Новой открытой школе должно соответствовать и новое сообщество людей, открытое к инновациям и демократическому развитию, строящее свои взаимоотношения на принципах терпимости и взаимоуважения. Общечеловеческие ценности как основа современного образования.
Основными принципами современного образования должны стать свобода, ответственность, справедливость, творчество, сотрудничество, активность, инициативность, толерантность, порядочность. Процессы гуманизации образования необходимо рассматривать как изменения сознания и мировоззрения, расширение собственной ответственности, совершенствование культуры, гармонизацию отношений общества и личности. [1]
Под толерантностью подразумевается уважение к разным культурам и традициям, индивидуальность, свобода мысли, моральность, независимое мышление, которое основывается на моральных ценностях. Человек рассматривается как активный соучастник всех процессов, как “генератор” духовных ценностей. [1]
Тезаурус - (от греч. θησαυρός — сокровище), в общем смысле — специальная терминология, более строго и предметно — словарь, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации (проще говоря — пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией).
Список терминов, актуальных для меня:
Взаимодействие – Interaction /согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи/ [3]
Взаимопонимание – Mutual Understanding /система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть цепей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого. / [3]
Гражданская грамотность – Civil Literacy /совокупность способностей, включающая не только элементарную грамотность (речи и письма), но также и способности, дающие возможность участвовать в демократическом сообществе; критически мыслить; действовать обдуманно в условиях плюрализма; способности к эмпатии, позволяющие слышать и тем самым помогать другим/ [3]
Диалогическое общение – Dialogic Contact /общение, основанное на диалоге/ [3]
Индивидуальность – Individuality / (от латин. individuum - неделимое, особь) неповторимое своеобразие личности каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в онтогенезе. Своеобразие личности отдельного человека определяется совокупностью черт и свойств его психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов антропосоциогенеза./ [3]
Инновации – Innovations / актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования. / [3]
Инновационный потенциал учителя – Innovative Potential of Teacher /совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Сюда также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании./ [3]
Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе.
Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировозрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является также важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [5, с.32]
Компетенция (лат. соmpeto - добиваюсь, соответствую) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Компетентность– качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.
Коммуникативная компетентность - практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе "учитель-ученик"
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – система взглядов, определённый способ понимания, трактовка какого-либо предмета, процесса, явления, ведущая идея для их систематического освещения [5, с.32].
Культурология образования – Culturology of Education /новое научное направление, формирующееся на стыке философии образования, культурологии и педагогики, объясняющее на единых основаниях педагогической и культурной антропологии весь комплекс культурных проблем образования / [3]
Личностно ориентированное образование – Personality Centered Education /образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. / [3]
Личностные результаты– ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в том числе образовательной, социальные чувства, личностные качества.
Метапредметные результаты– метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
Мировоззрение - /совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей/
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны вмотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.
Нововведение - как «комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы и способствует возрастанию ее эффективности, повышению стабильности и жизнеспособности».[4]
Образование через сообщество – Community Education / концепция и практика организации системного, непрерывного (в значительной мере негосударственного) образования как части жизни и добровольной деятельности инициативных групп, сообществ, общин, самоуправляемых ассоциаций людей./ [3]
Общекультурная компетентность личности - совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.Выделяют пять основных видов компетентности: мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные.
Отдача - / Отношение полезной работы механизма к поглощаемой им энергии, то же, что коэффициент полезного действия. /
Продуктивное учение – Productive Learning /практика личностно ориентированного учения и обучения в процессе конкретной работы на основе ее свободного выбора учащимися и с учетом их интересов./ [3]
Психолого-педагогическая компетентность - /теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процеса. Умение педагогическими способами определить уровень "познавательных инструментов" ученика.
Расширенное сознание - /Принятие окружающиго мира таким каков он есть, как "данность"/
Саморазвитие – Self-Development /процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. / [3]
Сознание - /фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще./
Субъектный опыт – Subjective Experience /опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружаемого мира, в общении, в различных видах деятельности. / [3]
Творческое сотрудничество – Creative Cooperation /принцип личностно ориентированной педагогики; процесс взаимодействия детей между собой, детей и взрослых в достижении общей цели. / [3]
Ценностные ориентации –Value Attitudes /предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения. / [3]
Список используемой литературы:
1. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. Тезаурус
3. НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕЗАУРУС
4.Грицанов А.А. Новейший философский словарь.http://terme.ru/dictionary/175/word/novovedenie
5. Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.
На: Личный ТЕЗАУРУС
Спасибо, Ольга Владимировна, за сводку источников в личный тезаурус. Видно, что М07 - полезный для Вас модуль
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)