Цель:профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Задачи:
ознакомление учащихся с понятием «преступление», «наказание»;
формирование чувства ответственности за совершенные поступки;
актуализация положительных чувств учащихся.
План мероприятия:
Вступление. Знакомство с детьми;
Объявление темы, обсуждение основных понятий;
Обсуждение истории;
Упражнение;
Работа по группам;
Рефлексия. Подведение итогов мероприятия.
Ход работы:
Ведущий: «Добрый день, дети! Мы собрались здесь сегодня, чтобы обсудить с вами тему «Преступление и наказание». В ходе нашего занятия мы попытаемся ответить на вопросы:
Почему люди совершают преступления?
Нужно ли учитывать, что лицо, совершившее преступление, имело намерение его совершить или сделало это по неосторожности?
С какого возраста лица несут уголовную ответственность за совершение преступления?
А для начала давайте познакомимся»
Игра на знакомство «Снежный ком»
Цель: снятие напряженности в группе, создание благоприятной психологической атмосферы.
Участники садятся в круг. Каждый называет свое имя. Следующий человек называет свое имя и имя предыдущего участника.
Основные понятия (обсуждение):
преступление;
наказание;
умысел;
уголовная ответственность;
возраст, с которого наступает уголовная ответственность;
соучастие в преступлении.
Ведущий: «А теперь я предлагаю вам выслушать и обсудить одну историю».
«Сергей и Алексей учатся в 9 классе. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. В последнее время они одержимы идеей купить сотовый телефон. Однако он стоит очень дорого. Но все друзья уже имеют телефоны. Один знакомый парень с соседнего двора, который старше их на 4 года, предложил им купить сотовый телефон за полцены (по-дешевки). Ребята очень обрадовались и решили, что любой ценой найдут необходимую сумму денег…»
Ведущий: «ребята предлагаю вам проанализировать ситуацию и ответить на следующие вопросы».
- Были ли в вашей жизни подобные случаи?
- Будь вы на месте мальчиков, задумались бы вы, почему этот телефон стоит так дешево?
Дети обсуждают и отвечают на вопросы.
Ведущий: «Одна проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимую сумму денег. У Сергея были небольшие сбережения, но этого было недостаточно для покупки телефона. У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание.
И снова на помощь друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые они затем могут отработать…»
- Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать мальчиков, если они согласятся работать на их знакомого?
- Согласившись на помощь знакомого, могут ли они быть втянутыми в преступление? Какое?
Обсуждение вопросов.
Ведущий: «Придя домой, Сергей попросил денег у отца. Отец предложил заработать деньги в мастерской его друга, выполняя посильную работу. Сергей согласился.
Алексей понимая, что у него нет больше никакой другой возможности достать деньги, дал свое согласие знакомому. Тот сообщил ему, что завтра они должны будут зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи. Мальчика мучила совесть, но он все же согласился».
- Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?
- Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?
- Должен ли Алексей сообщить об этом кому-нибудь из взрослых?
Обсуждение вопросов.
Ведущий: «Алексей и его знакомый пришли по указанному адресу. Открыв дверь в одну из комнат, они увидели пожилую женщину, которая, увидев их, закричала. Мальчики толкнули старушку и, схватив кошелек и все, что попалось под руку, бросились бежать. У подъезда их задержали сотрудники милиции, которых вызвали соседи на крик бабули».
- Какое наказание понесут мальчики?
- Стоила ли их свобода сотового телефона?
- Как бы вы поступили, как Сергей или как Андрей?
Обсуждение вопросов.
Ведущий: «А сейчас я предлагаю вам испытать чувства Алексея».
Тренинговое упражнение
Один из участников изображает Алексея. Он встает на стул и закрывает глаза. Другие участники изображают ближайшее окружение Алексея: мать, отец, друг Сергей, одноклассники, любимая девушка и т.п. Обязательно необходимо, чтобы кто-то изображал социального педагога (психолога), сотрудника милиции. Участники образуют круг, придерживая руками, начинают вращать I-го участника, создавая какбуд-то опору. Затем, по команде ведущего, начинают отдаляться от него. Остаются поддерживать только родители и социальный педагог. Затем I-ый участник открывает глаза.
Рефлексия:
- Какие чувства испытывал каждый участник (Алексей, мать, его девушка, друзья и д.р.)?
- Хотел ли кто-то изображать Алексея? Почему?
- Хотелось ли что-то изменить?
- Почему, когда случилась беда, все отвернулись от Алексея?
- Кто остался поддерживать мальчика? Почему?
Участники отвечают на вопросы, делают выводы.
Ведущий: «Сейчас я предлагаю поиграть и проявить свою фантазию. Вам необходимо разделиться на группы по 3 человека (пожеланию)».
Ролевое моделирование ситуаций (работа в группе)
Участникам предлагаются карточки, на которых написаны различные ситуации. Они должны эти ситуации обсудить и показать инсценировку.
I-ый участник должен принять решение.
II-ой участник – «СОВЕСТЬ» приводит различные аргументы, доводы об отрицательных последствиях ситуации.
III-ий участник – «ИСКУШЕНИЕ» подбивает главного героя на совершение преступления, т.е. приводит аргументы «ЗА».
Карточки с ситуациями:
Ситуация 1
Вам предлагают друзья покататься на машине отца без водительских прав. Вы…
Ситуация 2
Вам предлагают принять участие в избиении одноклассника, который задолжал деньги…
Ситуация 3
Друзья предлагают вам поучаствовать в ограблении уличного киоска…
Ситуация 4
Ребята из класса предлагают вам вытащить кошелек из сумки одноклассницы. Вы…
Ситуация 5
Ваш близкий друг рассказал вам по секрету, что он совершил преступление. Как вы поступите?
Дети обсуждают ситуации, затем проигрывают их по ролям.
Рефлексия:
- Что нового вы для себя открыли на нашем занятии?
- Что понравилось, а что нет?
- Стоит ли минутное желание (влечение) свободы?
Ведущий: «Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Я хочу пожелать вам удачи и чтобы вы никогда не попадали в подобные ситуации. Будьте мудрыми! Спасибо за работу. Досвидания».