Submitted by Ирина Анатольевна Студенцова on вс, 03/03/2013 - 20:15
Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности в VI в. до н. э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силу эта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт.
При дворе Людовика XV главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Дело в том, что Силуэт провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Слову «силуэт» придавали значение мелочности, простоты. Так родилось название “силуэт”. Оно дошло до наших дней.
В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. Черно-белые картинки использовались, как украшение в домах русских дворян. Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги.
Силуэт Лермонтов М. Ю.1831г.
Есть у меня твой силуэт,
Мне мил его печальный цвет;
Висит он на груди моей
И мрачен он, как сердце в ней.
В глазах нет жизни и огня,
Зато он вечно близ меня;
Он тень твоя, но я люблю,
Как тень блаженства, тень твою.
В произведениях графики мы часто встречали известные нам реальные формы изображенными упрощенно, с некоторыми условностями. Тем не менее такие скупые, на первый взгляд, средства графики, как пятно, линия, кляксы неопределенной формы, позволяют распознать на рисунках что-то известное. *Давайте посмотрим слайды
Среди художников достаточно распространена и любима техника силуэтной графики. Если сравнивать силуэтную графику с живописными полотнами, то на первый взгляд она кажется простоватой.
Итак, однотонное изображение фигуры и предмета называют силуэтом, а линия, которая очерчивает силуэт и выражает характерные детали, называется контуром.
!Силуэтная графика не отвлекает нас ни цветом, ни особенностями объемной формы, а все внимание обращает на контур. Выразительным средством в силуэтных композициях является контраст белого и черного.
В этой технике работал великий художник-график Г. Нарбут. Художник восхищался искусством XIX в., коллекционировал фарфор, покупал антикварную мебель, носил фрак и зачесывал баки по моде пушкинского времени. Именно на XIX в. приходится расцвет техники силуэта, который художник выбрал для. создания иллюстраций к басням И. Крылова. Художник с огромным воодушевлением передал не только сюжет басен, но и воспроизвел дух эпохи.
*(Учитель демонстрирует иллюстрации Г. Нар бута.) Массивный силуэт плотной фигуры И. Крылова на фоне лирического осеннего пейзажа создает оригинальный контраст. Древнегреческий меандр выступает как характерный элемент стиля эпохи (ампира), и вносит чувство ритма в неторопливую походку баснописца. Кроме сюжетных графических композиций Г. Нарбут создал огромную галерею силуэтных портретов.
Выразительность - Термин, относящийся непосредственно как к художественному произведению, так и к самой натуре. Термин обозначает силу воздействия, впечатления, высокую содержательность смысла. Характерность - сродность, своеобразность, особенность, специфичность, типичность, свойственность, присущность
образ — внешний вид, облик изображение, воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним.
Вывод: Таким образом, на нашем уроке состоялось не только знакомство с искусством силуэта, но и самое главное, дети смогли увидеть, почувствовать красоту и безграничные творческие возможности сочетания двух основных цветов графики – черного и белого.