УМК 2-4 класс
1. Школа России
2 класс
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.
Тип: учебник
Предмет: информатика
Класс: 2
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Учебник для 2 класса входит в состав УМК по информатике и ИКТ для начальной школы (2–4). Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Тип: рабочая тетрадь
Предмет: информатика
Класс: 2
Издательство : БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Рабочие тетради для 2 класса входят в состав УМК по информатике и ИКТ для начальной школы (2–4). Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, CD-ROM.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на персональном компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Тип: рабочая тетрадь
Предмет: информатика
Класс: 2
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Рабочие тетради для 2 класса входят в состав УМК по информатике и ИКТ для начальной школы (2–4). Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, CD-ROM.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на персональном компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Тип: методическое пособие
Предмет: информатика
Класс: 2
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2008
Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики во 2 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Представлены разработки уроков. Приведены рекомендации по использованию комплекта плакатов по информатике для начальной школы и ЦОР к параграфам учебника для 2 класса (www.school-collection.edu.ru).
Для учителей начальной школы, учителей информатики и методистов.
|
3 класс
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Тип: учебник
Предмет: информатика
Класс: 3
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Учебник для 3 класса входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по информатике и ИКТ для начальной школы. Изучение можно начинать во втором или третьем классе. Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное приложение (размещено на сайте издательства), обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Тип: рабочая тетрадь
Предмет: информатика
Класс: 3
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Рабочие тетради для 3 класса входят в состав УМК по информатике и ИКТ для начальной школы (2–4). Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, электронное приложение.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Тип: рабочая тетрадь
Предмет: информатика
Класс: 3
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Рабочие тетради для 3 класса входят в состав УМК по информатике и ИКТ для начальной школы (2–4). Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, электронное приложение.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Тип: рабочая тетрадь
Предмет: информатика
Класс: 3
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Контрольные работы для 3 класса входят в состав УМК по информатике и ИКТ для начальной школы. Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, электронное приложение.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других предметов, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Тип: методическое пособие
Предмет: информатика
Класс: 3
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 3 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Представлены разработки уроков по 28 темам. Приведены рекомендации по использованию комплекта плакатов по информатике для начальной школы и по работе с электронным приложением (Внимание: это бета-версия 2!).
Для учителей начальной школы, учителей информатики и методистов.
|
4 класс
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Тип: учебник
Предмет: информатика
Класс: 4
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания 2009
Учебник для 4 класса входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по информатике и ИКТ для начальной школы. Изучение можно начинать во втором или третьем классе. Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Тип: рабочая тетрадь
Предмет: информатика
Класс: 4
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Рабочие тетради для 4 класса входят в состав УМК по информатике и ИКТ для начальной школы (2–4). Для каждого класса предлагаются учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, CD-ROM.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Тип: рабочая тетрадь
Предмет: информатика
Класс: 4
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Рабочие тетради для 4 класса входят в состав УМК по информатике и ИКТ для начальной школы (2–4). Для каждого класса предлагаются учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, CD-ROM.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Тип: рабочая тетрадь
Предмет: информатика
Класс: 4
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Контрольные работы для 4 класса входят в состав УМК по информатике и ИКТ для начальной школы. Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, CD-ROM.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других предметов, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
|
|
Автор (ы): Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Тип: методическое пособие
Предмет: информатика
Класс: 4
Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Год издания: 2009
Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики в 4 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Представлены структура курса информатики, примерные сценарии уроков, методика решения информационных задач и методические советы, структура электронных образовательных ресурсов (ЭОР), входящих в состав УМК.
К пособию прилагается CD с ЭОР.
Для учителей начальной школы, учителей информатики и методистов
|
1 класс (комплект учебников Образовательной системы «Школа 2100»)
|
|
Горячев А.В. и др.
Информатика в играх и задачах. 1-й класс. Учебник-тетрадь. В 2-х ч.
Авт. выпуска Т.О. Волкова. - М.: «Баласс», 2003.
На уроках информатики в 1-м классе дети учатся:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака;
- находить закономерности по одному признаку;
- называть последовательность знакомых действий;
- находить пропущенное действие;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова.
Учебная нагрузка - один урок в неделю. Компьютеры не требуются. Желающие могут обращаться за компьютерной поддержкой в сторонние организации (например, в РКНК тел.: (495) 253-82-26).
|
|
Комплект наглядных пособий. 1-й класс. Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Т.О. Волкова.,
Наглядные пособия в виде таблиц предназначены для использования в 1-м классе на уроках информатики по учебнику «Информатика в играх и задачах», 1-й кл., а также по другим учебникам.
|
|
Горячев А.В. и др.
Информатика в играх и задачах. 1-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 1998.
Пособие включает развернутое поурочное планирование и подробные методические рекомендации к курсу «Информатика в играх и задачах» для 1-го класса (по программе 1-4).
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
|
2 класс
|
|
Горячев А.В.
Информатика в играх и задачах. 2-й класс. Учебник-тетрадь. В 2-х ч.
Авт. выпуска Т.О. Волкова. - М.: «Баласс», 2003. - Ч. 1 - 64 с. , ч. 2 - 80 с.,
На уроках информатики во 2-м классе дети учатся:
- предлагать варианты лишнего предмета в группе;
- называть группы однородных предметов;
- определять подмножества по значениям признаков;
- находить закономерности по двум-трем признакам;
- приводить примеры порядка действий в быту, в сказках;
- выполнять простые алгоритмы;
- отличать высказывания от других предложений;
- различать истинные и ложные высказывания.
Учебная нагрузка - один урок в педелю. Компьютеры не требуются. Желающие могут обращаться за компьютерной поддержкой в сторонние организации (например, в РКНК по тел.: (495) 253-82-26).
|
|
Комплект наглядных пособий. 2-й класс. Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Т.О. Волкова., 2005. - Ч. 1 - 40 с., ч. 2 - 40 с.,
Наглядные пособия в виде таблиц предназначены для использования во 2-м классе на уроках информатики по учебнику «Информатика в играх и задачах», 2-й кл., а также по другим учебникам.
|
|
Горячев А.В.
Информатика в играх и задачах. 2-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 1998. - 96 с.
Пособие включает развернутое поурочное планирование и подробные методические рекомендации к курсу «Информатика в играх и задачах» для 2-го класса (по программе 1-4).
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
|
3 класс
|
|
Горячев А.В.
Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь. В 2-х ч.
Авт. выпуска К.И. Горина, А.В. Горячев. - М.: «Баласс», 2002.
На уроках информатики в 3-м классе дети учатся:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;
- называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать запись алгоритмов по строкам и с помощью блок-схем;
- выполнять и составлять простые алгоритмы;
- изображать графы;
- выбирать графу, правильно отображающую ситуацию;
- находить области объединения и пересечения множеств.
Учебная нагрузка - один урок в неделю. Компьютеры не требуются. Желающие могут обращаться за компьютерной поддержкой в сторонние организации (например, в РКНК по тел.(495) 253-82-26).
|
|
Комплект наглядных пособий. 3-й класс. Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова., 2005.
Наглядные пособия в виде таблиц предназначены для использования в 3-м классе на уроках информатики по учебнику «Информатика в играх и задачах», 3-й кл., а также по другим учебникам.
|
|
Горячев А.В.
Информатика и ИКТ. («Мой инструмент – компьютер»). 3-й класс. - М: «Баласс», 2006. - 80 с.,
Учебник предназначен для школ, имеющих необходимые материально-технические возможности (компьютерные классы), в качестве средства обучения школьников на уроках по предмету «Информатика», а также для изучения на уроках по предмету «Технология» раздела, именуемого в стандарте начального общего образования «Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)». Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.
К учебнику выпущены компакт-диски с некоторыми компьютерными программами и справочники-практикумы – пособия для практического освоения этих компьютерных программ.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
|
|
Горячев А.В.
Информатика в играх и задачах. 3-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М: «Баласс», 2002.
Пособие включает развернутое поурочное планирование и подробные методические рекомендации к курсу «Информатика в играх и задачах» для 3-го класса (по программе 1-4).
|
4 класс
|
|
Горячев А.В.
Информатика в играх и задачах. 4-й класс. Учебник-тетрадь. В 2-х ч. Авт. выпуска Н.И. Суворова. - М: «Баласс», 2003. – Изд. 2, исправ.
На уроках информатики в 4-м классе дети учатся:
- описывать составные части сложных предметов;
- описывать адрес местонахождения предмета;
- заполнять таблицу признаков предметов из одного класса;
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если-то»;
- по заданной ситуации составлять цепочки правил «если-то».
Учебная нагрузка - один урок в неделю. Компьютеры не требуются. Желающие могут обращаться за компьютерной поддержкой в сторонние организации (например, в РКНК по тел.: (495) 253-82-26).
|
|
Комплект наглядных пособий. 4-й класс. Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова., 2005.
Наглядные пособия в виде таблиц предназначены для использования в 4-м классе на уроках информатики по учебнику «Информатика в играх и задачах», 4-й кл., а также по другим учебникам.
|
|
Горячев А.В.
Информатика и ИКТ. («Мой инструмент – компьютер»). 4-й класс. - М: «Баласс», 2006. - 80 с.
Учебник предназначен для школ, имеющих необходимые материально-технические возможности (компьютерные классы), в качестве средства обучения школьников на уроках по предмету «Информатика», а также для изучения на уроках по предмету «Технология» раздела, именуемого в стандарте начального общего образования «Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)». Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
|
|
Горячев А.В.
Информатика в играх и задачах. 4-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М: «Баласс», 2002.
Пособие включает развернутое поурочное планирование и подробные методические рекомендации к курсу «Информатика в играх и задачах» для 4-го класса (по программе 1-4).
|
УМК «Перспективная начальная школа»
|
|
Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова
Информатика. 3 класс. В 2 частях. Часть 2
Учебник-тетрадь продолжает обучение информатике учащихся младших классов и может быть использован как при наличии компьютеров, так и при их отсутствии и включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.
Работая со второй частью, школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие ветвления. Многие задания имеют игровой характер.
|
|
Информатика и ИКТ: 4 класс: Учебник: В 2 ч.: Ч. 1: 3-й год обучения Изд. 2-е, испр. (Перспективная начальная школа)
Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Учебник "Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)" завершает курс по информатике для учащихся начальной школы. Он может применяться как с использованием компьютеров, так и без них. Включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.
В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие циклы; знакомятся с новым способом организации информации - с деревом, получают новые знания о компьютере. Подбор материала способствует развитию общеучебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.
Учебник разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
|
|
Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова:
Информатика и ИКТ.
4 класс.
В 2 частях.
Часть 2.
Учебник "Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)" разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов и завершает курс информатики для учащихся начальной школы. Включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.
Во второй части учебника школьники знакомятся с видами информации и информационными технологиями - получают представления об обработке информации разных видов и первые навыки работы в графическом редакторе Microsoft Paint, в текстовом процессоре Microsoft Word и в программе обработки численной информации Калькулятор. Ученики знакомятся с действиями, совершаемыми объектами и над объектами, с алгоритмами, исполняемыми системой исполнителей. Подбор материала способствует развитию учебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.
|
2.
Состав УМК «Информатика и ИКТ» 2 - 4 класс, автор Матвеева Н. В. и др.
|
- Информатика и ИКТ : учебник для 2 кл.
- Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1
- Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2
- Информатика и ИКТ : учебник для 3 класса
- Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 1
- Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 2
- Информатика и ИКТ : контрольные работы для 3 класса
- Информатика и ИКТ : учебник для 4 класса
- Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1
- Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2
- Информатика и ИКТ : контрольные работы для 4 класса
- Информатика и ИКТ. 2 класс : методическое пособие
- Информатика и ИКТ. 3 класс : методическое пособие
- Информатика и ИКТ. 4 класс : методическое пособие
- Введение в информатику : комплект плакатов и методическое пособие
- Бородин М. Н., Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие, 2012 г.
Для 2-го класса в 2012 году вступил в силу ФГОС
|
Состав УМК «Информатика» 2 - 4 класс (ФГОС), автор Матвеева Н. В. и др.
|
- Информатика : учебник для 2 класса, ч. 1
- Информатика : учебник для 2 класса, ч. 2
- Информатика : рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1
- Информатика : рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2
- Информатика : контрольные работы для 2 класса
- Информатика : учебник для 3 класса, ч. 1
- Информатика : учебник для 3 класса, ч. 2
- Информатика : рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 1
- Информатика : рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 2
- Информатика : контрольные работы для 3 класса
- Информатика : учебник для 4 класса, ч. 1
- Информатика : учебник для 4 класса, ч. 2
- Информатика : рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1
- Информатика : рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2
- Информатика : контрольные работы для 4 класса
- Матвеева Н. В., Цветкова М. С. «Информатика. Программа для начальной школы», 2–4 классы
- Информатика и ИКТ. 2 класс : методическое пособие
- Информатика и ИКТ. 3 класс : методическое пособие
- Информатика и ИКТ. 4 класс : методическое пособие
- Введение в информатику : комплект плакатов и методическое пособие
- Бородин М. Н., Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие, 2012 г.
|
|
Электронные приложения к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. и др.
Электронные приложения подготовлены с целью возможности "оживления" уроков по Информатике и ИКТ с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока "понять", "знать", "уметь". Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.
Скачанное электронное приложение распакуйте в отдельную папку и запустите файл start.html
ЭОР (бета-версия) для 2 класса
ЭОР (бета-версия) для 3 класса
ЭОР (бета-версия) для 4 класса
Коллекция ЦОР Н.В. Матвеевой для начальной школы включена в единую коллекциюобразовательных ресурсов.
|
3. курс информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 2—4 классов начальной общеобразовательной школы
Второй класс (34 часа)
Введение в предмет (1 час). Введение в предмет. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа".
Введение в логику (32 часа). Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия "симметрия". Симметрия. Паркеты. Контрольная работа. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика. Контрольная работа. Решение задач на повторение. Понятие "массив". Работа с массивами. Повторение. Годовая контрольная работа.
Резерв (1 час)
Третий класс (34 часа)
Повторение изученного материала (3 часа). Повторение. Логика и русский язык. Логика и математика.
Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (29 часов). Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Игра «Информация и мы». Кодирование информации. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке. Кодирование информации с помощью трафаретов. Хранение информации. Организация хранения информации. Контрольная работа. Базы данных. Обработка информации. Поиск информации. Игра "Веселая информатика". Контрольная работа. Повторение изученного материала — игра «Учение с увлечением». Логика и информация. Обобщение изученного материала. Годовая контрольная работа.
Резерв (2 часа)
Четвертый класс (34 часа)
Повторение изученного материала (2 часа). Повторение.
Алгоритмы и исполнители (30 часов). Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Контрольная работа. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра «Найди клад»; контрольная работа; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов; контрольная работа. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет". Алгоритмы работы с координатной плоскостью. Повторение изученного материала. Годовая контрольная работа.
4.
УМК "Перспективная начальная школа" |
В 3 классе «информация» рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств - как динамическая информационная модель процесса.
В 3 и 4 классах рассматриваются различные способы организации информации:
список, таблица, гипертекст (3 класс);
дерево (4 класс).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
В 3 и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане. предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители».
5.Информатика в начальной школе в условиях введения ФГОС.
УМК «Информатика, 1 – 4», Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов.
В предметном направлении:
1) владение базовым понятийным аппаратом:
• знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
• знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
• знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
• формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
• знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
• знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
• знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
• знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
• выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
• определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
• использование имён для указания нужных объектов;
• использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
• сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
• выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
• достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
• использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
• построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;
• построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
• построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
• использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма.
В результате изучения всех без исключения предметов, не только информатики на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
6. Обзор учебно-методических комплексов по курсу «Информатика и ИКТ»
1.1. А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова "Информатика в играх и задачах. 1- 4 класс.
Комплект "Информатика в играх и задачах", состоящий из учебников-тетрадей, контрольного материала и подробных поурочных разработок, предназначен для проведения уроков по информатике в классах начальной школы. Учебная нагрузка - один урок в неделю. Одна из основных целей курса - развитие логического мышления.
Для проведения занятий компьютеры не требуются. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.
Данный учебник - составная часть комплекта учебников Образовательной системы "Школа 2100", представляющих собой систему непрерывных курсов с 1-го по 11-й класс и созданных в рамках единой концепции обновленной общеобразовательной школы.
1.2. Семенов А. Л. и др. Информатика, 1-4 класс: Учебник, рабочая тетрадь. Ч. 1, 2; книга для учителя. - М.: ИНТ: Просвещение, 2001
Курс "Информатика" рассчитан на обучение в течение четырех лет в объеме 34 ч. или 68 ч. в год и необязательно связан с компьютером. Курс "Информатика" позволяет: освоить важные фрагменты математических основ информатики в наглядной графической и телесной (трехмерной) форме; развить общие мыслительно-коммуникативные способности ребенка; получить информационно-технологические умения при работе с компьютером; сформировать общеучебные навыки.
Курс удостоенную Премии Президента Российской Федерации в области образования, отвечает требованиям Рекомендаций ЮНЕСКО по информатике в начальном образовании.
1.3.Матвеева Наталья Владимировна и др. Информатика: Рабочая тетрадь. (2-4 классов в 2-ух частях).
Рабочая тетрадь входит в состав УМК по информатике для начальной школы. Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, CD-ROM. УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на персональном компьютере. Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по учебникам авторских коллективов под руководством Угриновича Н.Д., Семакина И.Г. и Бешенкова С.А.
1.4.Матвеева Наталья Владимировна и др. Информатика (2-4 классов).
Учебник входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для начальной школы. Для каждого класса предлагаются: учебник, две рабочие тетради, тетрадь для контрольных работ и тестов. Также в состав УМК для 2—4 классов входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и методическое пособие для преподавателя.
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого - сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также сформировать начальные навыки работы на компьютере.
Технология обучения в начальной школе предполагает наличие одного-двух компьютеров в классе и преподавание курса учителем информатики. Обучение по данному учебно-методическому комплекту (2—4) обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по учебникам Угриновича Н. Д., Семакина И. Г. и Бешенкова С. А.
1.5.Матвеева Наталья Владимировна и др. Информатика: Контрольные работы для третьего класса.
Контрольные работы для 3 класса входят в состав УМК по информатике для начальной школы. Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, CD-ROM. УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на персональном компьютере.Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по учебникам авторских коллективов под руководством Угриновича Н.Д., Семакина И.Г. и Бешенкова С.А.
1.6.Матвеева Наталья Владимировна и др. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие + CD-ROM.
Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики во 2 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Представлены разработки 31 урока. Приведены рекомендации по использованию комплекта плакатов по информатике для начальной школы.
Диск предназначен для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть один или два компьютера, а также дома. Диск содержит более 300 интерактивных заданий, два тренажера, комплект электронных плакатов, контрольные работы и задания на повторение.
Для учителей начальной школы, учителей информатики и методистов.
7.1-й вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
Совместное обучение информатике с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир, в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. Приложение).
2-й вариант. Организация компьютерной поддержки предмета информатика в рамках одного урока без деления на группы.
В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3–7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики. При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме первого с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов – с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.
Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная" доска.
3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.
При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 минут. Теоретическая часть для первой группы и компьютерная часть урока для второй группы соответственно, и наоборот.
При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см. журнал "Информатика и образование" № 4, 5, 7, 10 – "Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования",
И.В. Роберт и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. СанПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1–2 мин).
8.
|