Рабочая программа дополнительного образования_Путь к профессии
Submitted by Лариса Александровна Галаганова on Sat, 02/03/2013 - 10:07
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Федоровский центр дополнительного образования»
«Рассмотрено»
на заседании МО
Руководитель МО
____________/__________
Протокол №
от «__»_________2011 г.
«Согласовано»
на заседании МС
Заместитель директора по УВР
____________/__________
Протокол №
от «__»__________2011 г.
«УВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ ДОД «ФЦДО»
______________Л.Н.Лаврова
«__»__________2011 г.
РАБОЧАЯ программа
дополнительного образования
направление «Профессиональная подготовка»
курс «Путь к профессии»
возраст 14-15 лет
срок реализации программы 1 год
Рабочую программу составила:
Кириченко Татьяна Викторовна,
педагог-психолог
п. Федоровский 2011 г
Пояснительная записка
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.
Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.
Предпрофильная подготовка, профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися выпускных классов по их профессиональному самоопределению. Причем важно, чтобы профильное обучение не ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.
Центральной фигурой в вопросах жизненного, социального и профессионального самоопределения выпускников в образовательном учреждении был и остается классный руководитель. Главная цель совместной работы классного руководителя с учениками - помочь им определиться с выбором будущей профессии. В государственных документах последних лет четко обозначен курс на воспитание уважения к труду, человеку труда, ценностей профессионализма.
Данная программа представляет собой один из вариантов системной работы по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов, учитывает педагогические, психологические аспекты данной проблемы. Рассчитана на 30 часов, включает в себя теоретические и практические занятия.
Отличительные особенности программы
• Позволяет объединить усилия семьи и центра, педагогов дополнительного образования и родителей в вопросах профессионального самоопределения обучающихся.
• Органично вписывается во внешкольную жизнь старшеклассников.
• Дает обучающимся ориентиры для дальнейшей самостоятельной работы.
• Позволяет отдельные мероприятия по профориентационной работе привести в систему работы, которая имеет свое начало и свое логическое завершение.
Задачи курса:
- дать старшеклассникам необходимые знания для осознанного выбора профессии;
- показать механизм выбора профессии;
- определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;
- сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
1.
Определение круга проблем, связанных с профессиональным выбором. Определение степени готовности к выбору профессии.
2
1.1.
Вводное занятие «Выбирая профессию».
1
1.2.
Выявление степени готовности к выбору профессии.
1
2.
Научно-теоретические основы профессионального выбора. Знакомство с литературой по данной теме.
8
2.1.
Стратегия выбора профессии. Формула выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.
1
2.2.
Подготовка к выбору профессии. Личный профессиональный план.
1
2.3.
Сбор информации о выбранной профессии (о профессии, которая нравится). Понятие о профессиограмме.
1
2.4.
Основные типы профессиональной деятельности. Классификация профессий (по Е.А. Климову).
1
2.5.
Психологические основы выбора профессии.
1
2.6.
Выбор профессии и здоровье человека.
1
2.7.
Закрепление основных понятий курса «Путь к профессии».
1
2.8.
Информационные источники об учебных заведениях города и области.
1
3.
Практические шаги по профессиональному самоопределению на основе работы с психологическими тестами, диагностическими методиками. Формирование образа «Я».
7
3.1
Способности человека при выборе профессии.
1
3.2.
Пять типов профессий.
1
3.3.
Сферы профессиональной деятельности.
1
3.4.
Группы профессий.
1
3.5.
Творческие способности в профессиональной сфере.
1
3.6.
Профориентационная игра «Остров».
2
4.
Практические шаги через знакомство с учебными заведениями города и области, информационными источниками; встречи с людьми разных профессий; профессиональные пробы
(коллективные, групповые, индивидуальные формы работы).
10
5.
Профессиональное моделирование.
3
5.1.
Групповое составление характеристики профессии.
2
5.2
Составление индивидуального профессионального портрета по предложенной схеме.
1
Всего
30
Содержание программы
Раздел I. Определение круга проблем, связанных с профессиональным выбором. Определение степени готовности к выбору профессии. (2ч.)
Тема 1. Вводное занятие «Выбирая профессию».
•Обсуждение с учащимися высказываний о значимости правильного выбора профессии.
- Каждый человек рождается для какого-то дела. (Э. Хемингуэй)
- Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, которыйделает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье.(М. Баррес)
- Счастлив тот, кто полюбил свою профессию и считает свою работу нетолько обязанностью. (В. Беганский)
-Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это длянего значит сделаться самим собой. (В.Г. Белинский)
-Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны. (Проперций)
-Человек имеет право на ошибку... Но ошибка в выборе профессии дорогообходится не только самому человеку, но и окружающим его людям. (А.Петровский)
•Проведение анкеты, позволяющей выявить круг проблем, связанных с профессиональным выбором.
Примерные вопросы для анкеты:
1. Что, с Вашей точки зрения, необходимо знать о будущей профессии?
2. Какие факторы необходимо учитывать при выборе профессии?
3. Из каких источников Вы можете получить информацию о будущей профессии?
4. С какой научно-популярной литературой по вопросам профессионального самоопределения Вы знакомы?
5. Как Вы себя готовите к выбору будущей профессии?
Тема 2. Работа по опроснику В.Б. Успенского. Выявление степени готовности к выбору профессии.
Цель: определить степень готовности к выбору профессии (низкая, средняя, высокая); расширить представление старшеклассников о том, какие факторы должны учитываться при выборе профессии.
Раздел II. Научно-теоретические основы профессионального выбора. Знакомство с литературой по данной теме. (8ч.)
Тема 1. Стратегия выбора профессии. Формула выбора профессии («хочу -могу - надо»). Ошибки при выборе профессии.
Тема 2. Как готовить себя к выбору профессии. Личный профессиональный
план.
Тема 3. Как собрать полную информацию о профессии, которая нравится.
Понятие о профессиограмме.
Тема 4. Основные типы профессиональной деятельности. Классификацияпрофессий (по Е.А. Климову).
Тема 5. Психологические основы выбора профессии.
Тема 6. Выбор профессии и здоровье человека.
Тема 7. Закрепление основных понятий курса «Путь к профессии»(профориентация, профессия, специальность, специалист, квалификация,должность, вакансия, призвание, профессиональный рост, профессиональнаякарьера).
Тема 8. Информация о начальных профессиональных, средних специальных ивысших учебных заведениях. Работа со справочником учебных заведенийгорода, области.
Возможные формы работы: беседа, лекция (в том числе с участиемприглашенных специалистов), подготовка сообщений школьниками, работа вгруппах, обзор литературы по вопросам профессионального выбора, работа сосправочной литературой.
Раздел III. Практические шаги по профессиональному самоопределению на основе работы с психологическими тестами, диагностическими методиками. Формирование образа «Я». (7ч.)
Примечание. Работа по диагностированию школьников проводится совместно со школьным психологом; могут быть использованы другие тесты, диагностические методики, равноценные данным.
Тема 1. Способности - это то, что в значительной степени определяет выбор профессии. Определить ведущие составляющие своих способностей. Психолого-педагогический тест «Твои способности - не секрет для тебя», диагностический тест «Способности школьника».
Тема 2. На основе интересов, склонностей, эмоционального отношения выявить наибольшую предрасположенность к одному из пяти типов профессий: «человек - человек», «человек - природа», «человек - техника», «человек - знак», «человек - художественный образ».
Тест «Твоя будущая профессия» (методика Е.А. Климова), дифференциально-диагностический опросник (по классификации Е.А.Климова).
Тема 3. Выявить склонности к сфере профессиональной деятельности. Опросник профессиональной готовности, методика «Карта интересов» (представлены 24 сферы профессиональной деятельности).
Тема 4. На основе ведущих свойств характера, сложившихся привычек, предпочтений определить склонность, предрасположенность к той или иной группе профессий.
Тест «К какой профессии я склонен».
Тема 5. Определить степень развития творческих наклонностей, необходимых во многих сферах профессиональной деятельности.
Тест «Насколько я творческий человек», опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
Тема 6. Профориентационная игра «Остров».
Цель игры: знакомство с потребностями экономики города, области в кадрах; обсуждение проблемы непрестижных профессий; осознание своей гражданской, нравственной готовности к выбору профессии.
Раздел IV. Практические шаги на основе знакомства с учебными заведениями города и области, информационными источниками; встречи с людьми разных профессий; профессиональные пробы. (10 ч.)
Формы коллективной, групповой, индивидуальной работы:
1. Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях города Сургута, ярмарок рабочих мест посёлка и сотрудничество с ЦЗ.
2. Подбор полезной информации об интересующей специальности (источники информации: печать, телевидение, Интернет).
3. Проба сил в видах деятельности, сходных с выбранной профессией (участие в общественной работе, занятия в объединениях Центра, работа в каникулярное время и т.д.).
4. Получение экспертной оценки: узнать мнение людей, имеющих прямое отношение к выбранной профессии, о своем выборе.
5. Встречи со студентами, которые овладевают интересующими специальностями.
6. Встречи с людьми, имеющими опыт работы по конкретным специальностям.
7. Экскурсии на производство, в организации, в учреждения.
8. Привлечение профессионального и жизненного опыта родителей в профессиональном самоопределении школьников.
9. Индивидуальные профконсультации учащихся.
Раздел V. Профессиональное моделирование. ( З ч.)
Тема 1. Практическая работа.
Групповое составление характеристики профессии.
Цель: активизация коллективного анализа, повышение эффективности иосознанности профессионального выбора.
Работа учащихся в группах, сформированных по общим или сходнымпрофессиональным интересам. Коллективное составление характеристикипрофессии на основе своего представления о ней. Обсуждение результатовработы каждой группы. Заслушивание экспертной оценки (выдержки изпрофессиограммы, мнение специалистов-профессионалов).
Тема 2. Практическая работа.
Составление индивидуального профессионального портрета по предложеннойсхеме.
Цель:
- проверка степени усвоения теоретической информации (II разделпрограммы), результативности диагностического и информационного блоков(III, IV разделы);
- оформление суммарного результата на основе всех полученных знаний, информации по профессиональному самоопределению;
- определение степени соответствия выбранной профессии.
Схема составления индивидуального профессионального портрета
•Тип профессии (на основе результатов диагностик, собственных представлений о себе).
•Вид деятельности (на основе результатов диагностик, собственных представлений о себе).
•Экспертная оценка: требования, предъявляемые к профессии (информация из профессиограммы, мнение специалистов-профессионалов).
•Вывод о степени соответствия выбранной специальности (самооценка):
- полное соответствие
- в значительной степени
- частичное соответствие
- несоответствие
- нет ясной картины на основе полученных данных
- недостаточно информации для вывода.
• Учебное заведение, где буду приобретать выбранную специальность.
Результативность, эффективность работы по программе «Путь к профессии» определяется тем, насколько предварительный профессиональный выбор, сделанный школьниками, оказался окончательным и реализовался в практическом принятии решения после окончания школы.