведения.
- Если человек неразумно станет использовать залежи каменного угля, как это повлияет на живую и неживую природу?
- Могут ли дети, находясь дома и в школе, экономить полезные ископаемые?
|
1.Рассказывают о своих родителях, которые работают на предприятиях по добыче полезных ископаемых. (Угольные шахты, карьеры по добыче каменного известняка)
О применении полезных ископаемых человеком.
2. При помощи условных
знаков определяют виды полезных ископаемых нашего края.
3.Ведут диалог.
Предлагают свои варианты ответов, делают выводы о необходимости бережного использования полезных ископаемых, (обращаясь к табличке на доске «В природе все взаимосвязано») о том, что в природе все взаимосвязано.
(Предполагаемые ответы: Должны дети беречь тепло в школе)
|
9
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
Оценить свою деятельность на уроке, соотнести цель и результаты, наметить новую цель, определиться с домашним заданием.
|
3 мин
|
|
1. Организует рефлексию учебной деятельности в беседе.
- Смогли ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? (Табличка «Хочу знать» - Полезные ископаемые)
- Каким образом удалось это сделать?
- Какие лучшие человеческие качества каждый из вас проявил на уроке?
- Что бы вы хотели пожелать друг другу и всем жителям планеты?
- О чем бы вы хотели узнать еще по теме урока?
2. Применяет индивидуальные эталоны в оценке труда каждого и класса в целом.
3. Комментирует д. з. ( 1 и 2 задание обязательные, 3 задание по желанию)
|
1. Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности.
Используют знаково-символические средства;
Обращаются к табличкам на доске: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал»
Говорят о дружбе, взаимопомощи, честности. Желают всем жителям планеты и друг другу беречь природу.
2. Проводят самооценку своей работы и работы всего класса
1. Повторить материал учебника по теме «Наши подземные богатства»
2. Узнать из любых источников информации о профессии археолог 3. Нарисовать знаки природоохранной деятельности человека по выбору: предупреждающие, разрешающие, запрещающие знаки.
|