Новые понятия:сюита, цикл «Времена года», вариация, обработка музыкальных произведений.
Виды и формы контроля:слушание, исполнение, наблюдение, рассуждение.
Проблема урока:как можно исполнять музыку, как рождается музыка.
Прогнозируемый результат:
- умение выбрать слова из предлагаемых учителем;
- принятие участия в импровизации;
- слышать настроение звучащей музыки.
Повышенные знания, творчество:заинтересованность, активное участие в групповой работе, выработка навыков координации простых движений под музыку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слушание: музыка Чайковского и Грига, ее исполнение в вокальном и танцевальном жанре.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Что необычного вы услышали?
2. Эта музыка вам знакома?
3. А кто не знает, не слышал?
III. Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы с вами совершим путешествие, познакомимся с музыкой Чайковского и Грига и попробуем понять, как звучащая вокруг нас музыка влияет на наши мысли и чувства.
IV. Первичное усвоение нового теоретического и практического материала.
Вход под музыку Чайковского.
Поздороваться под музыку.
Учитель музыки: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в мир прекрасной и волшебной музыки двух гениальных композиторов 19 века: норвежского композитора Эдварда Грига и русского композитора П.И.Чайковского. Закройте глаза и попробуйте представить, какую картину рисовал своей музыкой Э.Григ.
Слушание:«Утро» Э.Грига.
Учитель музыки: Как вы думаете, о чем эта музыка? Что вы представляли? (просыпается природа, в долине на лугу сидит пастушок, он взял свой рожок и заиграл и казалось, что вот-вот проснется все живое вокруг, поднималось солнце). Красота утра привлекала не только композиторов, но и поэтов, писателей и художников.
(Показ слайдов, репродукций картин).
Учитель музыки: Город Берген, в котором родился Э.Григ, самый дождливый город. Настоящее царство «кислой погоды», где редко выглядывает солнце.
Учитель ритмики: Давайте же мы с вами станем солнышками.
(звучит музыка «Утро»).
Учитель музыки: В Норвегии много гор, мрачных скал, узкие извилистые морские заливы. Как вы думаете, кто мог поселиться в таких местах?
(Показ слайдов, звучит «В пещере горного короля».
Учитель ритмики: Кого можно представить под такую музыку? (гномы, тролли, домовые, тени – превращающиеся в крылатых зверей). Перу страшно, он пытается бежать, нечисть не пускает его, разъяренные, они пытаются разорвать его, но вдруг раздается звон церковного колокола. Все исчезает и Пер оказывается один в лесу.
Учитель музыки: Как звучит мелодия? (настороженно, таинственно) Она изменяется? (мелодия повторяется, но меняется темп, динамика).
Учитель ритмики: Попробуйте перевоплотиться в этих сказочных персонажей и в танце передать их характер.
Учитель музыки: Мы прослушали всего два фрагмента из сюиты Пер Гюнт, написанной Э.Григом по сказке норвежского писателя Хенрика Ибсена.
(показ слайдов о сюите, Григе и Ибсене).
На следующих уроках мы продолжим знакомство с этим интересным произведением.
Учитель ритмики: Какое сейчас время года? (весна) Древняя легенда рассказывает о том, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег и Ева замерзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена, отсюда и символ – подснежник – надежда.
Учитель музыки: А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну, но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Вот какую музыку Подснежника услышал П.И.Чайковский (звучит «Апрель», показ слайдов цветов, дети под музыку рисуют)
Учитель ритмики: Цветы всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов.
Учитель ритмики: Мэри и принц приглашают всех на танец, приглашают вас отправиться на цветочную поляну, которую мы с вами сами изобразим.
Учитель музыки: Как вы думаете, почему сегодня на уроке звучала музыка Э.Грига и П.И.Чайковского? Что их объединяло? Любовь к природе, к людям, безграничная любовь к родной земле, Отчизне. И каждый воспел ее по-своему. Тема природы, любви к Отчизне встречается у многих поэтов, композиторов, художников, музыка звучит повсюду. Музыка прошлых веков вдохновляет современных музыкантов на создание не менее прекрасных произведений об утре, детстве. Чайковский говорил: «Лучшее в жизни – это дети, цветы и музыка».
(звучит песня «Здравствуй детство», показ слайдов утра, цветов).