Внимательно изучив содержание лекции, рассмотрев различные критерии новизны, я решил предложить свои критерии для выделения уровней новизны, основанные на авторской концепции В. С. Лазарева, так как именно его исследования мне показались наиболее интересными.В. С.Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и нововведение — это тождественные понятия.Он рассматривают нововведение (инновацию) как внедренное(освоенное новшество).
В качестве первичной оценки руководителем школы предлагаемого для внедрения новшества B.C. Лазарев называет следующие качества (характеристики) новшеств, которые закладываются в них ещё при разработке:
• предмет инновации, то есть тот элемент школы, который может быть преобразован с помощью этого новшества, и назначение изменения;
• глубина преобразований, то есть степень радикальности изменения предмета инновации;
• масштаб преобразований, то есть число вовлекаемых в нововведение элементов школы, связанных с предметом инновации;
• ресурсоёмкость новшества, то есть объём необходимых для его освоения материальных и человеческих ресурсов;
• уровень разработанности, то есть степень подготовленности новшества к внедрению
Внимательно прочитав данные характеристики, можно увидеть, что все эти перечисленные параметры выступают критериями предварительной диагностики нововведений по отношению к той или иной среде внедрения. Если провести анализ, то можно понять, следует ли при внедрении новшества ожидать новых качественных состояний учебно-воспитательной практики в конкретной школе или другой образовательной системе.
|