Оформление конспекта проектного урока выпуск газеты «ШколярЪ»
Предмет: интеграция предметов: черчение, история, информатика и тип урока-проектный
Тема: выпуск газеты «ШколярЪ», продолжительность урока: (1 урок- 40 минут)
Класс: 10 класс
Технические средства
- проектор BENQMP511
- InternetExplorer, локальная сеть, беспроводной доступ (WiFi) в Интернет
- внутришкольный сервер.
- cканер EPSONV10/100 PHOTO
- принтер монохромный лазерный SamsungML – 2015 Series
- Microsoft Office (PowerPoint, Word);
- фотоаппарат Samsung
- модульный класс состоящий из 11 ноутбуков
- мобильный лингафонный кабинет
Аннотация: Урок составлен на основании программы черчение с элементами компьютерной графики с использованием системы КОМПАС 3DLT в 10-11 классах и как обобщающий урок следующих тем: элементы графического языка: точка, линия, контур, цвет, условный знак, цифры, буквы, тексты; дизайн, использование информационных технологий в их работе, художественный проект.
Практическая реализация
Конспект урока:
Тема урока: выпуск газеты «ШколярЪ»
Афоризм урока: «Газета – это история мира за одни сутки»
Девиз газеты: «Все самое интересное пишут здесь»
Цели урока:
-развить творческие способности подростков;
-создать предпосылки для профессиональной ориентации;
-сформировать позитивное представление о профессии журналиста;
-создать отдел информационного и организационного обслуживания представителей СМИ на конкурсе;
-научить подростков к анализу и систематизацию информации для предстоящего выпуска газеты;
-овладение навыками ИКТ, КОМПАС 3DLT;
-получить продукт дня, газету.
Оборудования к уроку:
экран, проектор, мобильный лингафонный кабинет, модульный класс состоящий из 11 ноутбуков, цветной принтер, фотоаппараты со всеми шнурами, диктофоны от моб/телефона, цветные карандаши, фломастеры, линейки, указки, календарь и прочие реквизиты для отдела. Также газетные вырезки
Ход урока:1 этап. Реклама
/объявление об открытии пресс-центра, через слайд/
- добрый день, уважаемые конкурсанты-участники конкурса, жюри. Если вас привлекла данная реклама, мы ждем вас, по адресу Ленина 79, для дальнейшего плодотворного сотрудничества в нашем пресс-центре.
2 этап. Приветствие
Я, Ирина Еремеевна и Алена Анатольевна приветствуем всех собравшихся на нашем пресс-центре. Мы очень рады, что вы пришли сюда заниматься интересной работой - созданием газеты, написать историю мира, республики, улуса, села, школы или просто историю одного часа.
3 этап. Семинар
- немного из истории журналистики, /слайд/
Журналистика относится к одной из древних профессий. Обмен социальной /общественно значимой/ информацией питал человечество как хлеб насущный на всем протяжении его эволюционного развития. Начиная с легенд и мифов Древней Греции и Рима, с Библии, а также в повседневной жизни люди делились своими знаниями и опытом сначала устным путем, затем посредством рисунков и знаков, а после – смысловыми текстами /берестяные грамоты, глиняные книги, папирусы/. Прошли века, прежде чем появились люди, создавшие прообраз современной журналистики: они систематизировали общественно значимую информацию и стали выпускать ее с определенным интервалом времени, т.е периодично. Так, в 16 веке в Венецианской республике возникло бюро по сбору информации. Появилась профессия «писатели новостей». В рукописных сводках сообщалось о жизни при дворе, о торговле, о событиях, которые происходили в городе. Эти сводки жители могли купить за одну серебряную монету, которая называлась «газета». Сегодня газетами называют печатные периодические издания, в которых публикуются материалы о текущих событиях. В России первая газета «Ведомости» появилась в 1703 г. Первым учредителем и издателем можно считать царя Петра I. Российское телеграфное агенство было создано в 1894 г. Затем у периодических изданий появился мощный соперник – радио, а в 1934 г. – телевидение.
В 21 веке распространение информации вносит Интернет. Жанры газеты делятся на два раздела: информационные и аналитические. Информационные: заметка, репортаж, интервью, корреспонденция. Аналитические: очерк, зарисовка, статья, фельетон.
Сильная сторона журналистики - это когда своей информацией охватывает всю страну, иногда всю планету, за сутки.
Слабая сторона журналистики – это когда информация дается скудно, скучно из-за чего газета может потерять своих читателей.
Существование «желтой» прессы приковывает внимание людей, тому о ком или о чем идет речь, подливает масло в «огонь», просто травить жизнь известных, публичных людей. В этом и есть негативная сторона журналистики. Каждый честный журналист в себе сочетает следующие качества, как добропорядочность, развитый интеллект, конфиденциальность, мобильность, коммуникабельность.
В каждой сфере деятельности существуют профессиональные слова в журналистике - это журналистские терминологии. /слайд/
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
«Шапка» - верхняя часть полосы (страницы) газеты.
«Утка» - недостоверная информация.
«Сапог» - способ расположения материала на полосе. Считается неудачным, так как текст зрительно «разрывается» на несколько частей и читать его неудобно.
«Курица с общипанными перьями» - процесс редактирования, отбор нужных фактов из общего потока информации.
«Штампы» - часто встречающиеся, избитые слова или словосочетания в газетном материале.
«Подвал» - материал, размещенный в нижней части полосы (газетной страницы).
«Отжать воду» - способ литературного редактирования, когда из текста «убирают», «вымывают» ненужные слова, фразы, штампы.
«Резать материал» - способ редактирования, когда материал следует сократить ввиду его многословности или же «подогнать» под формат (размер) газетной полосы (страницы).
- ну как, интересно? Тогда вперед!
4 этап. Распределение обязанностей
- мы будем руководить пресс-центром на нашем уроке. У вас сегодня есть возможность обучиться журналистскому мастерству. После собеседования должности распределили таким образом:
- главный редактор - Соловьева Айта
- ответственный секретарь - Иванова Куннэй
- художник-дизайнер - Сивцев Айсен
- корреспонденты - Вика, Валера, Валерия, Маша
- фотокорреспонденты - Алена, Марик, Фатина
- экономист - Айта
/всемсразувручаем инструкции с указанием, что входит в их обязанности/
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Главный редактор
Организовать «Летучку» / «Летучкой» называется рассчитанное на непродолжительное время собрание коллектива редакции для решения неотложных дел /
- ознакомить с планом работы, с указанием поминутно.
задание:подготовить материал о сегодняшнем конкурсе организованной ресурсным центром СПТЛ-И «Я и мой наставник»
- создание рабочих групп / 1 группа - корреспонденты и фотокорреспонденты, 2 группа – ответственный секретарь, художник-дизайнер, экономист-бухгалтер / - всем раздает пошаговую инструкцию.
2. Распределяются по рабочим местам и начинают работать по инструкции.
3. Помощь редактора членам группы /разъясняет, отвечает на звонки/
4. Совещание «Редакционной коллегии»
- прогон готового материала /по журналистскому терминалогию/
- слово экономисту
- разрешение к печати газеты с тиражом 20 экземпляров
5. Поздравление с выходом 1 номера газеты, благодарность всем.
Электронная почта редакции:
Пароль: gazeta
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Корреспонденты
Брать интервью /на диктофоне/
Обработка материала
Указания к выполнению:
а. Создать вставку /вставка → фигуры → основные фигуры → добавить текст/
б. Создать текстовый документ в редакторе Word. Параметры текстового редактора: шрифт Arial, размер 12 пт, нормальный, выравнивание – по ширине, интервал – одинарный, заголовок по центру
г. Сохранить как документ Word97- 2003
д. Отправить материал вflash накопитель
3. Материал сдать ответственному секретарю
Электронная почта редакции:
Пароль: gazeta
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Фотокорреспонденты
1. Фотографировать для материала
2. Обработка материала
Указания к выполнению:
а. Загрузить изображение в ПК
б. Открыть с помощьюMicrosoftOfficePictureManager.
в. Изменить рисунок /автоподстройка, обрезка, изменение размера
→ ОК/
г. Сжимать (параметры) - для документов → ОК
д. Сохранитькак в формате JPEG
е. Отправить материал вflash накопитель
3. Материал сдать ответственному секретарю
Электронная почта редакции:
Пароль: gazeta
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Экономический расчет газеты
Данные:
Бумага А4-1 пачка ( 500 лист) стоит 270 рублей
Краска для цветного принтера – 1000 рублей на 500 страниц
Электроэнергия 1 киловатт/час 1,97 рублей
Вычислить расход распечатки 1 страницы
- стоимость листа
- стоимость краски при распечатке
Найти расход на 20 страниц
Расход электроэнергии на 40 мин
- выразить 40 мин на час
- вычислить
Общий расход и цена 1 газеты.
Электронная почта редакции:
Пароль: gazeta
- желаем вам плодотворной, интересной и увлекательной работы.
5 этап. «Летучка» распределение заданий
- вы должны подготовить материал о сегодняшнем конкурсе «Я и мой наставник». В заметках должны ответить на три главных вопроса: когда, где, что происходит? Взять интервью у главного фигурируемого человека, вести репортаж с места события. /Проводит летучку главный редактор, разделяет на группы и отправляет на добывание информации корреспондентов и фотографов, вручая задания. Другую группу из ответственного секретаря и художника-дизайнера усаживает за компьютером и по инструкции начинают оформлять «полосу», «подвал», «выходные данные» газеты/
- также некоторые данные вы сможете добыть используя Интернет, электронную почту нашего пресс-центра.
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ /получаете на«Летучке»/
ответственный секретарь + художник-дизайнер
Корреспонденты и фотокорреспонденты на флеш-карте приносят подготовленные материалы.
Скопировать материалы с флеш-накопителя.
Распределить материалы по разделам и отредактировать.
Получить у экономиста цену на 1 газету
Сдать графический прообраз газеты главному редактору до «Редакционной коллегии»
Печатывание газеты / сначала 1 экземпляр, с двух сторон, потом остальные экземпляры/ - передать 1 экземпляр к главному редактору.
Электронная почта редакции:
Пароль: gazeta
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ /получаете на«Летучке»/
Корреспонденты + фотокорреспонденты, 1 группа
Осветить место и время проведения конкурса с фотографиями
Напечатать текст на ПК, вставить фото в макете газетной полосы.
Сдать готовый материал ответственному секретарю.
Готовитесь к следующему выпуску газеты
Участие в прогоне материала на «Редакционной коллегии»
Электронная почта редакции:
Пароль: gazeta
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ /получаете на«Летучке»/
Корреспонденты + фотокорреспонденты, 2 группа
Мнение эксперта /взять интервью у экспертов на диктофоне, фотографировать экспертов.
Напечатать текст на ПК, вставить фото в макете газетной полосы.
Сдать готовый материал ответственному секретарю.
Готовитесь к следующему выпуску газеты
Участие в прогоне материала на «Редакционной коллегии»
Электронная почта редакции:
Пароль: gazeta
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ /получаете на«Летучке»/
Корреспонденты + фотокорреспонденты, 3 группа
Интернет «Это интересно»
Напечатать текст на ПК, вставить фото в макете газетной полосы.
Сдать готовый материал ответственному секретарю.
Готовитесь к следующему выпуску газеты
Участие в прогоне материала на «Редакционной коллегии»
Электронная почта редакции:
Пароль: gazeta
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ /получаете на«Летучке»/
Корреспонденты + фотокорреспонденты, 4 группа
Интервью у участников «Героев конкурса», фотографировать участников.
Напечатать текст на ПК, вставить фото в макете газетной полосы.
Сдать готовый материал ответственному секретарю.
Готовитесь к следующему выпуску газеты
Участие в прогоне материала на «Редакционной коллегии»
Электронная почта редакции:
Пароль: gazeta
6 этап. Командировка
- 1 пара: фото школы с улицы, у двери кабинета, где проходит мероприятие; с какой целью ведется мероприятие и кем организован, с кем ведется беседа, с диктофоном.
- 2 пара: фото экспертов, мнение экспертов, записывать на диктофоне.
- 3 пара: интернет «Это интересно»
- 4 пара: фото участников, анкетные данные об участниках /зарисовка/
7 этап. Практическая часть урока
- работа групп на компьютерах, подготовка материала для передачи ответственному секретарю
8 этап. «Макет»
- готовые тексты вводить в графическом прообразе издания, также поместить фотографии /печатает ответственный секретарь, оформляет художник-дизайнер/
9 этап. «Редакционная коллегия»
- перед выпуском газеты провести прогон /проводит главный редактор/
1. «Шапка» /бэргэhэбит хайдагый?/
2. «Утка»/кустаахпыт дуо?/
3. «Сапог»/саппыкы хайдах сытар?/
4. «Курица с общипанными перьями»/кууруссабыт туутун ургуубут дуу, суох дуу?/