Проблема развития речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Овладение речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться грамматически правильно излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.
Обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений.
Монологическая речь– длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.
Критерии монологической речи:
основные (связность, цельность),
дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств).
Задача говорящего сводится к тому, чтобы представить материал в логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой.
Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий.
По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:
монолог – сообщение;
монолог – описание;
монолог – рассуждение;
монолог – повествование;
монолог – убеждение.
Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий.
«Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», - высказывается в своих трудах психолог Л. Зеньковский.
Однако школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью.
Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Наиболее привычным и доступным для данного возраста является решение коммуникативной задачи описания. В этот период монологическое описание выступает в качестве наиболее распространенной учебной задачи, решение которой неразрывно связано с оптимальными возможностями восприятия. Наиболее интересно оно развивается и совершенствуется именно в младшем школьном возрасте. Этот факт может быть учтен как психологическое обоснование широкого использования образной наглядности: картинок, рисунков, предметов, игрушек как организации предметного плана высказывания.
Характеризуя в целом уровень развития монологической речевой деятельности младших школьников, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комплексирование и устного, и письменного высказывания за счет увеличения количества второстепенных членов предложения, появления составного сказуемого и т.д. Одновременно, в связи с расширением словаря школьника увеличивается количество предложений в порождаемом тексте, общий объем высказывания. Речевые действия приобретают рефлексивный характер. Учащийся начинает самостоятельно рассуждать и управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.
Названные выше особенности коммуникативного развития младшего школьника свидетельствуют о:
· опережении устного высказывания и понимания на слух;
· недостаточной сформированности всех речевых механизмов, в частности, осмысления;
· недостаточном уровне развития способов формирования мысли.
Формирование умений монологической речи будет успешно осуществляться при использовании учителем специального комплекса упражнений, способствующих формированию умений монологической речи.
При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:
1. вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение);
2. связность и логичность изложения мысли и структурно – композиционная завершенность высказывания;
3. объем (полнота) высказывания – степень раскрытия темы и количество предложения;
4. степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества);
5. лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность.
Методически важным является характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи.
Такими опорами могу быть:
1) наглядность, 2) текст, 3) ситуация, 4) тема (фрагмент темы), проблема. Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор может меняться.
Для развития композиционно – структурных компонентов монологических уменийможет быть использован образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой, состоящий из трех частей – вступления (зачина), основной части и заключения. При этом возможно использование специальной схемы – образца построения монолога. К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах.
В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения – предложение, отражающее элементарное высказывание.
«Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.
· знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ)
· передача содержания текста (от лица одно из персонажей)
· изменение ситуации
«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу.
· высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания)
· этап установления текстовых и логических связей между высказываниями
· учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.
Во втором классе в блоке «Развитие речи», уже начиная с первого полугодия, идет активная работа по словообразованию, постепенно готовя детей к творческой работе (много заданий на подбор эпитетов, поиск рифмы…). Так обогащается словарь учащихся, идет работа над пластикой языка.
Во втором полугодии на занятиях по развитию речи задания у учащихся самые разнообразные. Вначале ребятам предлагается научиться выявлять основную мысль текста и определять заголовки. Затем задания усложняются, требуется закончить текст. В последующих уроках нужно выявить последовательность предложений в тексте, обнаружить «лишнее» и ключевые слова. Параллельно в других рубриках идет работа над синонимами, фразеологизмами, даются теоретические знания о признаках и типах текстов.
Ниже представлены упражнения, методические приемы для обучения монологической речи на базе текста
· Определите тематическую принадлежность текста
· Скажите, кому адресован текст
· Определите характер текста (описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.)
· Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема. Ответьте на вопросы к тексту.
· Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
· Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте.
· Сформулируйте главную мысль текста.
· Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.
· Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
· Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.
· Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.
· Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.
· Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.
· Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.
· Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.
· Просмотрите приведенные утверждения и подберите иллюстрирующие их предложения из текста. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана.
· Соотнесите группу слов с пунктами плана. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами.
· Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план.
· Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.
· Отметьте известную вам и новую информацию в тексте.
· Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т.д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания.
· Расширьте данное на доске высказывание, используя текст. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте.
· Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о … .
· Скажите, что вы знаете о … , используя план, данный на доске.
· Составьте план к рассказу о … , используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о … , чтобы не нарушить логику изложения.
· Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.
· Составьте рассказ по картинке. (Картинка связана с темой текста).
· Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания.
· Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
· Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.
· Перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.
· Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.
· Составьте план монологического высказывания по определенной теме.
Приведу основные виды учебных работ на уроках развития речи:
· Устный рассказ по иллюстрациям
Методика устного рассказа по картинкам следующая. Рассматривание их с устным комментированием: основная цель этого этапа – понять тему и сюжет, замысел художника, заметить как можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и характеризуют персонажей, высказать на основании этих деталей какие-то психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют). Второй этап работы, как правило, переносится на следующий урок: дети импровизируют устные диалоги, оценивают услышанное, отмечая достоинства и недостатки.
· Письменный рассказ по картине. В этом случае дети не рассказывают, а читают свои истории. Если учитель просит детей подготовить устный рассказ по картине дома, то совместного рассматривания не происходит. Если же работа ведется только в классе, можно сначала рассмотреть картину, учитель может что-то очень кратко о ней рассказать, но не следует вместе называть детали, так как задача состоит именно в том, чтобы их самостоятельно увидеть и понять. Оценивается, прежде всего, наблюдательность: самую высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи, логика высказывания (действительно ли данные детали позволяют сделать такой вывод).
· Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Какого рода могут быть эти личные впечатления?
Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал, слушая эту музыку?».
Читательские впечатления. Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке русского языка.
Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя семья», «В школе» и т.п.
Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов.
Устная и (или) письменная газета.
Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут. Сообщение должно быть в определенном стиле, точным, информативным, интересным.
Основная задача – выбрать интересный материал и грамотно его оформить.
Лингвистическая работа с опорой
Опорный конспект представлен на слайдах в презентации перед классом, затем учитель читает его, на следующем уроке читают желающие дети, затем все остальные. Класс задает вопросы, делает замечания, предлагает примеры и просит их объяснить, затем оценивает ответы (непосредственно после каждого ответа).
В данном случае от ребенка требуется не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять их, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами.
Доклады и сообщения.
Учитель обязан научить ребенка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей. Доклады могут сопровождаться презентацией.
Пересказ художественного текста от имени героя.
Ребенку трудно понять точку зрения другого человека, – этому учит такая работа. Каждый из героев произведения видит и знает только часть того, о чем рассказывает автор; кроме того, одно и то же событие разные персонажи воспринимают по-другому, – это должен передать рассказчик.
Письма.
Можно переписываться со сверстниками из другого города, а можно с одноклассниками. Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной, так и устной Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи детей.
Формирование умений монологической речи – приоритетное направление школы в обучении, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения должны быть разнообразными, интересными, увлекательным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блонский П. Психология младшего школьника. – М., 1997.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988.
3. Возрастная и педагогическая психология./Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.
4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982.
5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998.
6. Зеньковский Л. Психология детства. – М., 1996.
7. Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989.
8. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998.
10. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971.
11. Немов Р.С. Психология. Книга 2 – 3. – М.,1995.
12. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995.
13. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.
14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
|