Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа психолого-профессиональной работы

Фото пользователя Лариса Александровна Галаганова
Submitted by Лариса Александровна Галаганова on Sat, 02/03/2013 - 09:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Галаганова Л.А.
Место работы, должность: 

МАОУ ДОД "ФЦДО", педагог-психолог, заместитель директора

 

Регион: 
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии. Данная программа обеспечивает психологическое сопровождение обучающихся на пути выбора профессионального самоопределения.</p> <p> &nbsp;</p>
Утверждаю Директор МОУ ДОД «Федоровский ЦДО» ____________ Л.Н. Лаврова « » _________ 2010 г. Программа психолого-профориентационной работы МОУ ДОД «Федоровский ЦДО» Общие положения. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Цели • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: • развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии; • формирование профессиональной мотивации, способности к самоанализу; • определение профессиональных планов и намерений учащихся; • выработка гибкой системы кооперации с учреждениями профессионального образования, с предприятиями и учреждениями городского поселения Федоровский, города Сургута. Приоритетными направлениями реализации программы признаны: • содействие профессиональной подготовки учащихся к труду; • содействие реализации творческих способностей учащихся; • организация творческих объединений; • развитие связей и сотрудничество с учебными заведениями города Сургута, школами, детскими садами, предприятиями .и организациями посёлка Фёдоровский. Срок реализации – 3 года. Участники программы – учащиеся школ поселка Федоровский и педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Федоровский ЦДО». Три этапа профориентации Первый этап - пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора) - для учащихся 1 - 5 классов. Его цель - развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. Для реализации этих задач необходимо увеличить число кружков дополнительного образования и факультативов, привлекать школьников к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда. Кроме того, необходимо создать портфолио и папки достижений, выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу на классных часах. Второй этап - активно-поисковый - для учащихся 6-9 классов. Его цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса). На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах в 6-9 классах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы. Третий этап – профессиональное определение учащихся 10-11 классов. Его цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. №п/п Направление работы Цели Формы работы Задачи 1 Профориентационное информирование - цель ознакомление с различными профессиями, дать максимально широкое и достоверное представление о существующих профессиях, тенденциях на рынке труда. К профориентационному информированию относятся лекции, круглые столы, встречи с экспертами в профессиональной области, экскурсии в компании и на предприятия. • Профинформация; • Профпропаганда; • Профагитация; • Встреча со специалистами; • Экскурсии. • Знакомство с миром профессии; • Знакомство со спецификой трудовой деятельности; • Создание базы данных о коньюктуре рынка образовательных и профориентационных услуг. 2 Профессиональная диагностика. Цель – выявить индивидуальные способности, интересы, склонности к определенным профессиям, определить возможный спектр будущих профессий. Тесты, направленные на профориентацию выявляют интересы, склонности школьников к тем или иным занятиям, способности, в том числе и интеллектуальные. Существуют несколько различных тестов по профориентации. По окончании тестирования получает описание своих качеств, а также перечень наиболее подходящих профессий по профилю. • Мониторинг учебной и профессиональной мотивации; • Комплексное использование методик, опросников профориентационной направленности; • Составление матрицы выбора профессии. • Исследование особенностей личности учащихся; • Исследование способностей, интересов, склонностей; • Исследование мотивационной сферы учащихся: учебной и выбора профессии. 3 Профконсультация. Цель - сузить спектр профессий до нескольких наиболее подходящих, пройти дополнительное тестирование, узнать больше информации об интересующих профессиях. • Составление коррекционно-развивающих программ; • Составление профессиограмм; • Индивидуальная диагностика с помощью информационных технологий; • Создание и ведение карт профконсультации с расширенной информацией для комплексной оценки профессиональной направленности учащихся. • Развивающая – развитие необходимых личностных и профессионально важных качеств, развитие адекватной самооценки, уверенности в себе, развитие мотивации; • Предоставление информации учащимся о соответствии диагностических данных выбранной профессии; • Информирование о результатах диагностики родителям учащихся. 4 Социально-профессиональная адаптация и профессиональное воспитание • Проектная деятельность; • Система мероприятий по профориентации; • Вовлечение школьников в разнообразную творческую деятельность; • Организация различных видов познавательной и трудовой деятельности4 • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры • Проведение профпроб; • Выявление и определение пригодности учащихся к конкретному виду деятельности; • Помощь в выборе профильного класса. 5 Игры и тренинги. Цель – в игровой форме помочь осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также развивают в подростках самостоятельность, ответственность за свое будущее, повышают мотивацию при выборе профессии и помогают сделать осознанный выбор профессии. • Развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию – те качества, которые сложно развивать в повседневной жизни. Организация профориентационной работы по типам профессий в начальном и среднем звене через систему внеклассных занятий Человек - Человек Человек - Техника Человек - Природа Человек-Знаковая система Человек – Художественный образ «Вожатый» Техническое моделирование и конструирование «Цветочные фантазии» «Компьютер – мой помощник» «Стилист» «Клуб выходного дня» «Электронная автоматика» «Ландшафтный дизайн» «Компьютерная графика» «Создаем картину» «Кухни мира в твоей тарелке» «Техническая графика» «Квант» «Чеканка» «Ровесник» «Риторика» «Резьба по дереву» «Центровые» «Батик» «Ковроделие» Кукольный театр «Буратино» «Приглашение к творчеству» «Цветные ладошки» «Лоскутная мозаика» «Умелые ручки» «Волшебный клубок» Работа с родителями • проведение родительских собраний; • лектории для родителей; • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; • анкетирование родителей учащихся; • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами; • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, художественных студий, театральных студий. • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; • организация детско-родительских мероприятий. Оценка эффективности профориентации школьников К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится; • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах. • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана. • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии. • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах. • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие: • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств); • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана). Приложение 1 Примерные мероприятия, включающиеся в план профориентационной работы Центра. Содержание деятельности Ответств. 1 Оформление кабинета, уголка по профориентации. “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться” «О профессиях важных, нужных и интересных», «Шаги к будущей профессии» психолог педагог 2 Проведение анализа результатов профориентации за год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные уч. завед. выпускников IX, XI кл.) зам. дир. по восп. работе, психолог 3 Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации. “Организация профориентационной работы в ФЦДО”. зам. дир. по восп. работе. 4 Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению. зав. бибилиотекой 5 Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, художественных. зам. дир. по восп. работе, психолог 6 Организация регулярная выпуска газеты "Кем быть" Зам дир. по УВР, Психолог, Библиотекарь 7 Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. Зам. дир. по УВР. психолог 8 Осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями поселка. Зам. по УВР психолог 9 Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками. Зам. по УВР психолог Работа с педагогическими кадрами 1 Разработать рекомендации педпгогам по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп. Зам. дир. по УВР, психолог 2 Организовать для педагогов семинар ыпо темам: “Теория и практика профориентационной работы". «Проведени е профпроб» Зам. дир. по УВР, психолог 3 Предусмотреть в плане работы метод объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентацнонной работы, обмен опытом ее проведения. “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”. “Система профориентациюнной работы ” “Методика профориентационной работы по возрастным группам”; “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”; “Методические основы профориентации во внеклассной работе”; “Работа с учащимися по интересам”; “ “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;“ Зам. дир. по УВР, психолог 4 Организовать проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий. Работа с родителями 1 Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”. Зам. дир. по УВР, психолог 2 Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий. Зам. дир. по УВР, психолог 3 Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения. Зам. дир. по УВР, психолог 4 Спланировать проведение родительских собраний “Анализ рынка труда и востребованости профессий в регионе” “Медицинские аспекты при выборе профессии” Зам. дир. по УВР, психолог 5 Привлекать родителей к оформлению профорнентац уголков, кабинетов профорнентац. стендов, к организации экскурсий. Зам. дир. по УВР, психолог 6 Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации. Зам. дир. по УВР, психолог 7 Привлекать родителей к руководству кружками по интересам. Зам. дир. по УВР, психолог 8 Организовать для родителей встречи со специалистами. Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений колледжей экономики и права, пед образования, информатики и права, училищ, лицеев. Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений. Зам. дир. по УВР, психолог Работа с учащимися 1 Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города Зам. дир. по УВР, психолог 2 Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленностн. Зам. дир. по УВР, психолог 3 Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации. Зам. дир. по УВР, психолог 4 Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений. Зам. дир. по УВР, психолог 5 Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся. Зам. дир. по УВР, психолог 6 Проведение профдекад, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным”, “Есть такая профессия – Родину защищать” Конкурс рисунков :“Моя будущая пофессия”, “Мама, папа на работе”, “Фестиваль профессий”. Зам. дир. по УВР, психолог 7 Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. Зам. дир. по УВР, психолог
Прикрепленный файл Size
Программа психолого-профориентационной работы.doc 46.64 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн