II сетевой межрегиональный конкурс "Люблю тебя, мой край родной!"
Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП "РДБ" Государственного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми
Литературная игра «Звёздный час», посвящённая жизни и деятельности В. А. Савина (для учащихся 7-9 классов)
Цели:
1) Обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни, творчестве и деятельности В. А. Савина, дополнить знания учащихся о поэте.
2) Развивать навыки выразительного чтения поэтического текста, логическое мышление учащихся.
3) Воспитывать уважительное отношение к коми языку и литературе, любовь к родной земле.
Подготовительная работа: формирование команд учащихся.
Литературная игра сопровождается презентацией.
Звёздный час.
Ход игры:
1) Вступительное слово. Слайд № 1.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на литературной игре «Звёздный час»!
Тема игры – «Жизнь и творчество В. А. Савина». Сегодня мы с вами обобщим знания о В. А. Савине и, я надеюсь, узнаем новые интересные факты из биографии поэта. Слайд № 2.
Знакомство с правилами игры. Слайд № 3.
• Игра состоит из 4 туров.
• В игре принимает участие 5 команд.
• Участники команд отвечают на вопросы, выполняют задания. За правильные ответы участники получают жетоны в форме звёзды.
• Побеждает команда, получившая большее количество звёзд.
А начать игру мне бы хотелось со стихотворения «Песня сердца», в котором В. А. Савин выразил свои взгляды на поэзию. «Песню сердцем вышил я, и к народу вышел я, как в рожок играючи, горе разгоняючи коми песнею…» – строчку из стихотворения Виктора Савина «Песня сердца» можно назвать его поэтическим кредо: в его творчестве нет ни одной фальшивой ноты, он писал о том, что любил и во что искренне верил.
Ученик читает стихотворение В. А. Савина «Песня сердца»:
Песню сердцем вышил я,
И к народу вышел я.
Как в рожок играючи,
Горе разгоняючи
Коми песнею.
Жизнь моя — такая вот:
Радость ли, тоска ль берет –
Радость? В радости пою!
Грусть? Развею грусть свою
Коми песнею.
На земле, на солнечной
Песней жизнь наполнится!
Дни промчатся вешние,
В старости утешусь я
Коми песнею.
Только песнь не кончится:
Петь до смерти хочется;
Песнею-отрадою
Свой народ я радую —
Коми песнею.
Ум с ней проясняется,
Все мечты сбываются...
Видно, не напрасно я
Славлю жизнь прекрасную
Коми песнею!
2) Игра «Звёздный час». Итак, мы начинаем игру «Звёздный час».
Слайд № 4. I тур «Места, связанные с жизнью В. А. Савина».
Варианты ответов:
1. г. Усть-Сысольск
2. с. Нёбдино
3. с. Деревянск
4. п. Итатка (Томская область)
5. п. Чибью
6. Урал
7. с. Усть-Кулом
8. Украина
Слайд № 5. Вопрос 1. Назовите село, где родился и вырос В. А. Савин.
Слайд № 6. Демонстрируется изображение с. Нёбдино.
Виктор Алексеевич Савин (Виттор Нёбдинса) родился 21(22) ноября 1888 года в селе Нёбдино в бедной крестьянской семье. Он был старшим из детей - после него родилось еще семеро братьев и сестер.
Слайд № 7. Вопрос 2. Назовите село, в котором учился В. А. Савин в школе второй ступени и получил звание «Учитель грамоты».
Слайд № 8. Демонстрируются изображения с. Деревянск.
В 1895 году Савин поступил в Нёбдинское земское начальное училище. Закончив Нёбдинское училище в 1899 г., Виктор захотел учиться дальше, поступил во второклассную школу в Деревянске. В 1904 г. он окончил школу «первым учеником», имея отличные оценки по всем предметам.
Слайд № 9. Вопрос 3. Назовите село, в котором В. А. Савин в 1904 – 1906 гг. работал писарем.
Слайд № 10. Демонстрируется изображение с. Усть – Кулом.
Савин получил право преподавать в «школах грамоты», но его просьба о предоставлении места учителя осталась без ответа. 20 сентября 1904 г. он поступил работать писарем к земскому начальнику в селе Усть-Кулом, затем Савина назначили помощником усть-куломского волостного писаря.
Слайд № 11. Вопрос 4. Назовите прежнее название г. Ухта. В. А. Савин приезжал в этот посёлок в сентябре 1932 года.
Слайд № 12. Демонстрируется изображение п. Чибью (ныне г. Ухта).
Виктор Савин приезжал в Ухту только один раз, в сентябре 1932 года, когда Ухта ещё именовалась Чибью. Потом в сыктывкарском журнале «Ударник» вышел его очерк «Уква – войвыв Баку» («Ухта – северный Баку»), который стал первой публикацией об Ухте на коми языке. Вскоре там же были опубликованы отрывки из его поэмы «Чибью», посвящённой Ухте, но произведение так и осталось незавершенным. К 80-летнему юбилею поэта 22 ноября 1968 года по решению горисполкома новая городская улица была названа его именем.
Слайд № 13. Вопрос 5. Место, лесозаготовок, где В. А. Савин вместе с отцом рубил лес.
Слайд № 14. Урал.
Зимой 1907 года отец взял его с собой на Урал на заготовку дров для Богословского завода. Знакомство с будущей женой.
Слайд № 15. Вопрос 6. Где В. А. Савин работал конторщиком на руднике?
Слайд № 16. Украина.
В марте 1911 г. Савин уехал на Украину, поступил в контору Ракмановского рудника по добыче железной руды, затем работал в конторе Червонного рудника.
Слайд № 17. Вопрос 7. Город, в котором В. А. Савин жил и работал с 1918 года.
Слайд № 18. г. Усть – Сысольск.
В июне 1918 г. Савин с семьей приехал на родину, в Нёбдино. В июле он в поисках работы приехал в Усть-Сысольск, работал делопроизводителем в уездной Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией.
Слайд № 19. Вопрос 8. Назовите «последнее пристанище» В. А. Савина.
Слайд № 20. п. Итатка (Томская область).
8 октября 1937 г. Савина арестовали. Его обвиняли в том, что он являлся участником «контрреволюционной буржуазно-националистической организации», его приговорили к пяти годам заключения в лагерях «за контрреволюционную деятельность». Савина отправили в лагерь «Воркутстроя», с сентября 1940 г. Савин находился в лагпункте Адак на Усе. Скончался 11 августа 1943 г. в п. Итатка Томской области.
В августе 2006 года из Сыктывкара в Томскую область отправилась экспедиция в поисках места захоронения коми классика Виктора Савина. Участники экспедиции так и не нашли могилу репрессированного писателя и драматурга, но обнаружили заброшенное кладбище, на котором он был похоронен. В сибирском лагпункте около села Прикульки Савин провел последний год жизни. Всех узников хоронили на общем кладбище, где нашли последний приют несколько тысяч заключенных. Здесь Савин умер голодной смертью 11 августа 1943 года в возрасте 55 лет.
В 1955 году он был реабилитирован, через год посмертно восстановлен в правах члена Союза писателей СССР.
Слайд 21.II тур «Логические цепочки».
Задание:восстановить взаимосвязь между изображениями и фактами биографии В. А. Савина.
Слайд № 22. Задание 1. Демонстрируется портрет В. А. Савина и номер газеты за 1933 год.
Слайд № 23. В. А. Савин – редактор газет «Зырянская жизнь» и «Югыд туй» («Светлый путь»). 18 августа 1918 г. в газете «Зырянская жизнь» было напечатано первое стихотворение поэта «Горд звон» («Красный звон»). Напечатали его под псевдонимом Нёбдинса Виттор, т. е. Виктор из Нёбдино - этим псевдонимом Савин в дальнейшем подписывал все свои произведения.
Слайд № 24. Задание 2. Демонстрируются портреты В. А. Савина и Максима Горького.
Слайд № 25. В 1926 г. была создана Коми ассоциация пролетарских поэтов, Савин был избран в состав правления ассоциации, а в 1928 году назначен её секретарём. В 1929 году он участвовал в работе Первого Всероссийского съезда крестьянских писателей, встречался с Максимом Горьким. М. Горький в 1934 – 1936 гг. возглавлял Союз писателей СССР.
Слайд № 26. Задание 3. Демонстрируется портрет В. А. Савина и билет члена Коммунистической партии.
Слайд № 27. В 1918 году В. А. Савин вступил в Коммунистическую партию. Его партийная карьера была стремительной. Почти сразу после вступления в партию коммунистов Савина избрали первым секретарём столичного горкома партии, затем возглавлял уездную ЧК. В 1937 году В. А. Савина исключают из Компартии, затем последовал арест.
Слайд № 28. Задание 4. Демонстрируется портрет В. А. Савина и изображение герба и флага Республики Коми.
Слайд № 29. В. А. Савин – автор музыки и слов гимна Республики Коми.
Звучит гимн РК.На фоне музыки подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение В. А. Савина на коми и русском языках (по одной строфе).
ВАРЫШ ПОЗ
Ылын-ылын Войвылын
Джуджыд парма сулалö.
Парма шöрын варыш поз
Кыпыд горöн шыалö.
Лэбзьöй, повтöм варышъяс,
Вына бордъяс шеныштлöй,
Веськыд туйöд нуöдöй,
Коми мусö югдöдöй!
СОКОЛИНОЕ ГНЕЗДО
(Перевод Ивана Рыжикова)
Далеко на Севере,
Где тайга дремучая,
Где ветра свирепствуют
Буйные, могучие,
Где едва заметные
Тропки извиваются,—
Обитает мой народ,
Коми называется.
Ищет много, много лет
Он дорогу торную,
К счастью выводящую,
Светлую, просторную.
Нам без той дороженьки
Тропки были узкими,
Думы были темными,
Песни были грустными.
Мы нашли дорогу ту,
Нынче вольно дышится,
Песни те печальные
Лишь в преданьях слышатся!
Так летите ж, соколы,
Смелые, могучие,
Над любимым Севером,
Над тайгой дремучею.
Разбудите крыльями
Дебри непролазные,
Покажите счастье нам,
Наше солнце ясное!
Слайд № 30. Савин - первый коми композитор. Он писал музыку не только на свои стихи, но и на произведения других авторов. Занимался Савин и собиранием народных песен, был руководителем городского хора исполнителей русских и коми песен.
Слайд № 31. Задание № 5. Демонстрируется портрет В. А. Савина и изображение здания Академического театра драмы Республики Коми.
Слайд № 32. В. А. Савин – драматург, основатель коми национального театра. В 1930 году по инициативе Савина был создан Коми инструктивно - передвижной профессиональный театр, переименованный в 1931 г. в Коми государственный драматический театр. Савин не только создавал оригинальные произведения, но и переводил на коми язык пьесы Пушкина, Островского, Горького, Гольдони.
Пьесы Виктора Савина: «Шондi петiгон дзоридз косьмис» («На восходе солнца увял цветок»), «Куломдiнса бунт» («Усть-Куломское восстание»), «Парма ныв» («Дочь пармы»), «Райын» («В раю»), «Тшын» («Дым») и др.
III тур «Сложите слово!»
Слайд № 33. Задание: из кубиков–букв составить слово, обозначающее название первой коми национальной труппы, созданной по инициативе В. А. Савина в 1921 году.
Слайд № 34. В 1919 году Савин организовал актёрскую труппу и сам же создавал для нее репертуар: пьесы, стихи, песни, оратории. В 1921 году силами самодеятельных артистов Усть-Сысольска и благодаря инициативе Савина была создана первая коми национальная труппа «Сыкомтевчук» («Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукор», труппа актеров Сыктывкарского коми театра). В труппе он нарасхват: и режиссер, и артист, и сценарист. Со своей труппой Савин объездил десятки деревень, давал постановки своих драм, проводил политико-просветительскую работу среди местного населения. Спектакли его театра шли в Народном доме Усть-Сысольска.
Слайд № 35. Сцена из комедии В. А. Савина «В раю» (показывают подготовленные учащиеся).
На сцене появляется Матвей. Он играет на коми народном инструменте и поёт:
В коми парме я родился,
Там до времени и жил.
Очень много веселился,
А со скукой не дружил.
Входит Апостол Пётр и говорит Матвею:
- Слушай, Матвей! Ты бы ушёл отсюда куда-нибудь.
Матвей:
- Отсюда? Из рая? Куда?
Апостол Пётр:
- Куда… Знал бы – не спрашивал.
Матвей:
- Почему меня гонишь, господин апостол Пётр? Меня ведь после смерти сюда отправили и документ выдали.
Апостол Пётр:
- Ты же весь рай переполошил, всё вверх ногами пошло! Сейчас повсюду ангелы распевают коми песни, ты совсем испортил наших ангелов! Так куда же тебя отправить?
Матвей:
- Назад, откуда пришёл.
Апостол Пётр:
- На землю?
Матвей:
- А куда же ещё? Конечно, на землю.
Апостол Пётр:
- Была у меня задумка – на Луну тебя отправить.
Матвей:
- Мне это ни к чему! На Луну я не пойду! Хочу на Землю!
Апостол Пётр:
- Из рая обратно на землю спустишься?
Матвей:
- Господин Пётр Павлович, такой-то рай я и на земле найду. Ещё лучше, веселее! Там я буду по земле ходить, играть и петь хорошие песни. Какой мне толк от вашего рая! Я свою таёжную родину на семь раев не поменяю!
Апостол Пётр:
- Ладно, спускайся обратно на землю! Держать тебя здесь больше нельзя - ты всех угодников и праведников обратишь в коми певцов. К тому же твой срок исполнился. Ну как, правильно я рассудил, Матвей, не держишь на меня обиды?
Матвей:
- Какая там обида, Пётр Павлович! Мне радостно, очень радостно! Когда на сердце легко и радостно – вот тогда и рай!
Слайд № 36. Звучат коми народные мотивы. Демонстрируется пейзаж Республики Коми.
Слайд № 37. IV тур «Составьте новые слова».
Задание:в течение 1 минуты составить из слова ЛИТЕРАТУРА новые слова (имена существительные в форме единственного числа, именительного падежа).
Возможные варианты слов: тир, литера, улита (улитка), мера, литр, рулет, ил, реал, траулер (морское судно), аура, тара, трал (большая рыболовная сеть), лауреат, трата, тура (ладья), тур, утрата, ар, театр, талер, титр, тире, тартар (в греч. мифологии - ад).
Слайд № 38.
3) Заключительное слово учителя.Вот и подошла к концу наша игра. Завершить игру я хотела бы стихотворением В. А. Савина, которое по праву можно назвать завещанием поэта, адресованным нам, потомкам.
Учитель читает стихотворение «Где-то в будущем»:
В будущем (лет через сто) на планете
Умно и весело все заживут,
В книгах о том, как мы жили на свете
В давние дни между делом прочтут .
Будут дивиться, качать головами:
«Вот не умели и жизни сложить,
Лучшую долю в борьбе добывали,
В страхе за счастье должны были жить…»
Много воды унесут наши реки –
Движется время на полный разгон.
Память о нас, о сегодняшнем веке
Людям покажется странной, как сон …
4) Подведение итогов игры. Награждение.Слайд № 39.
Слайды № 40 – 43. Использованные источники.
|