программа элективного курса по обществознанию "Знать общество, в котором живешь"
Submitted by Елена Александровна Косова on вс, 03/03/2013 - 17:10
Пояснительная записка
Возраст старшеклассников 15-17 лет-это особый этап социализации. Это рубеж, когда человек, от рождения обладающий основными правами и свободами, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества, выступая в типичных ролях члена семьи, собственника, потребителя, гражданина, работника, непрерывно совершенствующего свою квалификацию. С этой целью предлагается старшеклассникам предлагается данный элективный курс. Наряду с практико-ориентированным содержанием курса, курс выдвигает духовно-нравственные ориентиры.
Курс «Знать общество, в котором живешь» рассчитан на 34 часа изучения в 10-11 классах.
Цели:
· познакомить с разными подходами к изучению общества;
· способствовать расширению и углублению понимания роли личности в развитии общества;
· помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития;
· воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношений между людьми.
Задачи:
· систематизировать знания учащихся по обществознанию;
· способствовать формированию культуры работы с различными источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;
· способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
· способствовать формированию и развитию умения определять и объяснять собственное отношение к определенной проблеме, аргументировать свою точку зрения.
Ориентация на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса, способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения, знания, полученные в одной ситуации использовать в другой, развивая творческие способности. Элективный курс призван расширить диапазон знаний старшеклассников по обществознанию.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
· самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
· представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
· анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
· обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Основные методы работы:
· эвристическая беседа;
· лекция;
· дискуссия;
· сюжетно-ролевая игра;
· «мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности:
- тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты и др.).
Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа
7.1.
Возникновение государства, его функции
2ч.
1ч.
1ч.
7.2.
Государство и его граждане
2ч.
1ч.
1ч.
7.3.
Демократия. Мир политики
2ч.
1ч.
1ч.
8.
Понятие права
4ч.
2ч.
2ч.
Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа
8.1.
Происхождение права: формы и структура
2ч.
1ч.
1ч.
8.2.
Сущность, функции и назначение права
2ч.
1ч.
1ч.
9.
Заключительное занятие
1ч.
1ч.
«Круглый стол»
Итого
34ч.
16,5ч.
17,5ч.
Программа курса
1. Введение (1ч.)
Определение целей и задач курса. Разные подходы к изучению общества.
2. Современное общество (4ч.)
Факторы социогенеза. Общество и общественные отношения. Человек. Индивид. Личность. Глобальные проблемы современности.
3. Сущность человеческой деятельности (4ч.)
Деятельность человека: отличие от поведения животных; структура. Сущность человеческой деятельности: мотивы. Многообразие деятельности. Деятельность и общение.
4. Социальные нормы и отклоняющееся поведение (4ч.)
Причины отклоняющегося поведения. Виды отклонений. Согласие и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе. Учимся строить отношения.
5. Что такое экономика (6ч.)
Основные понятия экономики. Потребности человека. Рыночная экономика. Экономика: наука и хозяйство. Государственное регулирование в условиях рынка. Сбережения. Люди и деньги.
6. Социальная структура общества (4ч.)
Общество и личность. Молодежь в современном обществе. Социальная адаптация. Семья и брак. Правовые основы брака и семьи.
7. Что такое государство (6ч.)
Возникновение государства, его функции. Сущность и организация государства. Мир политики в человеческом обществе. Демократия. Закон и власть. Государство и его граждане. Политическая идеология и политическая деятельность.
8. Понятие права (4ч.)
Сущность, функции и назначение права. Происхождение права. Его формы и структура. Правосудие в современной России.
9. Заключительное занятие (1ч.)
Подведение итогов изучения курса.
Литература
1. Большой юридический словарь/ под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина.- М.: Инфра-М, 1997.
2. Живое право.- СПб.: Изд-во С.-Петербург, 2001.
3. Задания и тесты по обществознанию/ авт.-сост. Ю.И.Аверьянов и др.-М.: Школа: Пресс,2007.
4. Кравченко А.И. Обществознание.- М.: ООО ТИД «Рус.слово-РС»,2008.
5. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию .- М.: Рус.слово, 2006.
6. Конституция Российской Федерации.- Айрис-Пресс, 2008.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.- М.: Юрист,2003.
8. Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы/ под ред. Акад. О.Е. Кутафина.- М.: Юрист, 2006.
Тематическое планирование элективного курса
«Знать общество, в котором живешь»
№
Название темы
11а
11в
Примечание
1.
Введение. Знакомство с целями и задачами курса.
2-3.
Общество и общественные отношения.
4-5.
Глобальные проблемы современности
6-7.
Деятельность человека
8-9.
Многообразие деятельности
10-11.
Согласие и конфликт как формы взаимодействия людей в обществе