Статья "Формирование представлений школьников о современном мире в курсе всеобщей истории"
Submitted by Ольга Васильевна Гук on Tue, 05/03/2013 - 15:26
О. В. Гук
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
О СОВРЕМЕННОМ МИРЕ В КУРСЕ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Историческая наука сегодня находится на пороге нового этапа своего развития, который во многом обусловлен как вызовами мирового масштаба, так и внутренними условиями развития страны. Следует понимать, что современный мир все менее объясним в категориях научных исторических парадигм XX- XXIстолетия. Гуманитарные науки сегодня с трудом отвечают на вызовы терроризма, национализма, глобализма, антиглобализма. Эти вызовы испытывает вся гуманитаристика: и мировая, и отечественная. Таковы внешние факторы развития исторической науки. Интерес к изучению исторического прошлого актуализировался и в связи с тем, что 2012 год был провозглашен (в связи со множеством юбилейных исторических дат), Годом российской истории, благодаря продолжающимся в обществе дискуссиям по различным историческим сюжетам, неутихающей полемике по поводу школьных учебников и исторического образования в целом. Трудно переоценить роль курса всеобщей истории в реализации задач социально-гуманитарного образования, в формировании личности гражданина, которому предстоит жить в третьем тысячелетии в условиях постоянно возрастающего динамизма перемен в жизни стран и народов. Особенностью всеобщей истории XX-XXIвв. является постоянное наращивание объема знаний во всех сферахобщественной жизни. Это относится как к экономическим, политическим, социальным, правовым явлениям, так и процессам в области культуры. Потоки информации обрушиваются сегодня на учащихся со всех сторон: радио, телевидение, пресса, Интернет и т.д1.
Поэтому важно, чтобы преподаватель истории и обществознания, опираясь на новейшие методические технологии и достижения современной педагогической науки, подготовил учащихся к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости, сумел сформировать у старшеклассников активную жизненную позицию, научил их мыслить и рассуждать. Изучение всеобщей истории дает возможность вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта путем решения проблем, актуальных для современной России. Так, несомненный интерес представляют вопросы, связанные с созданием социально ориентированной рыночной экономики (к ней страны Запада шли более 100 лет), исторической трансформацией понятий «социальная справедливость», «гарантии защиты прав трудящихся», с зарождением такого явления, как «социальная ответственность бизнеса». Особое значение имеют темы, посвященные послевоенному развитию стран Западной Европы, на которых раскрываются источники «экономического чуда» в ФРГ и Италии, факторы, способствующие ускоренной модернизации экономики, возвышению «среднего класса», материал, характеризующий развитие стран Западной Европы и США в 1960-1970-е гг., позволяет сравнивать и сопоставлять различные модели развития, выявлять их сходства и различия. В целом, зарубежный опыт позволяет глубже осмыслить сложнейшие процессы трансформации российской экономики 1990-х гг., связанные с. крушением командно-административной системы управления и переходом к рынку, причем в кратчайший исторический период. Государства Восточной Европы также пережили период упадка, однако, благодаря поддержке стран Евросоюза, ранее проводившимся реформам, он оказался не столь глубоким и продолжительным. При обсуждении со старшеклассниками как позитивных, так и негативных последствий подобной трансформации важно подчеркнуть, что ни одно государство мира не имело опыта такого рода преобразований в подобных масштабах без сколько-нибудь значительной зарубежной помощи. Что касается освещения в учебниках новейших периодов истории, то надо отдавать себе отчет в том, что отказаться от изучения истории последних 25 лет означает оставить школьников без знания о текущих событиях современной мировой истории, без достоверной информации о постсоветской истории в контексте всемирной истории. Изучение вопросов глобализации и становления информационного общества также занимает важное место в курсе всеобщей истории России и зарубежных стран. Раскрывая на уроках сущность глобализации, важно показать, что ускорение мирового развития в XXв. было тесно связано с дальнейшим усовершенствованием средств транспорта и связи, вывозом капитала и углублением взаимозависимости экономик ведущих государств1.
Мировая экономика стала более или менее целостным организмом, функционирующим по единым принципам. В то же время необходимо подчеркнуть, что неравномерность в мировом развитии и конкуренция сохранились, последняя порой приобретает весьма жесткие формы. Ведущие участники мировой экономической жизни - транснациональные компании (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ) - исходя из собственных интересов активно вмешиваются в дела национальных государств и их объединений. Сотрудничество государств с гигантами международного бизнеса обеспечивает доступ к передовым технологиям и инвестициям. Но произвольные решения директоратов ТНК о свертывании производств или их переносе в другие страны, спекуляции ТНБ на перепадах курсов национальных валют, биржевые манипуляции нередко оказываются деструктивными для национальных экономик. Об этом наглядно свидетельствует глобальный финансовый кризис 2008 г., выявивший углубление противоречия между растущей взаимозависимостью народов и государств, с одной стороны, и ограниченностью масштабов регулирования макроэкономических процессов рамками отдельных государств, в лучшем случае регионов. Соответственно, на повестку дня встает вопрос о создании институтов регулирования экономики глобального масштаба, в которых заметную роль намерена играть Россия. Вместе с тем, проблемный подход при изучении курса всеобщей истории позволяет учителю не только показать базовые тенденции изменения облика мировой цивилизации, но и раскрыть специфику их проявления на российской почве. Развитие модернизационных процессов и формирование информационного общества - одна из важнейших задач, стоящих перед нашей страной1.
Однако, в информационное общество, по крайней мере, в отдельные его сектора, пока не вписалось почти 80% граждан нашей страны. Фактически Россия еще не вышла из индустриальной эпохи. Представляя на уроках всеобщей истории этапы прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями и техническими достижениями, учитель имеет прекрасную возможность ознакомить учащихся и с примерами ускоренной модернизации стран, располагавших достаточно слабыми стартовыми позициями. Помимо Японии, которой за три десятилетия «экономического чуда» удалось стать одним из технологических лидеров современного мира, это и новые индустриальные страны - Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др. (так называемые азиатские «тигры»), создавшие, благодаря тщательно выверенной экономической политике, весомый научно-технический потенциал. Примером ускоренной модернизации могут служить такие государства, как Бразилия, Индия и Китай. Они в последнее время демонстрировали столь впечатляющие успехи в области модернизации, что многие эксперты считают их «сверхдержавами» (или «центрами силы») XXIв. Конечно, следует объяснять учащимся, что опыт упомянутых стран своеобразен и весьма неоднозначен. Однако показательно, что все они концентрировали усилия на формировании патриотически настроенного слоя молодежи, ориентированной на получение знаний, в том числе и в университетах стран Запада, и готовой после получения образования работать в центрах отечественной инновационной инфраструктуры. Необходимо делать акцент на том, что престиж государства, его мощь и благополучие его граждан во многом зависят сегодня от развития и совершенствования человеческого капитала, от уровня интеллекта молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, их активной гражданской позиции. Изучение вопросов, связанных с зарубежным опытом развития гражданского общества, позволяет решать и воспитательные задачи по формированию нравственных принципов, ответственности за будущее страны. Важнейшим условием прогресса любого общества является упрочение институтов демократии и гражданского общества. Учащихся на конкретных примерах необходимо подвести к выводу о том, что только их непосредственное участие в формировании зрелого гражданского общества обеспечит им активную и сознательную роль в развитии страны. Без созидательной инициативы граждан не даст полного эффекта реализация национальных проектов, направленных на повышение качества жизни людей, уровня здравоохранения, совершенствование системы социальной защиты населения и т.д. Одних административных, юридических мер недостаточно для того, чтобы победить коррупцию, разъедающую социальную ткань общества. Только активные, социально ответственные граждане и их объединения способны переломить ситуацию в сфере борьбы за создание подлинно правового государства1.
Обращение к истории и современному состоянию межнациональных отношений, изучение конфликтов, возникавших на этнической почве в различных странах, поможет показать старшеклассникам пагубность идеологий и политики, основанных на этническом национализме, расизме, религиозном фанатизме и шовинизме. Опыт российской истории дает учителю богатый материал для воспитания толерантности, терпимости, уважения к людям иной расы, иной национальности, иного вероисповедания. Сегодня одним из феноменов всеобщей истории XX-XXIвв. является международный терроризм. Важно показывать его истоки, формы, возможность противодействия этому явлению, вклад, который вносит Россия в борьбу с ним. Изучение вопросов современных международных отношений и внешней политики России способствует более глубокому пониманию реальности мира начала XXIв. После завершения «холодной войны» изменилась конфигурация системы международных отношений. Рухнул «железный занавес», России пришлось искать свое новое место в мире. Она столкнулась с такими негативными явлениями, как расширение НАТО на Восток и стремление США решать спорные вопросы военной силой. Важно раскрыть позицию России по отношению к событиям на Балканах, в Ираке, Иране, Сирии, Египте, показать ее стремление к разрешению существующих конфликтов мирным путем. Вопросы, которые касаются современности, в частности «арабской весны», следует подавать как основные факты, так и историческую канву событий. Можно воздерживаться от оценок, но, если говорить, в частности, об «арабской весне», то никто не спорит с тем, что свергнутые режимы были коррупционными, авторитарными. Можно использовать возможности типологизации событий (например, происходящих в арабских странах), а это создало бы условия для интересного разговора со старшеклассниками, а также для широкого использования элементов сопоставительного анализа. Изучение этих проблем содействует развитию исторического мышления школьников, формирует умение сопоставлять политику различных стран и их союзов. Важно показать, в чем состоят сейчас интересы России, как и какими средствами она их отстаивает. Это касается поиска союзников, обеспечения военной безопасности, защиты своих интересов в странах СНГ, решения проблем наших соотечественников в государствах ближнего зарубежья. Умение ориентироваться в этих вопросах создает основу для формирования у старшеклассников мышления, основанного на осознанном патриотизме. Вместе с тем, широкий круг проблем, связанный с постсоветским пространством, его прошлым, настоящим и будущим, еще недостаточно освещен в современных учебниках всеобщей истории и методической литературе. Сегодня основная трудность для учителя состоит в том, чтобы в доступной форме, доходчиво и политически корректно рассказать учащимся о сложнейших дискуссионных проблемах, существующих в рамках СНГ. При освещении некоторых тем, например, «Содружество независимых государств», необходимо отказаться от избыточного фактического материала, но выделить основные узловые моменты, на которые следует обратить особое внимание. К ним можно отнести следующие: образование СНГ и заключение важнейших договоров и соглашений между суверенными государствами; расхождения в интересах между странами СНГ, вооруженные конфликты на постсоветском пространстве; различия в моделях экономического и социально-политического развития стран СНГ. Следует обратить внимание учащихся на существование «болевых точек» на территории государств СНГ, т.е. вооруженных конфликтов, имевших место в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии. Важно раскрыть усилия Российской Федерации, направленные на мирное урегулирование вооруженных конфликтов, на оказание их жертвам гуманитарной помощи, защиту жизни своих граждан. Необходимо подвести учащихся к пониманию того, что политические и экономические преобразования в государствах СНГ связаны с различными моделями развития. В их основе лежат особенности геополитического положения бывших советских республик, специфика их культуры, религии и т.д. Особое значение для понимания сути происходящих в них событий имеет освещение «цветных революций» (оранжевые шарфы, розы, тюльпаны символизировали дух перемен). Учителю необходимо объяснить причины «цветных революций», выделить факторы, подрывавшие стабильность в обществе. Среди них - экономические трудности, безработица, перебои со снабжением, медлительность в проведении реформ, острые межнациональные противоречия, внешнее вмешательство (известно, что из-за рубежа на финансирование этих выступлений поступило 150 млн. долл.). Актуальными вопросами исторического образования, связанными с преподаванием истории XX- начала XXIв., одного из самых сложных периодов (как в отечественной, так и в зарубежной истории), являются вопросы о том, как в содержании курса всеобщей истории освещать последние 20-25 лет истории СССР - России; как изучать историю Второй мировой войны; как в целом трактовать текущие локальные конфликты и их последствия; как изучать такой неоднозначный вопрос как традиционализм и фундаментализм в XX- XXIвв. и многие другие. Изучение исторических путей развития стран СНГ, сложных процессов в их становлении вооружает учащихся знаниями о судьбах новых суверенных государств. Эта тема содержит благодатный материал для формирования таких навыков, как сравнение, сопоставление, распознавание главного и второстепенного. На уроках, посвященных изучению стран СНГ, необходимо вводить такие понятия, как «миротворческая акция», «самопровозглашенная республика», «постсоветское пространство».
Изучение темы позволяет еще раз обратить внимание на важность толерантности в идеологии и политике, показать, что со странами СНГ нас связывают не только общая история, но и тесные экономические, финансовые, культурные, политические отношения, необходимость обеспечения военной безопасности, сотрудничество в борьбе с наркомафией, терроризмом и нелегальными финансовыми операциями. Наконец, важным является изучение отечественной истории в контексте всеобщей истории. Это дает возможность выявить активную роль России во всемирной истории и способствовать формированию исторического сознания, отвечающего реальностям современного мира. Оно включает, с одной стороны, патриотизм, основанный на знании того, какой вклад внесла Россия в общемировое развитие, в решение общих для всего человечества проблем, и на осмыслении героических и трагических страниц ее истории. С другой - гуманизм, понимание проблем России, прошлых и настоящих, как органической и неотъемлемой части всемирной истории, вне контекста которой они не могут быть правильно осмыслены и решены.
Литература
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - 175 с.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2003. - 180 с.
3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: Теория и практика. Курс лекций для дистанционного обучения // История. - 2006. - № 22. - С. 18-25.
4. Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории. 5- 11 классы. М.: Эксмо, 2008. - 210 с.
1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. С. 80.
1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2003. С. 70.
1Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе: Теория и практика. Курс лекций для дистанционного обучения // История. 2006. № 22. С. 19.
1 Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории. 5- 11 классы. М.: Эксмо, 2008. С. 61.