Песня «Музыка и дети» сл. Пляцковского, муз. Орлова
Муз. Бизе Увертюра к опере «Кармен»
Муз. Рубинштейна. «Мелодия»
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
Муз. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». исп. симфонический оркестр.
ЦОР:
Презентация (21 слайд)
Слайд №1 Заставка.
ХОД УРОКА:
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП:
(учащиеся входят в класс, рассаживаются по группам)
Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
Слайд №2. Звучит музыка. Бизе, Увертюра к оп. «Кармен». исполняет симфонический оркестр.
- Я приглашаю вас отправиться в музыкальное путешествие.
- Как вы думаете, куда мы попали?
( в театр, наверное на концерт)
- Как бы вы назвали ансамбль, который вы видите на сцене.
(симфонический оркестр)
- Почему?.
( в его состав входят инструменты симфонического оркестра)
- Правильно! И тема нашего урока:
Слайд № 3. «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»
Слайд №4. «ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах».
- Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра.
( четыре группы: струнные смычковые, духовые деревянные,
духовые медные, ударные)
-Сколько же нужно музыкантов для такого оркестра.
( оркестр – это коллектив, котором должно быть не менее 20 человек.
В симфоническом оркестре может быть и 100 музыкантов)
- Путешествуя по симфоническому оркестру и знакомясь с инструмен-
тами, нам нужно решить проблему:
Слайд № 5 «КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИМФОНИЧЕСКОМ
ОРКЕСТРЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ»
2.ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.
- И сегодня я не зря рассадила вас по группам. Каждая группа будет представ-
лять определенную группу музыкальных инструментов. Например:
№1. Струнно-смычковых инструментов
№2. Деревянно-духовых инструментов
№3 Медно-духовых инструментов
№4 Ударных инструментов.
( расставляю карточки на столы)
Путешествуя по этим группам, попытаемся выяснить: кто же лучше всех,
кто самый главный.
- Я попрошу представителей от каждой группы подойти к столу и выбрать
карточки с названием тех инструментов, которые относятся к вашей группе.
( выходят, разбирают)
- Я попрошу назвать ваши инструменты.
(называют)
- Вашим домашним заданием была подготовка информации о музыкальных
инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Вы должны убедить всех, что ваша группа инструментов в оркестре самая главная. Речь должна быть краткой и убедительной.
На подготовку я вам даю несколько минут.
Слайд №6. Группы симфонического оркестра
-Я думаю, что наше путешествие мы начнем со СТРУННО-СМЫЧКОВОЙ ГРУППЫ.
( ответы детей)
Слайд № 7 ГРУППА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
- Наше путешествие продолжается. Мы сделаем остановку у ДЕРЕВЯННЫХ
ДУХОВЫХ.
(ответы детей)
Слайд № 8 ГРУППА ДЕРЕВЯННО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
-А теперь мы готовы встретиться с МЕДНЫМИ ДУХОВЫМИ.
(ответы детей)
Слайд № 9 ГРУППА МЕДНО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
- Нас приглашает в гости самая веселая, самая шумная группа оркестра.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, вы готовы себя похвалить.
(ответы детей)
Слайд № 10 УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
-Каждая группа имела право доказать, что она лучшая и самая главная.
А теперь, чтобы убедиться и установить, кто же главнее , я предлагаю вам
не просто послушать музыку, а увидеть , как работает настоящий большой
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.
Слайд № 11 ВИДЕОРОЛИК.
ИСПОЛНЯЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ. «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК».
- Вам понравилось? А теперь разрешите задать вам несколько вопросов:
1. Вам это произведение знакомо! Кто его автор и как оно называется.
2. Какое настроение создает эта музыка.
3. Если бы вы были художником, какие цвета вы бы подобрали для этой музыки?
4. Как называют человека, который в оркестре не играет на инструменте.
5. Каждый из вас увидел и услышал свою группу инструментов. А что произойдет, если убрать одну группу из оркестра? (оркестр будет звучать по-иному, потеряется то неповторимое и уникальное, что присуще данной группе )
6. Так какая же группа самая главная.
( ответы детей)
- Вот мы и решили нашу проблему.
Слайд 12:
ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ ГЛАВНЫЕ.
ОНИ ДОПОЛНЯЮТ И УКРАШАЮТ ДРУГ ДРУГА.
Слайд № 13 (прочтите, пожалуйста, стихотворение )
Оркестр симфонический вас может угостить:
Поэмой драматической, симфонией эпической,
Фантазией лирической, рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса сольются
И тогда услышим, как шумят леса,
И как журчит вода, и как дрова трещат в огне,
И как ветер злится,
И как мечтает о весне продрогшая синица!
- Мы с вами познакомились с музыкальными инструментами симфо-
нического оркестра, побывали на концерте и я думаю, что настало время
объявить перерыв.
- Как такой перерыв называется? (Антракт).
Слайд № 14 АНТРАКТ – ЭТО ПЕРЕРЫВ МЕЖДУ ОТДЕЛЕНИЯМИ КОНЦЕРТА
-Я объявляю АНТРАКТ! Предлагаю вам сесть поудобнее. Во время антракта мы с вами исполним песню «Музыка и дети»
Слайд № 15
( исполнение песни хором, а затем по группам)
3.ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.
- Наш антракт закончился и мы продолжаем свою работу.
-Мы работали в группах, познакомились со всеми инструментами , чтобы
решить проблему: КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ и
пришли к выводу, что ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ РАВНЫ,КАЖДАЯ ГРУППА УНИКАЛЬНА И НЕПОВТОРИМА.
-У вас на столах лежат листочки. Подпишите их, пожалуйста.
Тестирование учащихся.
Слайд № 16.
1. Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.
А) Деревянная духовая
Б) Ударная
В) Струнная
Слайд №17.
2. Какой инструмент называют «царицей музыки»
А) Гитара
Б)Арфа
В) Труба
Г) Скрипка
Слайд №18
3. Название какого инструмента в переводе с латинского означает «вязанка дров»?
А) валторна
Б) фагот
В)гобой
Г) кларнет
Слайд №19
4. Как называют человека, который руководит оркестром.
А) директор
Б) администратор
В) дирижер
Г) музыкант
Слайд №20. (Правильные ответы.)
- А теперь поменяйтесь листочками, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки. ВСЕ ответы правильные – 5, Одна ошибка – 4
Две ошибки – 3, три ошибки – 2.
-Наш урок подошел к концу, но на этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. А это значит, что мы будем еще и еще наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому…
-Симфонический оркестр.
Слайд №21
Домашнее задание: Составить кроссворд, где ключевым словом является «оркестр».