Я живу в интернате 3 года в 15 группе, но тесно общаюсь и дружу с ребятами из 14 группы, которую уже восемь лет ведет Иоанно-Предтеченский монастырь. Каждое воскресенье они всей группой посещают храм при монастыре, общаются с монахами-насельниками монастыря, монахи навещают воспитанников в интернате. Меня заинтересовала история создания монастыря, его храмов. Загадочны сами личности монахов. У меня возникло много вопросов, на которые я хочу ответить этой работой.
Кроме того, история нашего края и страны, тесно переплетается с православием. Россия прошла через разные периоды истории: крещение Руси, создание монастырей, появление русских православных святых и полное отрицание духовности, разрушение храмов «Союзом воинствующих безбожников». Сейчас наступило время возрождения, мы вспомнили библейскую истину «Не хлебом единым будет жив человек». Все больше людей обращается к вере. Поэтому свою тему я считаю актуальной и интересной.
В процессе работы над рефератом я использовал разнообразные источники: « Храмы и монастыри астраханской области» – книгу выдающегося Астраханского краеведа А.С. Маркова; исторические очерки; периодические издания Астраханско-Енотаевской епархии.
Глава 1. РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
1.1 Основание монастыря
Этот монастырь был устроен уже за пределами Земляного города, на противоположной стороне реки Кутум, к югу от впадавшей в Кутум речки Луковки. Стоял он на небольшом пригорке близ урочища Красный бугор. Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683— 1696 гг.), благодаря его личной инициативе и на его собственные средства.
Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, когда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного каменного храма затянулось надолго из-за вспыхнувшей летом 1692 года страшной чумной эпидемии. После её окончания из всей монастырской братии в живых остались только два иеромонаха, остальные все скончались, в том числе и настоятель — старец Александр.
Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители — старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, стараниями которых он и был освящён 1697 года.
Тогда же была выстроена и каменная двухъярусная монастырская колокольня над святыми вратами при западном входе в обитель. Всё пространство монастыря было обнесено первоначально деревянными стенами, имеющими форму квадрата, а по всем четырём углам были установлены небольшие башенки.
Внутри стен рядом с храмом были построены деревянные настоятельские и братские келии. Иоанно-Предтеченский монастырь или, как он назывался в просторечии, Ивановский, быстро приобрёл значение духовной твердыни, в то же время он имел значение и как важное оборонительное сооружение на астраханских городских рубежах.
Весной 1706 года, когда Астрахань была захвачена мятежными стрельцами, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметевым. В монастырских стенах делались бойницы для отражения неприятеля. Когда фельдмаршал 12 марта прибыл в обитель, мятежники открыли стрельбу и пошли на штурм монастыря. «Увидев меня, — писал Шереметьев в Москву, — начали к тому монастырю приступать и стрелять из пушек и кинули три бомбы». Но царские войска отбили штурм.
По преданию, когда в Астрахани начался этот стрелецкий Свадебный бунт, митрополит Сампсон несколько дней скрывался от расправы мятежников в колокольне монастыря. Кроме митрополита, в обители скрывалось немало астраханских именитых людей. Многие из них в благодарность за своё спасение жертвовали в пользу монастыря значительные суммы. Так, известный астраханский откупщик Афанасий Мещеряков, по духовному своему завещанию пожертвовал в Ивановский монастырь 216 рублей, 2 алтына и 2 деньги — значительная по тем временам сумма. Деньги все эти шли на строительство в обители деревянной церкви в честь Сретения Господня. Храм был тёплый, и в нём служили в зимнее время.
В 20-х годах XVIIIстолетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, который покровительствовал католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством. Пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. Произошло это в 1723 году. Братию всю перевели в Спасо-Преображенский монастырь, и в обители не осталось ни одного монаха. Службы же совершал белый священник. Только 13 апреля 1727 года после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь был возвращён в епархиальное ведомство.
1.2 Деятельность настоятелей по благоустройству обители
При новом настоятеле монастыря Илларионе здесь с 1727 по 1730 год были выстроены каменная ограда и двухэтажный настоятельский корпус, под которым своеобразно были выведены каменные палатки.
В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Святого Мученика Иоанна Воина.
В 1756 году при архимандрите Аароне, в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».
В 1780 году исполняющий обязанности строителя Иоанно-Предтеченского монастыря протоиерей Василий Осипов, освятил 24 июня 1780 года новую церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Вход в неё был только из Сретенского храма, для чего в южной стене были пробиты арки.
В 1850 году при игумене Аполлосе (Беляеве) оба этих храма были капитально отремонтированы поднятием стен до трёх аршин высоты и перекрыты новым железом.
Но, несмотря на все перестройки, Сретенский и Рождество - Иоанно-Предтеченский храмы к концу XIXвека сильно обветшали. В 1895 году специальная комиссия решила, что в обоих храмах имеются сильные трещины, отчего они угрожают падением. Епархиальным начальством было предписано монастырю эти церкви разобрать, а на их месте выстроить один новый храм, достойный значения городского монастыря.
На месте разобранных церквей в том же 1895 году был заложен новый трёхпрестольный храм в честь Сретения Господня с приделами: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» и в честь Святителя Тихона Воронежского. 25 июля 1899 года храм был освящён Астраханским епископом Сергием (Серафимовым). Постройку храма производил подрядчик И.Л. Храмов, а стоимость всего здания обошлась монастырю свыше 75 тыс. рублей.
Вместе с разборкой двух древних — Сретенского и Рождество - Иоанно-Предтеченского — храмов в 1895 году в Иоанно-Предтеченском монастыре произошли сильные изменения. Благодаря стараниям игумена Иоасафа были перестроены все деревянные братские келии, шедшие вдоль северной стороны монастыря. Кельи, как и примыкающая к ним братская трапеза, были построены каменные как и другие монастырские службы: баня (в северо-восточном углу), погреба, кладовые (тянущиеся вдоль восточной стены), дом для монастырской прислуги (у южной стены) и располагавшиеся рядом каретная с конюшней. Полностью был разобран в 1895 году старый настоятельский дом и в том же году выстроен заново каменный двухэтажный. В верхнем этаже помещались келии для настоятеля, а в нижнем — церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства монастыря.
Глава 2. ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД МОНАСТЫРСКИХ ХРАМОВ
2.1 Иоанно-Предтеченский храм
Соборный Иоанно-Предтеченский храм, невысокий, построенный в барочном стиле. Храм был богато украшен различными элементами: городком, арочками и колоннами. Центральная часть храма имела квадратную форму, на которой покоился восьмигранный барабан с шестью прямоугольными окнами и двумя глухими. На барабане находилась главка-фонарь вытянутой формы. Закруглённый фонарь был покрыт шлемообразным куполом с яблоком и четырёхконечным крестом. Алтарь прямоугольной формы, с тремя небольшими полукружиями. С запада к центральной части храма примыкала обширная трапеза, покрытая скатной шатровой крышей. Под храмом имелся нижний полуподвальный этаж, где располагались различные выходы и кладовые.
Внутри храма пространная трапеза была расписана по всему пространству священными изображениями. Иконостас стоял пятиярусный, с резьбою, вызолоченный, с 53-мя иконами академического письма.
2.2 Сретенская церковь
Сретенская церковь, построенная в древнерусском стиле, поражает своею лёгкостью, воздушностью, красотою. Храм довольно высок и царствует над всеми окружающими его зданиями. Построен он был в форме креста, так что к центральной его прямоугольной части со всех сторон, как крылья креста, примыкают: с восточной стороны — алтарь, а с западной, северной и южной — центральный и боковые притворы. Увенчан храм пятью главами, которые устремляются в небо восьмиконечными крестами. Эти пять глав покоятся на двух рядах из кокошников, обхватывающих храм со всех сторон. Все три притвора имеют одинаковую прямоугольную форму, завершаемые полукруглым верхом, только центральный притвор имеет, ещё перед входом особый пристрой, украшенный шатровым верхом с особой главой — луковичкой и крестом. Внутренний объём храма не очень обширен, так как был предназначен собственно для братии монастыря.
Расписан он был в начале ХХ столетия иконописными изображениями в академическом стиле. Во всех трёх приделах были установлены трёхъярусные иконостасы, густо вызолоченные и с прекрасно написанными иконами. Стоимость иконостаса оценивалась в 11 тыс. рублей, иконы для него писал московский мастер Д. Шепелев.
2.3 Колокольня и церковь Иоанна Воина
Двухъярусная колокольня над святыми вратами и с церковью Иоанна Воина являла собой великолепный образчик древнерусской архитектуры в стиле «нарышкинского» барокко. Святые врата под колокольней прямоугольной формы имели два арочных проезда, далее шёл первый ярус с церковью — восьмигранный, с восемью небольшими прямоугольными оконцами в богато декорированном оформлении. Второй ярус — шестигранный, с шестью большими окнами для звона. Верхняя часть была круглой и украшена 16-ю кокошниками. За ней шёл шатровый купол в виде восьмигранного конуса, где были устроены 24 малых окна, Внутреннее пространство церкви Иоанна Воина было небольшим с восьмигранным сомкнутым сводом. С треугольной площадки шла в толще стены храма лестница на колокольню. Иконостас был простой, без украшений, трёхъярусный, с 24 иконами.
Стены монастыря были перестроены в середине ХIХ века и украшены по бокам миниатюрными глухими башенками, покрытыми верхом шлемообразной формы и с завершением в виде трубящего ангела. Такое же завершение в виде башенки с ангелом венчало юго-западный угол настоятельского дома.
Глава 3. СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ
Самой замечательной святыней обители считалась древняя икона Иоанна Предтечи, хранившаяся в соборном храме. Икону часто брали в свои дома для служения перед нею молебна. Не только православные, но и армяне глубоко чтили эту икону. Армянские женщины при входе в обитель вставали на колени и в этом положении с земными поклонами доходили до храма, а в храме до иконы, перед которою падали ниц и в продолжение всего богослужения не отводили от неё взора.
В соборном храме хранились ещё две почитаемые астраханцами иконы: Преподобного Мирона, от которой было немало случаев исцеления от астраханской лихорадки, и Священномученика Антипия исцелявшей от зубных болезней.
Среди других чтимых икон можно отметить хранившиеся в Сретенском храме древние храмовые образа Сретения Господня и Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».
В Сретенском храме стояла также замечательной работы скульптура «Распятие». Она была пожертвована в 1796 году афинским скульптором грузинскому митрополиту Николаю, управлявшему тогда монастырём.
Из церковной утвари необходимо отметить и древней искусной работы серебряную дарохранительницу, стоящую на четырёх продолговатых ножках. На каждой из четырех ее сторон были изображения: «Положение во гроб», «Тайная вечеря», «Христос в Гефсиманском саду» и «Христос, несущий крест». По углам литые евангелисты. В «Путеводителе по Астрахани» (за 1896 г.) говорилось, что эта дарохранительница - «замечательный образчик древнего искусства».
На втором этаже ковчега между четырьмя серебряными колоннами в середине находился серебряный гроб — на нём был вылит почивающий Господь с предстоящими пред ним жёнами-мироносицами, далее по углам четыре ангела, а у колонн — четыре звезды.
Вверху ковчега над гробом было изображение Святого духа, из серебра литое, в виде голубя, а над самым ковчегом вместо креста — литое Воскресение Христово.
На территории монастыря, фактически на всей его площади между храмами и другими строениями простиралось монастырское кладбище. На нём, кроме братии было захоронено много астраханцев, особенно из купечества, почитавших за достоинство быть похороненными здесь.
До 1886 года из Кафедрального Успенского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь 29 августа, день памяти усекновения честной главы Иоанна Предтечи, совершался торжественный крестный ход. Этот крестный ход совершался в знак большого уважения астраханцев к этой обители.
Глава 4. МОНАСТЫРЬ В СОВЕТСКОМ ВРЕМЕНИ
4.1. Прекращение деятельности монастыря
С 1917 года Иоанно-Предтеченский монастырь переживал смутные времена. Во время январских боёв 1918 года в Астрахани между большевиками и белоказаками Ивановский монастырь находился под контролем белоказаков. Его охраняли 60 казаков. Здесь была похоронена часть погибших во время боёв офицеров, а также некоторые расстрелянные большевиками представители купечества. В ночь на 25 мая 1919 года епископ Леонтий и Астраханский архиепископ Митрофан (Краснопольский был арестованы и отправлены в местную ВЧК. Чекисты вменяли им в вину создание в Астрахани контрреволюционной организации, что было ложью. Их расстреляли вместе 23 июля. Верующим удалось тайно выкупить их тела и захоронить около Покрово-Болдинского монастыря.
В конце 1919 года в Астрахань, «объятую красным террором», приезжает новый Астраханский архиепископ Палладий. По дороге в поезде его избивает и выкидывает из вагона банда, и владыку привозят в Астрахань полуживым. Он останавливается в Иоанно-Предтеченском монастыре, здесь и умирает 8 марта 1920 года.
Посвященный в 1920 году в Астрахань новый епископ Анатолий (Соколов) выступил против изъятия церковных ценностей. Вследствие декрета правительства от 10 (23) февраля 1922 года, его предали суду и домашнему аресту в его келье в монастыре.
Начавшийся в 1922 году церковный обновленческий раскол увлёк за собою и епископа Анатолия. Монастырь стал прибежищем обновленцев. Большая часть братии покинула его, не желал смириться с обновленчеством своего настоятеля, тем более, что «живоцерковники» не очень-то чествовали монашествующим называя их «…паразитами, тунеядцами и отмирающим придатком Церкви».
4.2 «Союз религиозных общин»
На территории Иоанно - Предтеченского монастыря с 1919 по 1929 год находилось правление «Союза религиозных общин». Организованный благодаря старанию епископа Леонтия (фон Вимпфен), этот «Союз» представлял из себя православное братство, ставившее своей целью восстановить на новой юридической основе уничтоженные властью церковные институты. В уставе «Союза» были широко освещены его планы на будущее: восстановление церковного образования для детей и взрослых; организация пастырских курсов, церковно-певческой школы; духовных библиотек и читален; богадельни и многого другого. Также «Союз религиозных общин» активно выступил против обновленчества.
С начала 20-х годов большая часть служебных помещений монастыря «национализируется» местными властями. В основном они стали использоваться под жилой фонд. В ноябре 1921 года на территорию Иоанно-Предтеченского монастыря был переведён детский дом № 6, но просуществовал он здесь недолго.
К концу 20-х годов стал подниматься вопрос о закрытии всех трёх действующих монастырских храмов. 12 июня 1928 года на заседании Астраханского горсовета было заявлено, что Ивановский монастырь следует национализировать. 22-23 декабря 1929 года был составлен акт о закрытии храма Иоанна Предтечи и храма Иоанна Воина над колокольней, так как , «оба здания ветхи, требуют ремонта и церковный совет (обновленческий) отказывается от этих храмов.
Закрытые храмы тут же были снесены. Местной обновленческой общине был предоставлен храм в честь Сретения Господня, но и он оставался действующим недолго. В начале 30-х годов его закрыли, и впоследствии Сретенский храм использовался под складское помещение реализационной базой «3аготзерно».
Глава 5. ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
В 1989 году Православной Церкви был возвращён сохранившийся Сретенский храм, который был переименован в Иоанно-Предтеченский, и теперь выполняет роль соборной монастырской церкви. Современная история монастыря началась с 1992 года, когда настоятелем церкви стал отец Василий (Цинько). За то десятилетие, что прошло со дня открытия храма, были перекрыты его крыша и купола, позолочены кресты на главах, вставлены новые окна и двери, заново восстановлена входная лестница. Вокруг храма была сделана бетонная объездная дорожка.
Внутри храм был заново расписан священными изображениями в академическом стиле. Полы храма покрыты новой белоснежной плиткой. Изготовлены новые трёхъярусные иконостасы (под морёный дуб) с иконами академического письма.
В 1993 — 1994 годах рядом с храмом была построена каменная временная звонница, которая будет служить монастырю, пока не будет восстановлена в прежнем виде монастырская колокольня.
22 февраля 1995 года официально указом Святейшего Патриарха Алексия II Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.
Из святынь обители, бережно хранимых в ней, в настоящее время можно назвать древний образ Иверской иконы Божией Матери. Она очень почитается верующими астраханцами, о чём свидетельствуют многочисленные привесы из драгоценных металлов. В Иоанно - Предтеченском храме находятся также иконы Святителя Тихона, Патриарха Московского, и Преподобного Максима Грека с частицами мощей этих святых.
Следующий отец Иосиф сделал упор на благотворительности и милосердии. Поэтому много средств уходило на помощь малоимущим и голодающим. Наиболее значимым событием в области восстановления монастыря в течение этого периода стала установка на пожертвованные деньги центрального иконостаса из резного дерева.
С приходом нового наместника иеромонаха Петра в 2000 году восстановительные работы возобновились. В начале было построено временное ограждение территории монастыря. Затем упор был сделан на восстановление инфраструктуры монастыря. За один сезон построили новую баню, двухэтажный братский корпус, который разместил в своих стенах не только кельи для монахов и послушников, но и новую трапезную, столярный цех, гараж, лекционный зал. Параллельно с этим, временное ограждение территории монастыря было заменено на новый каменный забор. В течение 2004-2005 годов был произведен капитальный ремонт еще в двухэтажном игуменском корпусе и одноэтажном братском корпусе. Эти здания были переданы монастырю в связи с приездом в Астрахань Святейшего патриарха Алексия Второго.
Также большое внимание наместник отец Петр уделял украшению храма - были установлены новые резные боковые иконостасы. Затем был построен подвесной клирос, что существенно увеличило свободное пространство в храм. И, наконец, - в декабре 2006 года, благодаря помощи спонсоров, над храмом засияли золотые купола, ставшие украшением не только монастыря, но и всей Астрахани.
Заботясь о восстановлении монастыря, отец Петр не забывал о главном предназначении Церкви - спасении людей. После атеистических десятилетий русский народ приходится заново просвещать. Поэтому сначала была налажена бесплатная раздача листовок с основными положениями христианства. Также вышел цикл телепередач “Фома”, в которых отец Петр отвечал на вопросы, как и церковных, так и внецерковных людей. Регулярно проводятся миссионерские беседы с населением, которые ведет отец Антоний. Братия монастыря посещает детские дома - интернаты, нуждающихся людей. Функционирует монастырская библиотека, открытая для всех желающих.
Сам монастырь всегда открыт для общения с людьми и не отказывает никому. Игумен Петр с оптимизмом смотрит в будущее. За последние годы в орбиту монастыря вошли многие люди, в том числе и молодежь. Кто-то из них стал просто прихожанином, другие помогают монастырю, третьи вообще влились в монастырский коллектив. Это позволяет думать, что у Православия в России есть будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При подготовке и написании реферата я открыл для себя много новых страниц истории родного края. Иоанно-Предтеченский монастырь является не только великолепным памятником архитектуры, одним из главных украшений Астрахани, замечательным творением русских мастеров.
Насколько сложна, драматична и богата на события жизнь древней обители! Сколько всего повидали стены монастыря! Свидетелями и участниками более чем трехсотлетнего периода истории его обитатели. Монастырь сумел выстоять, сохранить свою роль центра духовной жизни города, даже в самые тяжелые времена он поддерживал горожан, вселял надежду, помогал добрыми делами.
Лично для меня православие, в основном, ассоциировалось с пасхальными куличами и крещенской водой, а сейчас я более отчетливо понимаю, что православие – проводник для каждого верующего человека в жизнь вечную, которую он обретает верою и исполнением евангельских заповедей.