"Былины. Певцы русской старины. Садко» из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». 3 класс
Submitted by Вера Аркадьевна Трубникова on Wed, 13/03/2013 - 13:07
Тема:"Былины. Певцы русской старины. Садко» из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». 3 класс.
Цель:формирование музыкальной культуры младшего школьника.
Задачи:
Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
Познакомить с историей гуслей; показать роль инструмента в создании народного колорита в опере Н. Римского-Корсакова «Садко».
Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения и анализа.
Методы:
Забегания вперед и возвращения к пройденному;
Создания эффекта удивления.
Оборудование: проектор, наглядные пособия, портрет Н. Римского-Корсакова.
Музыкальный материал:
Вступление к опере «Садко» «Окиян – море синее», колыбельная Волховы
"русские картинки» в исполнении гуслей.
"Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова "Заиграйте мои гусельки".
Литература: А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»; Энцеклопедический словарь юного музыканта.
Виды деятельности:Исполнение песни , просмотр иллюстраций; слушание музыки.
Ход урока:
Организационный момент ( 2 мин.).
Звучит вступление к опере «Садко».
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о народном музыкальном инструменте ( о гуслях)
Скажите, ребята, что может начинаться такими словами?
-«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»
(сказка)
-А какими словами можно еще начать сказку?
(Давным-давно… В некотором царстве…Жили-были…)
-Правильно, пора и нам начинать свою сказку.
Рассказ «Гусли: о чем «поют», как звучат».
В давние времена жили на Руси скоморохи. А кто это? (Это музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления).
Ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были…(Гусли).
-Конечно – гусли. Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.
-Ребята, а какие вы знаете виды гуслей? ( звончатые, щипковые, клавишные) .А еще бывают разновидности звончатых гуслей –это пикколо, альт, прима. Кто помнит, чем они различаются? Звучанием, размером)
Действительно, слово "пикколо" произошло от слов "писк, пищать". "Прима" - в переводе "основной, первый", а альт отличается низким звучанием.
Показ гуслей на проекторе.
- Ребята, какие перед вами гусли? (звончатые, прима) А какая у них форма?(треугольная)
А в стародавние времена форма гуслей была другой - шлемовидной, крыловидной и трапециевидной. (если есть наглядный материал -показать) В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево белый клен, растущий на юге.
Давайте послушаем как звучит этот инструмент. (Звучит русская картинка).
Ребята, кто из вас может рассказать, как играли на гуслях в старину? ( Клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук) А как сейчас? (Держа на коленях "вертикально", защипывая струны или проводя аккорды и глуша ненужные струны)
-Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под перезвон струн рассказывались былины. Что такое – былина? (народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)
А как называли сказителя? ( Баян.)
В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» опишите основные черты прозвучавшей музыки. (напевная, неторопливая, похожая на сказку.)
-Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните мне, пожалуйста, содержание сказания о Садко. (если учащиеся не смогут вкратце передать содержание, то это может сделать учитель, остановившись на наиболее ярких и красочных моментах.)
после этого идет показ иллюстрации. Задается вопрос – к какому фрагменту относится эта иллюстрация? (это фрагмент, когда Садко попал к морскому царю.)
-послушайте «Колыбельную», что пела для Садко Волхова, морская царевна. И в этой песне слышны переборы струн гуслей.
Звучит «Колыбельная Волховы.»
Сегодня мы предлагаем вам послушать, как звучат гусли в оркестре. Первое произведение, которое мы послушаем - "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова. -слушание.
Беседа по прослушанному произведению:
Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?
Меняется ли? (нет)
Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)
А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?
Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...)
Известного композитора Римского-Корсакова можно назвать великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»… Ребята, подумайте, на тексты какого великого русского поэта написана половина опер Римского-Корсакова? (На стихи А.С. Пушкина). Мы видим, что встретились в своем творчестве два великих « сказочника» - писатель и музыкант. А создать волшебную атмосферу в произведениях композитора помогали наши хорошие знакомые – гусли. Прошло время, но гусли не остались в прошлом. И в наше время нашлась работа для такого самобытного инструмента. Гусли входят в состав народных оркестров. Да и сольные концерты гусляров – не редкость.
А теперь мы послушаем еще одну песню Садко и сравним ее с первой. - Слушание песни "Заиграйте мои гусельки". древние былины не забываются, и мы имеем возможность и сейчас наслаждаться звучанием русских народных инструментов.
Беседа по прослушанному произведению и сравнение:
Какая эта музыка? (...)
Что под нее можно делать? (...)
А эту песню кто мог исполнить, если первую - сказители? (скоморохи)
Услышали ли вы звучание гуслей в этом произведении?
А теперь давайте сравним два прослушанных произведения.
Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
До сих пор мы с вами слушали русские народные песни и былины. Но гусли используются не только в этих жанрах. Сейчас мы исполним для вас удивительно красивое произведение на стихи Пушкина - романс "Я вас любил" - исполнение.
Итог урока:
Ребята, что нового вы узнали о гуслях на этом уроке?
Какое произведение вы сегодня слушали?
Что кому больше запомнилось из нашего урока?
Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали. Надеемся, что наши уроки не прошли даром и что вы вынесли из них много нового и интересного.