Submitted by Андрей Владимрович Шевцов on вс, 10/03/2013 - 11:47
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации: на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программе основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки России от 28.04.2008 № 03-848 "О Мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309 - ФЗ", авторской программе: Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008 Допущено Министерством образования РФ,;авторской программе Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Ю. Лазебниковой. в сборнике: рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 10-11 классы/ Авт. – сост. А. Т. Корнева. – М.: Глобус, 2009.Федеральнымпереченем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Согласно государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно- нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает ,что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществоведения требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
Ø Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
Ø Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
Ø Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
Ø Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
Ø Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Место программы в образовательном процессе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она расширена до 105 учебных часов из расчёта 3 учебных часа в неделю,в соответствии с учебным планом МБОУ Калининская СОШ №7. Увеличены все темы авторской программы. Рабочая программа для 10 -11 классов составлена на 205 часов (с учётом 34 учебных недель) Рабочая программа 11 класса рассчитана на 102 учебных часа, по 3 часа в неделю. Тип рабочей программы – адаптированная. Рабочая программа 10 класса рассчитана на 102 учебных часа, по 3 часа в неделю. Тип рабочей программы – адаптированная.
Структура рабочей программы.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, учебно-методическое сопровождение.
Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.
В УМК по предмету входят:
Программа:
Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 10-11 классы/Авт. – сост. Т. А. Корнева. – М.: Глобус, 2009. – 192 с. – (Образовательный стандарт).
Учебники:
1. Учебник : Обществознание. Учеб.для учащихся 10 кл. /Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова и др.- М.: Просвещение, 2009.
2. Обществознание. Учеб.для учащихся 11 кл. /Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова и др.- М.: Просвещение, 2009.
Учебно-тематический план. 10 кл.
Разделы и темы курса.
Время на изучение материала
Время на повторение, контроль знаний
Раздел 1. Общество и человек
27
3
Общество
9
1
Человек
15
2
Раздел II. Основные сферы общественной жизни
55
10
Духовная культура
7
1
Экономика
6
2
Социальная сфера
21
2
Политическая сфера
15
2
Раздел III. Право
21
3
Право как особая система норм
20
1
Итоговое занятие
2
Итого
92
13
Учебно-тематический план. 11 кл.
Раздел курса
Время на изучение материала
Время на повторение, контроль знаний
Тема I.Человек и экономика (39часов)
37
2
Тема II.Проблемы социально-политической и духовной жизни.
21
2
Тема III.Человек и закон
35
2
IV.Итоговые занятия.
2
1
Итого
95
7
Особенности преподавания.
Используемые педагогические технологии:
Технология
Ожидаемый результат
Практическое применение
Технология критического мышления
Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.
-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
- «Устный конспект»,
- построение кластеров – схем,
- составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод.
- инсерт;
- мозговая атака;
- чтение с вопросами;
- синквейны,
- «продвинутая лекция»,
- эссе.
- ключевые термины,
- перепутанные логические цепочки,
- взаимоопрос.
Технология проектного обучения
Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.
Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.
Презентации MSPowerPointкак лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу Mytest. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.
Технология интерактивного обучения
- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.
Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем
через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».
Используемые формы и методы:
Цель
Формы и методы
Формирование понятийного аппарата учащихся
Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты.
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.
Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий.
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.)
Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника)
Развитие умений работать с печатной информацией.
Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д.
Используемая система оценивания:
Виды письменных работ учащихся.
Виды устных работ учащихся
1
Тесты разного уровня (А, B, C)
Работа над понятиями
2
Письменные источники (документы)
Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций.
3
Составление плана ответа
Ответы на вопросы по содержанию параграфа.
4
Эссе
Устные сообщения по дополнительному материалу.
5
Решения практических задач.
Публичная защита проекта.
6
Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения)
Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач.
7
Составление кластера – схемы.
Участие в ролевых играх.
8
Составление таблицы
Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
9
Подготовка письменных сообщений, рефератов.
Оценка различных суждений о социальных объектах.
Критерии оценивания учащихся 11 класса
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
2 (неуд.)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)
Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.;
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текс, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравниватьсоциальные объекты, выявлять их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществознаниевыми терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно – следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерахважнейшие теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально – гуманитарных знаний собственного суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применятьсоциально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Рабочая программа предполагает отведение 40% учебного времени на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
· работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
· критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
· анализ современных общественных явлений и событий;
· освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
· применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
· аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
· написание творческих работ по социальным дисциплинам.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
В 11 классе, контрольные работы составляются в зависимости от уровня класса, при составлении используется литература для подготовки к экзаменам:
Самое полное издание типовых вариантовреальных заданий ЕГЭ: 2010: Общеществознание/авт.- сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2100.-190,{2}с – (Федеральный институт педагогических измерений)
Обществознание. Подготовка к ЕГЭ – 2010. Вступительный испытания: учебно-методическое пособие/ О. А. Чернышёва, Р.В. Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009. – 320 с.
Программа по обществознанию. 10 класс. Базовый уровень. (68 ч)105 ч.
Раздел 1. Общество и человек (15 ч) (27 ч).
Тема 1. Общество (4 ч) (10 ч).
Общество, как совместная жиэнедеятельность людей. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамическая система. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь экономической,социальной,политической и духовной сфер жизни общества. Социальныу институты.
Тема 2. Человек (11 ч) (17 ч).
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека.Мировоззрение.Ценностные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность человека и поведение животных.Деятельность и ее мотивация. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Многообразование деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Роль знаний в жизни человека. Познание мира:чувственное и рациональное ,истинное и ложное. Истина и ее критерии . Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей.Биологическое и социальное в человеке. Личность.факторы,влияющие на ее формирование. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40) (55 ч).
Тема 3. Духовная культура (8 ч).
Духовная жизнь общества.Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры.Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование.наука, ее роль в современном мире.Этикаученого.Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, еекатегорииРелигия, ее роль в жизни общества.нравсветтная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство,егоформы,основныенаправления.Эстетическая культура. Тенденции современной жизни современной России.
Тема 4. Экономика (5ч) (8 ч).
Роль экономики в жизни общества.Экономика как подсистема общества.Экономика как основа жизнеобеспечения общества.Экономика и социальная структура. Взаимосвязь экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес,экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (16 ч) (23 ч).
Социальная структура. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Многообразие социальных групп, неравенство и социальная стратификация.Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия.Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.Многообразие социальных норм.Девиантноеповедение,его причины и профилактика.Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.Национальнаяполитика.культура межнациональных отношений..
Семья и быт. Семья как социальный институт.Семья в современном обществе.Бытовыеотношения.Культуратопоса.
Молодежь в современном обществе.. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (11 ч) (17ч).
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть ,ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность. Политическая идеология.
Участия граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Раздел 3. Право. (13 ч) (21 ч)
Тема 7. Право как особая система норм (21 ч).
Право в системе социальных нормСистемаправа:Основныеотрасли,институты,отношения.Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты.Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения.Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство.Основы конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Правовая защита природы.
. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Заключительные уроки.(2ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.
Резервные уроки (4ч). 1ч на повторительно-обобщающий урок по теме «Человек», 1ч - повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера», 1ч - повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера», 1 ч - повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера».
Программа по обществознанию. 11 класс. Базовый уровень. (68 ч.)102 ч.
Человек и экономика (24 часа) 39 часов
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.
Понятие экономического роста. Факторы роста.экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.
Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Рациональное поведение потребителя и производителя.
Проблемы социально-политической и духовной жизни. (16 часов) 23 часа
Свобода в деятельности человека. «Буриданов осел», «Свобода есть осознанная необходимость», свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества.
Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания.общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание.
Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический статус личности. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое поведение. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Гражданские инициативы. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в РФ. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Человек и закон (22 часа) 37 часов
Современные подходы к пониманию права Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Заключение 3 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса обществознание 10 класс
3 часа в неделю (105 ч)
№ п/п
Наименование темы
Кол-во
часов
Формы контроля
Домашнее задание
Дата
план
факт
Раздел 1. Общество и человек (27 ч).
Тема 1. Общество (10 ч).
1
Общество как совместная жизнедеятельность людей.
1
Таблица.
§1, вопросы к документу.
2
Общество и природа.
1
Фронтальный опрос.Текущее тестирование
§1, вопросы самопроверки
3
Науки об обществе.
1
Составление опорного конспекта
§1,задания 1-4
4
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания
1
Составление опорного конспекта
Конспект.
5
Структура общества
1
Индивидуальные задания.Вопросы с развернутым ответом.
§2, вопросы к документу.
6
Общество как сложная динамическая система
1
Заполнение таблицы
§2, вопросы самопроверки №1-4
7
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
1
Решение проблемы
§2, вопросы самопроверки №5-8
8
Социальные институты
1
Работа с таблицами и схемами
§2, задания №1-3
9
Типология обществ.
1
Составление опорного конспекта
Конспект.
10
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество»
1
Работа по составлению эссе
Основные термины
Тема 2. Человек (17 ч)
11
Природа человека
1
Таблица Работа с документом
§3, задания к документу № 1-6
12
Цель и смысл жизни человека.
1
Проверка таблицы. Индивидуальные задания.Вопросы с развернутым ответом
§3, вопросы для самопроверки.
13
Науки о человеке.
1
Вопросы с развернутым ответом.
§3, задания №1-3
14
Человек как духовное существо
1
Работа с документом
§4, задания к документу №1-5
15
Мировоззрение. Патриотизм и гражданственность.
1
Вопросы с кратким ответом.
§4, вопросы для самопроверки №1-8.
16
Деятельность как способ существования людей
1
Таблица.
§5, задания к документу №1-3
17
Деятельность и ее мотивация. Потребности и интересы.
1
Таблица.
§5, вопросы для самопроверки №1-8.
18
Многообразие деятельности
1
Вопросы с кратким ответом.
§5, задания №1-3
19
Познание и знание
1
Фронтальный опрос. Текущее тестирование
§6,задания к документу.
20
Познание мира.
1
Составление опорного конспекта
§6, вопросы для самопроверки
21
Истина и ее критерии
1
Составление опорного конспекта
§6, вопросы для самопроверки
22
Многообразие форм человеческого знания.
1
Индивидуальные задания.Вопросы с развернутым ответом.
§6, задания № 1-4 с.66-67
23
Человек в системе социальных связей.
1
Заполнение таблицы
§7,вопросы к документу с. 75
24
Самосознание и самореализация
1
Составление опорного конспекта
§7, вопросы для самопроверки
25
Единство свободы и ответственности личности
1
Составление опорного конспекта
§7, задание № 4 с.77
26-27
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек»
2
Ответы на семинаре
Основные термины по теме.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (55 ч).
Тема 3. Духовная культура (8 ч).
28
Духовная жизнь общества
1
Индивидуальные задания.Вопросы с кратким ответом.
§8, вопросы для самопроверки №1-9.
29
Формы и разновидности культуры.
1
Вопросы с кратким ответом. Индивидуальные задания. Составление синквейна
§8, задания 1-3 с.89
30
Наука и образование
1
Вопросы с кратким ответом.
§9,
31
Мораль, ее категории
1
Работа с раздаточным материалом. Составление кластера
§10, вопросы для самопроверки
32
Религия, ее роль в жизни общества
1
Вопросы с кратким ответом. Работа с документом
§10, задания с.112-113
33
Искусство ,его формы, основные направления.
1
Индивидуальные задания. Вопросы с развернутым ответом.
§11, вопросы для самопроверки
34
Тенденции духовной жизни современной России.
1
Вопросы с кратким ответом.
§11,задания №3-4 с.125
35
Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура»
1
Работа с терминами
Основные термины
Тема 4. Экономика (8 ч).
36
Экономика как подсистема общества.
1
Вопросы с кратким ответом.
§12,задания к документу
37
Экономика как основа жизнеобеспечения общества.
1
Работа с раздаточным материалом. Составление синквейна
§12, задания для самопроверки
38
Экономика и социальная структура. Взаимосвязь экономики и политики.
1
Вопросы с кратким ответом. Работа с раздаточным материалом
§12, написание эссе
39
Экономический интерес, экономическое поведение.
1
Составление опорного конспекта
Конспект.
40
Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта.
1
Составление опорного конспекта
Конспект.
41
Культура производства и потребления.
1
Работа с текстом учебника
§13,
42-43
Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера».
2
Работа с основными понятиями урока
Основные термины.
Тема 5. Социальная сфера (23 ч).
44
Социальная структура.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
1
Таблица.
§14,вопросы на с.160 №1-3
45
Многообразие социальных групп.
1
Работа со схемами. Вопросы с развернутым ответом.
§14, вопросы для самопроверки
46
Социальный статус, социальная роль.
1
Работа с раздаточным материалом
конспект
47
Неравенство и социальная стратификация.
1
Фронтальный опрос.
§14, вопросы для самопроверки
48
Социальная мобильность.
1
Составить кластер
§14, задания №1-2
49
Социальные интересы
1
Вопросы с развернутым ответом.
§14, задания № 3-4 написание эссе.
50
Социальные отношения и взаимодействия.
1
Вопросы с развернутым ответом. Сообщения.
§15, вопросы с.171
51
Социальный конфликт.
1
Работа с раздаточным материалом
§15, вопросы для самопроверки
52
Социальные аспекты труда. Культура труда.
1
Выступления на конференции
§15, задания №1-4 с.172
53
Многообразие социальных норм
1
Вопросы с развернутым ответом.
§16, вопросы для самопроверки
54
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления
1
Вопросы с развернутым ответом.
§16, задания№1-4 с.183
55
Социальный контроль и самоконтроль.
1
Вопросы с развернутым ответом.
Конспект.
56
Национальные отношения. Этнические общности
1
Вопросы с кратким ответом.
§17,вопросы для самопроверки.
57
Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.
1
Вопросы с кратким ответом.
§17,задания №3-4 с.195
58
Национальная политика.
1
Вопросы с кратким ответом. Индивидуальные задания.
§17, подготовка к семинару.
59
Культура межнациональных отношений..
1
Ответы на семинаре.
§17,написание эссе
60
Семья как социальный институт.
1
Работа с раздаточным материалом
§18, вопросы для самопроверки
61
Семья в современном обществе. Бытовые отношения.
1
Фронтальный опрос.
§18,задания №1-4 с. 207
62
Молодёжь как социальная группа
1
Вопросы с кратким ответом.
§19, подготовка к семинару
63
Молодёжная субкультура.
1
Семинар
§19, вопросы для самопроверки
64
Социальные процессы в современной России.
1
Вопросы с кратким ответом.
Конспект
65-66
Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»
2
Работа с терминами
Основные термины
Тема 6. Политическая сфера (16ч).
67
Политика и власть. Политика и общество
1
Вопросы с кратким ответом.
§20, вопросы с. 228
68
Политические институты и отношения
1
Индивидуальные задания.
§20, вопросы для самопроверки
69
Власть, ее происхождение и виды.
1
Вопросы с развернутым ответом
§20,задания 1-4 с.228-229
70
Политическая система. Структура и функции политической системы
1
Вопросы с развернутым ответом
§21,вопросы к документу №8-10 с.240
71
Государство в политической системе.
1
Вопросы с развернутым ответом
§21, вопросы для самопроверки
72
Политические режимы
1
Вопросы с развернутым ответом
§21, вопросы для самопроверки
73
Политическая жизнь современной России.
1
Синквейн.Работа с раздаточным материалом.
§21, написание эссе
74
Правовое государство, его признаки
1
Вопросы с кратким ответом
§22, конспект.
75
Основные черты гражданского общества
1
Вопросы с кратким ответом
§22, вопросы для самопроверки
76
Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
1
Вопросы с кратким ответом
§22,задания №1-4 с.251
77
Избирательная система. Типы избирательных систем.
1
Выступление на семинаре. Составление кластера
§23, вопросы и задания с.261
78
Демократические выборы и политические партии.
1
Подготовка проекта
§23, составление тезисов.
79
Участия граждан в политической жизни .
1
Составление опорного конспекта
§24,вопросы и задания с.271
80
Политическая культура.
1
Выступление на семинаре
§24,написание эссе
81-82
Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера»
2
Работа с терминами.
Основные термины
Раздел 3. Право.(21 ч)
Тема7. Право как особая система норм (21 ч)
83
Право в системе социальных норм
1
Работа с документом
§25, вопросы с.282
84
Система права: основные отрасли, институты, отношения
1
Выступления на конференции
§25, задания с.283
85
Публичное и частное право.
1
Составление конспекта.
Конспект
86
Источники права
1
Вопросы с развернутым ответом. Индивидуальные задания.
§26, вопросы с.294
87
Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов
1
Работа с раздаточным материалом. Составление кластера
§26, задания с.295
88
Правоотношения и правонарушения
1
Выступления на конференции
§27, вопросы (самопроверка) с.304 №1-3
89
Виды юридической ответственности
1
Составление опорного конспекта
§27, вопросы с.304 №4-5
90
Система судебной защиты прав человека
1
Работа с раздаточным материалом
§27, вопросы (самопроверка) с.304 №1-4
91
Развитие права в современной России.
1
Вопросы с развернутым ответом.
§27, вопросы на с.304 №5-7
92
Современное российское законодательство
1
Вопросы с развернутым ответом.
§28, вопросы к документу с.317
93
Основы конституционного строя в РФ
1
Составление опорного конспекта
§28, вопросы к документу с.317
94
Федерация и ее субъекты.
1
Составление опорного конспекта
Конспект
95
Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука.
1
Вводное тестирование
§1, вопросы к §1
2
Экономика и экономическая деятельность.
1
Фронтальный опрос.
§ 1, анализ документа, задание №2
3
Измерители экономической деятельности.
1
Вопросы с развернутым ответом.
§ 1, вопросы на с. 15
4
Понятие экономического роста.
Индивидуальные задания.
§ 1, задания №1,3,4
5
Факторы экономического роста.
1
Индивидуальные задания.
§2, анализ документа
6
Экономическое развитие
Вопросы с развернутым ответом.
§2, вопросы для самопроверки.
7
Экономический цикл.
1
Выполнение заданий (стр.28-29 учебника).
§2, задания 1,2
8
Рынок и его роль в экономической жизни.
1
Вопросы с развернутым ответом.
§3, вопросы для самопроверки
9
Структура и инфраструктура рынка.
Таблица
§3, вопросы для самопроверки
10
Конкуренция и монополия.
1
Проверка таблицы.
§3, задания 1-2
11
Современный рынок.
1
Индивидуальные задания
§3, задания 3-4
12
Становление рыночных отношений в современной России».
1
Вопросы с развернутым ответом
§3, эссе с.43
13
Роль фирм в экономике.
1
Анализ схемы на стр. 46 учебника
§ 4, вопрос №5, задания после §
14
Факторы производства и факторные доходы.
Анализ документа на стр. 52-53 учебника
§ 4, задания №1-2
15
Роль фирм в экономике.
Постоянные и переменные издержки
Налоги, уплачиваемые предприятиями
1
Таблица.
§ 4, задания №3-4
16
Правовые основы предпринимательства.
1
Работа с правовыми источниками:
Конституция РФ (ст. 8, 34)
ГК РФ (ст. 2) и др.
Анализ документов на стр. 7 учебника
§ 5, задание №1
17
Организационно-правовые формы предпринимательства.
§ 5, задание №2-3
18
Открытие собственного бизнеса.
§ 5, задание №4-5
19
Источники финансирования бизнеса.
1
Вопросы с кратким ответом.
§ 5, эссе
20
Основные принципы менеджмента.
1
Работа в группах. Подготовка к обучающей игре. Выбор темы группы, создание алгоритма работы. Распределение обязанностей в группе.
Работа осуществляется на основе заданий к параграфу 6
§ 6, вопрос №1 к документу, задания 1-2.
21
Основы маркетинга
1
Работа в группах. Подготовка к обучающей игре. Выбор темы группы, создание алгоритма работы. Распределение обязанностей в группе.
Работа осуществляется на основе заданий к параграфу 6, стр. 66, к параграфу 7, стр.78.
§ 6, вопросы для самопроверки
22
Роль государства в экономике.
1
Вопросы с развёрнутым ответом.
§ 7 ,вопросы на с.90
23
Государственный бюджет. Основы денежной и бюджетной политики
1
Анализ подборки документов из периодической печати, Интернета. Работа в группах (каждая группа отрабатывает свои темы). Итог работы: сообщение по теме.
§ 7, Вопрос №1, задание №4
24
Защита конкуренции и антимонопольное законодательство
1
Анализ подборки документов из периодической печати, Интернета.
Работа в парах
§ 8, вопросы к документу с. 101
25
Банковская система.
1
Анализ документа (стр. 101 учебника)
Выполнение заданий (стр. 102 учебника)
§ 8, вопросы на с.102
26
Финансовые институты.
1
Выполнение заданий (стр. 102 учебника) Работа в парах
§ 8, составить синквейн
27
Виды, причины и последствия инфляции.
1
Вопросы с кратким ответом.
§ 8,задания к § 8
28
Рынок труда.
1
Вопросы с кратким ответом.
эссе по теме «Моя будущая профессия»
29
Причины и виды безработицы.
Работа с документами.
§ 9вопросы на с.114
30
Государственная политика в области занятости
1
Организация работы по написанию эссе: повторение понимания эссе, правила его написания, оформления (работа в парах)
§ 9, задание №6
31
Мировая экономика.
1
Анализ документа (стр. 126 учебника)
§ 10, вопросы на с.127
32
Международная торговля.
§ 10, задания 1-2.
33
Глобальные проблемы экономики.
Выполнение заданий (стр. 127 учебника)
§ 10, эссе на с.127
34
Экономика потребителя. Защита прав потребителя.
1
Вопросы с развернутым ответом.Анализ документа (стр. 135-136 учебника)
Выполнение заданий (стр. 137 учебника)
Ознакомление с ФЗ «О защите прав потребителя»
§ 11. вопросы к документу на с.136
35
Экономика производителя.
1
Вопросы с развернутым ответом.
§ 11, Вопросы с.137
36
Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
1
Вопросы с развернутым ответом.
§ 11, задания 3-4
37
Экономика ростовской области.
1
Доклады
конспект
38
Обобщающий урок по теме «Экономика»
1
Работа с источниками социальной информации (словари, текстом различных учебников по обществознанию и экономике).
Коллективное обсуждение. Оформление тезисов по теме.
Основные термины
39
Обобщающий урок оп теме «Экономика»
1
Индивидуальная работа (тестирование по типу ЕГЭ)
Основные термины
Тема 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни. (16 часов)
40
Свобода в деятельности человека.
1
Вопросы с кратким ответом.
§ 12 вопросы и задания к § 12
41
Свободное общество.
1
Вопросы с развернутым ответом
§ 12 Написание эссе
42
Общественное сознание.
1
Анализ документа (стр. 157 учебника)
Работа в группах
§ 13, составить синквейн
43
Индивидуальное и общественное сознание.
1
Вопросы с развернутым ответом
§ 13,выполнение заданий стр. 158
44
Социализация индивида.
1
Работа в группах. Итог-выступление от группы по заданной теме
§ 13 написание эссе
45
Политическое сознание. Современные политические идеологии.
1
Анализ документа (стр. 170-171 учебника)
Выполнение заданий (стр. 17 учебника)
составить кластер
§ 14, выполнение заданий стр. 17
46
Политическая психология.
1
Работа в группах. Итог-выступление от группы по заданной теме
§ 14,подготовка к семинару.
47
Средства массовой информации и политическое сознание.
Семинар.
Основные термины.
48
Политическое поведение.
1
Работа со схемами.
Вопросы с развернутым ответом.
§ 15, Эссе
49
Политический терроризм
1
Развёрнутые ответы.
§ 15 вопросы к
§ 15
50
Регулирование политического поведения.
1
Развёрнутые ответы.
§ 15 задания к
§ 15
51
Политическая элита.
1
Работа с раздаточным материалом
§ 16вопросы к
§16
52
Особенности формирования политической элиты в современной России.
Анализ документов (стр. 191-192 учебника)
Анализ подборки документов из периодической печати, Интернета. Работа в группах
§ 16 эссе.
53
Политическое лидерство. Роль политического лидера в современном мире.
1
Анализ подборки документов из периодической печати, Интернета. Работа в группах
§ 16, задание 3-4.
54
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей
1
Составить кластер
§ 17, задание №2, вопросы после §17
55
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей
1
Вопросы с развернутым ответом.
§ 17 Эссе.
56
Демографическая ситуация в ростовской области.
1
Выступления с докладами
Не заданно
57
Религиозные объединения и организации РФ.
1
Ознакомление с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», с ФЗ «О противодействиях экстремистской деятельности». Анализ статей ФЗ (выборочно)
§ 18 задания к документу на с.211
58
Права религиозных организаций.
Индивидуальные задания.
§ 18 вопросы после §18
59
Проблема поддержания религиозного мира.
1
Выступления на конференции
§ 18задания после §18
60
Религиозные объединения Ростовской области.
Выступления с докладами
Подготовка к выступлениям.
61
Обобщение по теме «Проблемы социально-политического развития общества»
1
Коллективное обсуждение. Оформление тезисов по теме.
Основные термины
62
Контрольная работа по теме «Проблемы социально-политического развития общества»
1
Индивидуальная работа (тестирование по типу ЕГЭ)
Термины по теме.
Тема 3. Человек и закон (37 часов)
63
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву.
1
Вопросы с кратким ответом.
§19, вопросы к §19
64
Естественное право.
Вопросы с развернутым ответом
§19, задания к документу.
65
Взаимосвязь естественного и позитивного права.
Вопросы с развернутым ответом
§19, написание эссе
66
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
1
Индивидуальные задания.
Конспект
67
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ.
1
Вопросы с развернутым ответом
§ 20, эссе.
68
Гражданин РФ, его права и обязанности. Воинская обязанность.
1
Работа со статьями правовых документов:
1.Конституции РФ
2.ФЗ «О гражданстве РФ»
3.ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
4.Налогового Кодекса РФ.
§ 20, вопросы на с.238
69
Права и обязанности
налогоплательщика.
1
§ 20, задания на с.238
70
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду.
1
Вопросы с развернутым ответом
§ 21, анализ документа с. 248
71
Экологическое право. Способы защиты экологических прав.
1
Анализ документа (из экологической доктрины РФ) - стр. 248 учебника
Выполнение заданий (стр. 249-250 учебника)
Работа со статьями правовых документов:
1.Конституции РФ
2.ФЗ «Об охране окружающей среды»
Работа в группах
§ 21, вопросы с.249
72
Экологические нарушения.
§ 21, задания с.249
73
Гражданское право. Субъекты гражданского права.
1
Составить кластер
§ 22, вопросы к § 22 с.261
74
Имущественные права.
Работа со статьями правовых документов:
1.Конституции РФ
2.Гражданского Кодекса РФ
Анализ документа: отрывок из книги российского правоведа Э.А. Абашина «Завещание и договор дарения» (учебник, стр. 260-261)
§ 22, задания № 1-2
75
Гражданское право. Неимущественные права.
1
§ 22, задание № 3
76
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
1
§ 22, написание эссе.
77
Семейное право. Порядок и условия заключения брака.
1
Работа со статьями правовых документов:
1.Конституции РФ
2.Семейного Кодекса РФ
§ 23 вопросы на с. 273
78
Порядок и условия расторжения брака.
1
Разбор ситуаций, встречающихся в реальной жизни (сборник задач по обществознанию под редакцией Кравченко)
§23 задания № 1-2
79
Правовое регулирование отношений супругов.
§23 задания № 3-4
80
Трудовые отношения. Порядок приёма на работу.
1
Работа со статьями правовых документов:
1.Конституции РФ
2.Трудового Кодекса РФ
Анализ образцов трудового договора.
§ 24, вопрос №2-3,
81
Занятость населения.
1
Анализ документа (стр. 28 4-285 учебника)
§ 24,
задание №1
82
Социальная защита и социальное обеспечение.
1
Работа в группах. Итог-выступление от группы по заданной теме
§ 24 задания № 2-3
83
Процессуальное право
1
Работа с документом на с.297
§ 25 вопросы к § 25
Процессуальное право: гражданский процесс.
1
Анализ конкретных реальных ситуаций
Выполнение заданий (стр. 298 учебника)
§ 25, задания № 1
84
Участники гражданского процесса.
1
Анализ конкретных реальных ситуаций
§ 25, задания № 2-3
85
Процессуальное право: арбитражный процесс.
1
Анализ конкретных реальных ситуаций
Выполнение заданий (стр. 298 учебника)
§ 25, написание эссе.
86
Процессуальное право: уголовный процесс. Основные принципы и участники.