Submitted by Наталья Петровна Бурцева on Fri, 01/03/2013 - 11:47
Творчество учителя на современном уроке в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Новая школа»
Бурцева Н.П., к.п.н., зам. директора ГАОУ АО СПО «Черноярский губернский колледж»
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. (СЛАЙД) Переход на новый стандарт образования тесно связан с реализацией образовательной стратегии «Наша новая школа». В Послании Государственной Думе Президент России Д.А.Медведев отметил, что главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
(СЛАЙД) Новая школа – это и новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Внедрение стандартов нового поколения требует от учителя не только высокого уровня квалификации, непрерывности профессионального развития, но и творческого подхода к работе в современных условиях. Все большее значение приобретает креативность педагога, его способность переосмысливать собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое.
А творчество учащихся может развить только творческий учитель.
(СЛАЙД) В связи с этим проблема исследования творчества учителя не просто актуальна, она остроактуальная. В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Новая школа», когда вводятся новые Федеральные стандарты нового поколения, технологизации и информатизации образования развивающий результат в обучении учащихся выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом своего творческого потенциала.Несмотря на произошедшие в образовании кардинальные перемены, связанные с трансформацией его целей и задач, учителю-практику совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность. Вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности учителю школы в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям его внутренней потребностью. Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.
Активное познание с целью преобразования педагогической практики, руководство умственным трудом учащихся – все это педагогическое творчество, новаторская деятельность. Она может проявляться в творческой одаренности учителя (креативности), которая выражается в мотивации и стремлении к достижению более высоких качественных (конструктивных) результатов как в руководстве умственным трудом обучаемых (проявление коммуникативной культуры в условиях целостного педагогического сознания), так и в самореализации профессиональных способностей в рамках акмепространства.
(СЛАЙД) Так что же такое творчество? Для меня это процесс создания, воплощения, творения, отбора, воспроизведения, это все то, что я могу представить в новой и оригинальной форме; это процесс, который требует затраты творческих сил. Понятие творчество обязательно предполагает личное начало, поэтому его и относят к деятельности человека.
А что же значит «Творчество учителя»? Я думаю, что это именно способность обдуманного или сознательного воплощения истинного, отождествляя при этом истину и красоту.
В педагогической деятельности перед учителем открываются огромные просторы для творчества. Творчество учителя должно раскрываться во всех направлениях его деятельности, постоянно и беспрерывно.
Творческий труд начинается там, где учитель рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения, т.е. когда он хочет видеть свое дело, свой труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда ему не дает покоя мысль: почему его усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести.
Творчество возможно, если учитель принимает за аксиому, что современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Такой урок можно создать за счет следующих условий:
а) личности учителя (очень часто даже скучный материал, мастерски объясняемый учителем, хорошо усваивается);
б) содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
в) методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле творческой деятельности любого преподавателя. Овладение соответствующими приемами, разнообразными техниками помощи, облегчения учебы становятся главным в его работе.
Отсюда можно сделать вывод, что творчество учителя состоит в овладении разнообразными методами и приемами обучения.
(СЛАЙД) Главными признаками творчества являются(М. Поташник)
· Создание нового или существенное усовершенствование известного;
· Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
· Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Следовательно, творческая деятельность - это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил. (А.И. Кочетов).
(СЛАЙД) По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп. В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Творческий труд начинается там, где учитель рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения, т.е. когда он хочет видеть свое дело, свой труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда ему не дает покоя мысль: почему его усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести.
Важно знать, что ум, способный к успешному овладению знаниями, сообразительность – это свойство, не раз и навсегда данное природой, а изменяющееся, зависящее от среды, в которой находится ребенок, от характера обучения, от процесса умственного труда. Задача учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы развивать ум ребенка, его мыслительные процессы, опираясь на принципы информационного взаимодействия:
- принцип тезауруса (словаря), т.е. обеспечение одинакового смыслового толкования терминов, понятного для всех участников диалога языка общения;
- принципа фасцинации (привлекательности). Современный урок – это интересный урок.
(СЛАЙД) Современным можно считать урок «когда он интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но и для воли» П.Ф. Каптерев
(СЛАЙД) Так что же для нас современный урок?Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
(СЛАЙД) Прежде всего, современный урок должен научить ребенка учиться, научить общаться, помочь осознать себя. Для этого ученик на уроке должен быть полноправным действующим лицом. Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания.
(СЛАЙД) Сонина М.Н. пишет: урок можно назвать современным, если он: - рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель; - учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся; - учит работать не только с адаптированными текстами, а с разнородной, разноплановой информацией, учит структурировать и критически оценивать ее; - учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной траектории; - учит ставить, задавать вопросы, стимулирует поиск ответов на них (именно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление); - учит использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации; - учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению; - готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации; - учит различным социальным ролям, прививает нормы и ценности различных ролевых наборов; - стимулирует обучающегося стремиться к объективному контролю, не скрывая своего незнания. Современный урок - это, прежде всего, общение учителя с каждым ребенком в отдельности и со всеми вместе. Психологами давно замечено, что знания, не имеющие эмоционально - духовной нагрузки, ребенком не усваиваются. Современный урок - это определенная атмосфера совместной деятельности. "Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму " (Древняя китайская мудрость).
Каким должен быть современный урок? Каковы основные требования к нему? Этим проблемам сейчас уделяется большое внимание. И каждый из нас, учителей, приходит к выводу, что современный урок не может быть шаблонным, схематичным. На уроке должен присутствовать дух творчества, поисков, высокая научность, эмоциональность, рациональное использование методов и приемов, применение технических средств обучения.
(СЛАЙД) Надо отметить, что технологизация образования способствует стремительному распространению различного рода инноваций, в том числе новых педагогических технологий, использование которых позволит преподавателям повысить мотивацию учащихся, практическую направленность занятий и, как следствие, получить гарантированно запланированные результаты в своей профессионально-педагогической деятельности.К новым технологиям относятсяпедагогические технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса.К числу современных образовательных технологий можно отнести: проблемное обучение; развивающее обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии и др.
С большим интересом познакомилась с представленными Вами, Наталья Петровна, материалами по современному уроку. Отличное готовое занятие с учителями по современному уроку в условиях перехода на ФГОС. Конечно, надо немного подправить (в наш информационный век изменения быстротечны), и очень хотелось бы знать используемые источники. Однако, это не умоляет достоинства данного ЦОР. Очень рекомендую всем коллегам ознакомиться с презентацией. Спасибо!
На: Творчество учителя на современном уроке
С большим интересом познакомилась с представленными Вами, Наталья Петровна, материалами по современному уроку. Отличное готовое занятие с учителями по современному уроку в условиях перехода на ФГОС. Конечно, надо немного подправить (в наш информационный век изменения быстротечны), и очень хотелось бы знать используемые источники. Однако, это не умоляет достоинства данного ЦОР. Очень рекомендую всем коллегам ознакомиться с презентацией. Спасибо!
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!
На: Творчество учителя на современном уроке
Спасибо, Нина Андреевна!Я сделала Веб ссылку.
Бурцева Наталья Петровна