Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Былины. Певцы русской старины. Садко» из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». 3 класс

Submitted by Вера Аркадьевна Трубникова on Wed, 13/03/2013 - 13:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трубникова Вера Аркадьевна
Место работы, должность: 
Учитель музыки, МБОУ "Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1"
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Формирование музыкальной культуры младшего школьника

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Музыка. 3 класс" Е. Д. Критская

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, иллюстрации, компакт - диски

Краткое описание: 
Урок музыки в 3 классе. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся. Тема "Былины. Певцы русской старины. Садко» из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

 

Тема: "Былины. Певцы русской старины. Садко» из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». 3 класс.

Цель:формирование музыкальной культуры младшего школьника.

Задачи:

  • Формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
  • Познакомить с историей гуслей; показать роль инструмента в создании народного колорита в опере Н. Римского-Корсакова «Садко».
  • Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения и анализа.

Методы:

  • Забегания вперед и возвращения к пройденному;
  • Создания эффекта удивления.

Оборудование: проектор, наглядные пособия, портрет Н. Римского-Корсакова.

Музыкальный материал:

  • Вступление к опере «Садко» «Окиян – море синее», колыбельная Волховы
  • "русские картинки» в исполнении гуслей.
  • "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова "Заиграйте мои гусельки".

Литература: А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»; Энцеклопедический словарь юного музыканта.

Виды деятельности:Исполнение песни , просмотр иллюстраций; слушание музыки.

 

Ход урока:

 

Организационный момент ( 2 мин.).

Звучит вступление к опере «Садко».

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о  народном музыкальном инструменте  ( о гуслях)

Скажите, ребята, что может начинаться такими словами?

-«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

(сказка)

-А какими словами можно еще начать сказку?

(Давным-давно…  В некотором царстве…Жили-были…)

-Правильно, пора и нам начинать свою сказку.

   Рассказ «Гусли: о чем «поют», как звучат».

В давние времена жили на Руси скоморохи. А кто это? (Это музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления).

Ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были…(Гусли).

-Конечно – гусли. Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

-Ребята, а какие вы знаете виды гуслей? ( звончатые, щипковые, клавишные) .А еще бывают  разновидности звончатых гуслей –это пикколо, альт, прима. Кто помнит, чем они различаются?  Звучанием, размером)

Действительно, слово "пикколо" произошло от слов "писк, пищать". "Прима" - в переводе "основной, первый", а альт отличается низким звучанием.

Показ гуслей на проекторе.

 - Ребята, какие перед вами гусли? (звончатые, прима) А какая у них форма?(треугольная)

А в стародавние времена форма гуслей была другой - шлемовидной, крыловидной и трапециевидной. (если есть наглядный материал - показать) В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево  белый клен, растущий на юге.

Давайте послушаем как звучит этот инструмент. (Звучит русская картинка).

Ребята, кто из вас может рассказать, как играли на гуслях в старину? ( Клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук) А как сейчас? (Держа на коленях "вертикально", защипывая струны или проводя аккорды и глуша ненужные струны)

-Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под перезвон струн рассказывались былины. Что такое – былина? (народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)

А как называли сказителя? ( Баян.)

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»  опишите основные черты прозвучавшей музыки. (напевная, неторопливая, похожая на сказку.)

-Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните мне, пожалуйста, содержание сказания о Садко. (если учащиеся не смогут вкратце передать содержание, то это может сделать учитель, остановившись на наиболее ярких и красочных моментах.)

после этого идет показ иллюстрации. Задается вопрос – к какому фрагменту относится эта иллюстрация? (это фрагмент, когда Садко попал к морскому царю.)

-послушайте «Колыбельную»,  что пела для Садко Волхова, морская царевна. И в этой песне слышны переборы струн гуслей.

         Звучит «Колыбельная Волховы.»

Сегодня мы предлагаем вам послушать, как звучат гусли в оркестре. Первое произведение, которое мы послушаем - "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова.  -слушание.

Беседа по прослушанному произведению:

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Меняется ли? (нет)

Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)

А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...)

Известного композитора Римского-Корсакова можно назвать великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»… Ребята, подумайте, на тексты какого великого русского поэта написана половина опер Римского-Корсакова? (На стихи А.С. Пушкина). Мы видим, что встретились в своем творчестве два великих « сказочника» - писатель и музыкант. А создать волшебную атмосферу в произведениях композитора помогали наши хорошие знакомые – гусли. Прошло время, но гусли не остались в прошлом. И в наше время нашлась работа для такого самобытного инструмента. Гусли входят в состав народных оркестров. Да и сольные концерты гусляров – не редкость.

А теперь мы послушаем еще одну песню Садко и сравним ее с первой. - Слушание песни "Заиграйте мои гусельки". древние былины не забываются, и мы имеем возможность и сейчас наслаждаться звучанием русских народных инструментов.

Беседа по прослушанному произведению и сравнение:

Какая эта музыка? (...)

Что под нее можно делать? (...)

А эту песню кто мог исполнить, если первую - сказители? (скоморохи)

Услышали ли вы звучание гуслей в этом произведении?

А теперь давайте сравним два прослушанных произведения.

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

До сих пор мы с вами слушали русские народные песни и былины. Но гусли используются не только в этих жанрах. Сейчас мы исполним для вас удивительно красивое произведение на стихи Пушкина - романс "Я вас любил" - исполнение.

Итог урока:

Ребята, что нового вы узнали о гуслях на этом уроке?

Какое произведение вы сегодня слушали?

Что кому больше запомнилось из нашего урока?

Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали. Надеемся, что наши уроки не прошли даром и что вы вынесли из них много нового и интересного.

Прикрепленный файл Size
Откр.урок былины.docx 20.77 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн