Размещено: Людмила Семеновна Атнагузина - вс, 24/02/2013 - 22:24
Организационный момент.
Педагог собирает детей за «круглым столом».
На прошлой неделе мы с вами говорили о зиме, о том, какая она. Вспомните: зима какая? (Холодная, веселая, снежная, белая, морозная, ледяная.) Но зима бывает грустным временем года. Для кого? Почему?
Заслушиваются несколько рассказов, подготовленных дома с родителями. (Повторение пройденной на прошлом занятии темы).
Основная часть.
На столе небольшие картинки с изображением лесных жителей — диких животных нашей полосы (белка, волк, заяц, лось, кабан, лиса, мышь, крот, енот, барсук, еж, медведь, олень).
-Рассмотрите картинки. Как назвать одним словом белку, лису, волка, зайца... (Дикие животные.) Как вы думаете, каково лесным жителям зимой? Осенью вы готовились к зиме? Расскажите, как. Педагог помогает тем детям, которые имеют невысокий уровень развития речи.
Дети по желанию рассказывают о тех животных, о которых знают. Например:
-Белка — как готовилась? — Запасала и сушила припасы в дупле — орехи, ягоды, грибы, семена, зерна. Утепляла мхом и травой свое дупло. Сменила шубку на более теплую. Вот наша белочка. Летом она рыжая, а зимой серенькая.
-Полевая мышь (полевка)? — Она вырыла норочку. В норке у нее есть кладовочки, в них хранятся: зерно, семена, сухие корешки, ягоды.
-Кто расскажет, что делает зимой медведь? (Спит в берлоге. Летом, осенью он много ел и накопил жир. Зимой спит.)
-Крот, енот, барсук, еж — они спят зимой? (Все эти животные спят зимой.) Они, так же, как и медведь, летом и осенью много ели, чтобы жира хватило до весны. Ежам не холодно, потому что они накопили на своем животе толстый слой жира.
-А как переживает зиму волк? (Не спит, охотится за зайцем, оленем, мышкой.) Лиса? (Не спит, охотится за зайцем, мышкой.) Лось? (Не спит, из-под снега добывает корешки, засохшую траву, ест веточки и кору деревьев.) Олени? (Так же, как и лоси, грызут веточки, кору и ягель .)
-Люди помогают животным в лесу? Да! Есть такая профессия лесная — егерь.
Егерь запасает сено летом. А зимой развозит его по лесу для оленей, лосей, зайцев. На снегу в лесу много разных следов.
След лисы — какой? (Лисий.)
След волка — ... (Волчий.)
След кабана — ... (Кабаний.)
След лося — ... (Лосиный.)
След мыши — ... (Мышиный.)
След зайца — ... (Заячий.)
След белки — ... (Беличий.)
След оленя — ... (Олений.)
Физминутка.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо заиньку согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Под музыку «зайчики» скачут. Вот так, вот так!
А теперь, мои зайчики, сядем на «поляне» и отгадаем загадки лесные:
Сама мелковата,
А хвост богатый.
С ветки на ветку скок-поскок,
Орешек за орешком щелк-пощелк. (Белка)
Рыжая, пушистая,
На сосну взбирается,
Шишками кидается. (Белка)
Не мышь, не птица, в лесу резвится.
На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)
Да, это белка. Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый устанавливает декорацию ветки; белка «прыгает» по ветке, а дети называют ее действия: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная,) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти, чтобы домик лесника найти? У кого спросить? А вот наша белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белку, и нарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом придумать интересный рассказ про встречу белки с лесником.
Возможные варианты рассказа:
а) ребенок рассказывает весь рассказ;
б) один начинает, следующий продолжает, третий заканчивает.
Дети, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:
За мамою белкой скакали…(бельчата)
За мамой зайчихой косые… (зайчата)
За мамой лосихой бежали…(лосята)
За мамой оленихой…(оленята).
Итог занятия.
-О каких животных мы говорили сегодня?
Со всеми заданиями быстро вы справились.
Скажите в гостях у диких зверей вам понравилось?
Воспитатель подводит итог занятия, оценивает работу каждого ребенка на занятии.