Обобщающий урок по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России".
Тип урока: проверка знаний
Учебно-воспитательные задачи:
- Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме: знание особенностей вод России, их размещение, типы;
- Закрепить основные понятия темы;
- Определить умение работать с картами;
- Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;
- Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её.
Развивающие задачи:
- Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность;
- Формировать навыки коллективной работы;
- Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.
Методы и приемы работы:
- Практические , тестовые и творческие задания в группах и индивидуально.
- Опережающее задание: практическое применение полученных знаний при выполнении слайдовой презентации по теме.
Оформление:
- Физическая карта России;
- Таблицы:
- Пейзажи с изображением рек;
- Музыкальное оформление.
- Эпиграф:
- Слайдовые презентации
- Сводная таблица
- Электронный учебник по географии 8 класса.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята. Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать строками стихотворения
С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда!
Теперь ты мне ответишь сам
Зовут ее … (вода)
слайд
Это действительно вода и я приветствую вас на урокепроверки знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»
2. Конкурс знатоков географии
Сегодня у нас не просто урок конкурс Знатоков географии. Мы будем повторять и обобщать знания по теме «Внутренние воды России», закрепим умения работать с картами атласа, настенными картами, с текстом, умение работать индивидуально и в группе.
Для работы на уроке мы организовали две команды. Одна из них команда «Волга» - капитан Меняйло Т., вторая «Байкал» - капитан Кривошей А.. И нам предстоит установить, какая же из двух команд больше знает о внутренних водах нашей страны и кто достоин звания «Знатока географии».
У каждого из вас на парте лежат личные маршрутные листы, где указаны названия конкурсов. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, и по их количеству вы будете заполнять баллы за каждый конкурс. Жетоны мне будут помогать раздавать капитаны команд. Вы понимаете, что от ваших индивидуальных результатов будет зависеть общекомандный результат и Знатоком географии будет признана команда, набравшая большее количество баллов . Общекомандные баллы я буду заносить в конкурсные таблицы на доске. В конце урока подведем итоги: 50-70- «5», 30-49-«4», ниже 29 и ниже- «3»
Итак, начинаем!
Конкурс «Разминка» - где вам предстоит вспомнить основные понятия и термины из темы «Внутренние воды». Оцениваться конкурс будет как в команде, так и индивидуально. На столах у вас лежат карточки с терминами. Я читаю вопрос, а вы поднимаете табличку с правильным ответом.
1 балл за каждый правильный ответ
Вопросы:
1. Природное углубление, место, где река протекает (русло)
2. Граница между двумя речными бассейнами.( водораздел)
3. Отношение величины падения реки к её длине. (уклон)
4. Замкнутые котловины в земной коре, заполненные водой, имеющие замедленный водообмен (озеро)
5. Толщи замерзших горных пород, не оттаивающих в течение длительного периода времени (многолетняя мерзлота).
6. Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков (паводок).
7. Количество воды, протекающее в речном русле за год (годовой сток).
8. Наиболее низкий уровень воды в реке (межень).
Баллов: 32
Ребята, успешно справившись с заданием, заполняем свои индивидуальные маршрутные листы, Посчитайте общее количество баллов, я выставлю командный результат.
Конкурс «Картографический»
В этом конкурсе вам предстоит показать свои умения работать с картой, знания расположения рек и озер России, умение соотносить названия и географические объекты .
От каждой команды прошу выйти по одному представителю.
Для 1 команды на указателях написаны реки, озера, выбираете указатель, прикрепляете на карту, где находится данный географический объект. Другая же команда – будет все тоже выполнять за компьютером. Чтобы узнать, кто работать за компьютером, ответим на вопрос.
Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в грозный океан. (Енисей)
Образуется слиянием Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев у г. Кызыл.)
Список географических объектов: реки- Северная Двина, Индигирка, Печера, Иртыш, Яна, Анадырь, Амур, Колыма, Енисей , Лена, Обь, Ангара
озера: Байкал, Онежское, Ладожское, Таймыр, Ханка, Ильмень.
5 баллов
А все остальные могут заработать дополнительные баллы, ответив на вопросы о реках и озерах России и показав их на карте:
Прослушайте четверостишье о реке, если необходимо, дайте ее название, назовите исток и устье, а также к бассейну какого океана она принадлежит:
Правильный ответ оценивается 1 баллом.
1. Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь свободная
Могучая сибирская река. (Ангара) – Байкал, приток Енисея.
2. Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся блестя, зимой – белея,
Верная подруга Иртышу,
Ты течёшь на север смело. (Обь) ( Образуется слиянием Катуни и Бии на Алтае. Впадает в Обскую губу Карского м )
3. О, Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была. (исток на Валдайской возвышенности впадает в Каспийское море)
4. То над Доном сад цветет,
Во саду дорожка;
На нее я б все глядел,
Сидя из окошка. (Начинается на Среднерусской возв., впадает в Таганрогский зал. Азовского моря)
О каком озере России идет речь, покажите его на карте:
Озеро 1.Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.)
Озеро 2.Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское.)
Озеро 3.Еще при Петре I проложили русские люди «государеву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свиръ. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское)
Озеро 4.А это озеро — исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское)
Подведем итоги конкурса:
Конкурс «Практиков»
За правильный ответ команда получит 5 баллов. Сейчас ваша задача, определить падение, уклон рек, указанных на карточке.
1 команда – Лена (Длина 4400 км Н1=930 м Н2=0 м Падение 930-0=930 м Уклон =93000:4400=21 см/км)
2 команда – Волга (Длина 3531 км Н1= 256 м Н2= - 28 м Падение 256+28=284 м Уклон =28400:3531=8 см/км)
Подводим итог:
Конкурс «Теоретиков» - 5 б
Перед вами тестовые задания и бланки ответов, которые вы должны заполнить. Напротив каждого вопроса вы должны поставить правильный вариант ответа. Через 5 минут вы обмениваетесь работами с соседом по команде и проверяете работу по ключу
Сейчас каждая команда получит текст о внутренних водах России, в каждом из которых допущены ошибки, и ваша задача найти ошибки и исправить их. Вариант текста: «Болота», «Ледники»
Выберите лидера группы для ответа.
Отметить в маршрутном листе количество правильных ответов (1 балл – один верный ответ)
Каждая команда представляет слайдовую презентацию о водном объекте, название которого носит ваша команда, где отражает географическое положение, хозяйственное использование, природу и экологическую обстановку данного водного объекта
Вам предстоит составить синквейн по теме внутренние воды, по любому из объектов. Кто из вас напомнит структуру синквейна.
Итак приступим. Синквейн запишите на белых листах бумаги и готовый расположите на доске. 1 балл за каждый
По результатам подсчетов победила команда «__________________», она набрала «_» баллов.