В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода и формирования средствами УМК основы умения учиться и способности к организации собственной учебной деятельности обучающихся. Учебно-методический комплект по биологии линии Н.И. Сонина построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход.
Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы. Данный этап обучения заложен в технологию деятельностного метода (ТДМ) базового уровня.
Технологический уровень реализации ТДМ позволяет осуществить переход на более высокий уровень реализации деятельностного метода на уроках биологии, а именно: системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, когда ученики не получают знание в готовом виде, а открывают его сами под руководством учителя.
Возможность реализации ТДМ на каждом из этих уровней обеспечена теоретическим описанием, учебниками и имеющимися учебно-методическими пособиями.
Отмечен «надпредметный характер дидактической системы деятельностного метода, преемственность с традиционной школой и, одновременно, синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования деятельностной направленности».
Это позволяет использовать в образовательном процессе весь спектр форм организации активной учебной деятельности, который создан как в традиционном, так и в развивающем обучении
|
На: Учебный блог Луневой Ольги
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА ПО ПРЕДМЕТУ Биология
Класс 5
Тема курса Устройство увеличительных приборов
Цель –мотивирование к учебной деятельности учащихся в изучении строения увеличительных устройств и правил работы с ними.
Реализуется на этапе учебного занятия (выбрать):
Оргмомент; актуализация опорных знаний; усвоение новых знаний; закрепление; контроль; инструктаж по домашнему заданию; рефлексия.
Задача
Название
Содержание
Вопросы (задания)
Результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Практическая работа №2 « Устройство лупы и светового микроскопа» (ПИСЬМО)
Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем.
«Привет, мальчишки и девчонки из 5 «А» класса!
Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!
Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.
А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.
Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?
С уважением, ваш Стекляшкин.»
Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин?
Какие увеличительные приборы вы знаете?
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете;. выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы.
Поиск
Лунева Ольга Ивановна
На: Учебный блог Луневой Ольги
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
Лунева Ольга Ивановна
На: Учебный блог Луневой Ольги
Линии УМК Н.И. Сонина по биологии отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в следующем.
1) УМК обеспечивает высокий уровень знаний по биологии, что особенно ярко проявляется на старших ступенях обучения.
2) Содержание учебников, предложенные формы и методы работы способствуют развитию мыслительных операций, познавательных процессов и познавательного интереса, а также стиля мышления, адекватного требованиям информатизации и работы в современных информационных сетях.
3) Знания учебного материала помогает учащимся составлять эталоны способов действие для получения новых знаний. У детей формируется спектр надпредметных деятельностных умений и способностей, умение учиться преодолевать трудности.
В учебниках по данной программе прослеживается личностно ориентированный и дифференцированный подход к обучению, позволяющий каждому ребенку развиваться в своем темпе и на своем уровне трудности, вплоть до творческого уровня. Предложена система интересных для детей заданий творческого характера, имеющих различные варианты решения и требующих изобретения новых для них, ранее не встречавшихся способов действий.
Это позволяет сделать вывод о том, что УМК , в том числе и учебник, обеспечивает системное формирование всех групп УУД: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных.
Лунева Ольга Ивановна
На: Учебный блог Луневой Ольги
Ольга Ивановна, конкретно подтвердите из практики работы, в чём заключается деятельностная направленность УМК по биологии, докажите на конкретных примерах, что учебник - основной организатор учебной деятельности обучающихся.
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!