Тема:Роды и жанры литературы. Басня. Истоки басенного жанра
Цели: познакомить учащихся с родами и жанрами литературы; расширить представление о басне как одном из старейших жанров литературы; продолжить изучение биографии И.А. Крылова
Оборудование: проектор с презентацией учебного материала
1. Организация класса
2. Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения «Случились два астронома в пиру…»
3.Новая тема
Знакомство с родами и жанрами литературы
А) чтение теоретической статьи учебника-хрестоматии, стр. 56
Б) работа по вопросам:
- Ребята, сейчас мы выделим самое главное из этой статьи и запишем это главное в таблицу.
- О чем говорится в данной статье?
( о родах и жанрах литературы)
а) - Какая группа более объемная, большая: род или жанр?
( род)
- Сколько родов литературы существует? Назовите их.
( эпос, лирика, драма)
а) заполнение 1 колонки таблицы: Слайд №2
б) заполнение 2 колонки:
- Каково содержание эпических произведений?
- Каково содержание лирических произведений?
- Каково содержание драматических произведений? Слайд №3
в) – Из каких жанров состоит эпос?
- Из каких жанров состоит лирика?
- Из каких жанров состоит драма? Слайд №4
г) Учитель: « Я назову несколько произведений, с которыми вы знакомились на уроках чтения в 4 классе. К каким родам они относятся?»
( примеры заносятся в таблицу) Слайд №5
В. Драгунский «Что любит Мишка», С.Есенин «Бабушкины сказки», С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Знакомство с жанром басни
А) Учитель: «А теперь откройте учебник на странице 57. Прочитайте заголовок статьи и ответьте, с каким жанром мы сегодня будем знакомиться?»
( с басней)
- Что вы знаете о басне?
- Какие басни вы знаете?
( Заранее сильные учащиеся готовят выразительное чтение наизусть басен, с которыми они знакомились в 4 классе: «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Квартет»)
Б) Чтение статьи учебника, работа по содержанию:
- Что такое басня? Зачитайте определение. Слайд №6
В) – Ребята, с какими литературными приёмами мы встречаемся в баснях?
Ответ найдите в статье учебника Слайд №6 – 2 часть
( Олицетворение, аллегория)
Г) – Что такое мораль басни? Слайд №7
Учащиеся находят мораль в баснях, прочитанных детьми
Д) – Ребята, давайте вернемся к нашей таблице. Записывая жанры литературы, мы никуда не включили жанр басни. Подумайте, к какому роду литературы относится этот жанр?
Подсказка – в определении (басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного…)
Занесение жанра басни в таблицу Слайд № 8
Проводим физминутку:
Раз- два: встали в ряд,
Наши пальчики болят.
Три- четыре: звёзды в небе,
Мы потянемся за ними.
Чтобы нам колядовать,
Нужно ноженьки размять:
Мы шагаем дружно в ряд:
Раз- два- три- четыре- пять!
Чтобы Гоголя читать,
Нужно глазки нам размять:
Смотрим влево, смотрим вправо,
Смотрим вверх, потом и вниз.
В Рождество мы все гадаем,
Чтоб нам лучше стало жить.
Исторический экскурс
А) Учитель: «Как же возник жанр басни? Слайд № 9
Оказывается, это один из самых старых жанров. Он возник еще в Древней Греции. Басни писали многие древнегреческие поэты.
Но наиболее популярны и широко известны были басни Эзопа». Слайд № 10
Б) Учитель: «Басни Эзопа были настолько популярны, что их потом перерабатывали или переводили многие баснописцы. Давайте убедимся в этом, обратившись к творчеству самых известных из них, а именно…»
Слайды № 11, Слайд № 12
В) Чтение и сравнение басен Эзопа, Лафонтена и Крылова
Слайды № 13 и 14: сравнение басен Эзопа и Лафонтена «Ворон и лисица»
- Басню И.А. Крылова «Ворона и лисица» разыграть по ролям (вызываются учащиеся, которые хорошо знают басню; если класс слабый, можно подготовить ребят заранее).
Слайды № 15, 16, 17 – сравнение басен Эзопа, Лафонтена и Крылова «Лисица и виноград»
Г) Введение нового термина
Учитель: « Мы говорили о том, что басни написаны аллегорическим, иносказательным языком. В память величайшего гениального баснописца Эзопа язык басен, язык иносказаний называют Эзоповым языком. Слайд № 18
Д) Учитель: «Русские писатели 18, 19 веков часто обращались к жанру басни». Слайд №19
-Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов. Слайд № 20
Знакомство с биографией И.А. Крылова
Учитель: « Кто же он? Где родился? Какой была его семья? Как получилось, что он стал известным баснописцем? Все это мы узнаем, прочитав статью учебника на странице 58-592.
( Статью читают учащиеся, скорость чтения которых 100 и более слов в минуту)
-Так что же помогло И.А. Крылову стать одним из самых образованных людей своего времени?
( Чтение)
4. Подведение итогов урока: Слайд № 21
5. Д/з: взять в библиотеке сборник басен Крылова, читать басни, готовиться к викторине