Познавательно-театрализованное представление "Голоса Земли"
Submitted by Марина Николаевна Третьякова on чт, 21/02/2013 - 08:19
Голоса земли.
Познавательно – театрализованное представление.
(внеклассное мероприятие)
Цели: познакомить с птицами нашей местности, рассмотреть экологические взаимосвязи в природе, развивать наблюдательность, познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс 1-я часть, интерактивная доска, компьютер, презентация «Голоса земли».
Учитель. Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
( весной)
Голубой месяц март. Голубое небо, голубые снега. На снегах тени – как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и первые голубые сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой!
В марте горят снега: всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берёз становятся бронзовыми, а заросли ольхи – лиловыми.
Днём на солнце капель.
Ночью - звонкий мороз.
А на рассвете – морозный пар.
Белые берёзы в седой дымке. Как будто это пар от их тёплого дыхания, как будто берёзы дышат.
Март голубой на дворе – пора яркого солнца, зиме конец, весне – начало.
1 ученик. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
2 ученик. Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
3 ученик. И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего – то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
1 ученик. Все лица весело глядят.
«Весна!» - читаешь в каждом взоре.
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.
2ученик. Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят, кто больше всех
Природы любит обновленье!
3 ученик. По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех…
Учащиеся (хором ) Грач.
Голос грача.
Учитель. Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческого жилья, всем хорошо известны грачи, галки, вороны. Грачи и открывают весну. Ещё лежит на полях снег, а на дорогах уже бродят первые вестники русской весны. Помните, как кричат грачи? Они спорят и ссорятся, но драк у них не бывает. Свои широкие гнёзда грачи прочно вьют из тонких древесных веток. Прилёт грачей, гнёзда на сучьях деревьев дополняют весенний русский пейзаж.
А вот летит красавица в чёрно – белом наряде. Угадайте, кто это?
Голос сороки.
Учитель. Эта птица многим замечательна. Она лучший строитель в лесу. Сорока не любит занимать своё старое гнездо и каждый год строит новое. Гнездо у неё прочное, просторное. Над гнездом – крыша из веток, чтобы дождь не замочил птенцов. Сорочья семья большая – 8-12 малышей, и все просят есть. Сорока- разбойница, сорока- тараторка, очень любопытна. Давайте послушаем, почему сорока пристала к еноту.
Сценка «Сорока и енот». (исполняют дети)
- Енот, енот, а ты ягоды любишь?
- Люблю.
- А птенцов и яйца любишь?
- Люблю.
- А лягушек и ящериц любишь?
- Люблю.
- А жуков и сороконожек любишь?
Люблю.
- А чего же ты не любишь?
- Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!
Выходит ученик в маске снегиря.
Учитель. Ой, что это за птица такая? Эй, увалень, как - звать то тебя? Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел? Что же ты молчишь, воды в рот набрал?
Ученик (снегирь). Не воды, а рябины. От удовольствия онемел!
Учитель. Ребята, как зовут эту птицу?
Ученики (хором) Снегирь!
Учитель. Очень красив наряд у снегиря: ярко- красная грудка и брюшко, чёрная шапочка на голове, крылышки и хвостик тоже блестяще- чёрные, а спинка серо- голубая. Перелетая с дерева на дерево, снегири оживляют своей красотой однообразную белизну и тихо насвистывают грустную мелодичную песенку.
Голос снегиря.
Снегири – доверчивые птицы, неторопливы, несуетливы, держат себя с достоинством.
Голос воробья.
Кто это так громко кричит? Ты, что ли, воробей? Чего ты раскричался? Все птицы ещё помалкивают, а ты кричишь и подскакиваешь?
Воробей. (ученик) Эх, мне-то с моим голосом только и петь, пока другие молчат! На безрыбье и рак рыба, на безптичье и воробей – соловей! Чик-чирик!
Учитель. У нас очень часто можно встретить воробья. Они все очень прожорливые птички. Часто бывает, что они вредят урожаю. Само название птички говорит об этом. «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.
А давайте сходим в гости к другой птичке.
Послушайте загадку о ней:
Хоть я не молоток,
По дереву стучу.
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
С утра и до позднего вечера слышен стук этой птички в лесу.
Голос дятла.
Эту птицу называют лесным санитаром. Ну конечно, это дятел! Давайте послушаем о чём он говорит с тетеревом.
Сценка « Дятел и тетерев» (исполняют дети)
-Здравствуй, тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал? Где спал?
- Летал я над ,спал под.
- Что это за ребус такой: то над, то под?
- Это не ребус, а снег. Летал над снегом, спал под снегом.
- Ишь, какая у тебя жизнь развесёлая. А я, горемыка, всё в да в. Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Скучно!
Учитель. А вот и неправда, скучать дятлу как раз не приходится. Целый день работает дятел, спасая деревья от вредителей. Понаблюдайте за этой красивой птицей.
Игра. Я буду называть имена птиц, но, если вы услышите среди них названия животных или предметов, то вы хлопаете.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
Прилетели птицы:
Голуби , синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки , и спасибо шутке!
Учитель. Неужели к нам летит сова? А кто это с ней рядом, никак, волк? Давайте послушаем, о чём они говорят.
Сценка волк и сова (исполняют учащиеся).
- Мы, сова, с тобой похожи: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают на люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
- А ты, волк, что ешь-то?
-Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…
- Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжки, да разные по делам!
Учитель. Что правда, то правда. Благодаря своему отличному зрению в самую тёмную ночь сова видит на земле притаившуюся мышку. Днём сова тоже видит, но охотится только ночью. У неё и замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.
Учащиеся (хором).
Мудрейшая птица на свете- сова.
Всё слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас
Не хватает!
Учитель. Давайте отгадаем несколько загадок про птиц.
Глазища круглы, когтищи остры,
носище кривой- разбойник кривой…(Филин)
Эту птицу всякий знает.
На шесте её дворец:
Червяков птенцам толкает,
Да трещит весь день… (Скворец)
Под крышей живёт,
В небе летает, а как
Солнышко взойдёт,
Он кружится и поёт… (Голубок)
В лужах- отраженье тучи,
Дни по-летнему теплы,
На репейнике колючем
Ищут семечки… (Щеглы).
Листья медленно с крон облетают,
И мороз приударил в ночи.
Собираются в шумные стаи
Перед дальней дорогой… (Грачи).
Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает;
Не боится простуды,
С первым снегом прилетает… (Снегирь).
Голоса птиц.
Слышите. Опять сорока к кому-то пристаёт с вопросами.
Сценка «Сорока и оляпка» (исполняют учащиеся).
- Ой-ой, оляпка, никак, купаться в полынье вздумал?
- И плавать, и нырять!
- У меня перо тёплое!
- А намокнешь?
- У меня перо водоотталкивающее!
- А утонешь?
- Я плавать умею!
- А проголодаешься после купания?
- А я для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!
Учитель. Такую интересную птичку можно встретить в наших северных лесах. Живёт она на чистых, незагрязненных ручьях и речках. Это небольшая, очень подвижная птичка с белой грудкой и длинными тонкими ножками, крепкими ноготками. Она шустро перебегает по мелким береговым камешкам и, взмахнув короткими крыльями, над самой водой перелетает с камня на камень. На ваших глазах она вдруг исчезает под быстро текущей водою. Хорошо видно, как, загребая крылышками, оляпка бежит по каменистому дну прозрачного ручья. Пробежав некоторое расстояние, она вылетает из воды и, усевшись на камень, вновь начинает петь свою весёлую песенку.
А теперь я хочу услышать название птиц от вас. Для этого мы проведём аукцион. Тот из вас, кто последним назовёт название птицы, тот и окажется самым знающим.
Игра «Аукцион птиц»
Учитель. В нашем крае птиц великое многообразие. Однако многие из них занесены в красную книгу как редкие и исчезающие. В нашем крае обитают два вида гагар. Живут они на озёрах. Оба вида редкие.
И прекрасного лебедя можно встретить у нас. Можно ещё много перечислять и птиц, и зверюшек, и рыб, и насекомых, которые нуждаются в нашей защите. Так давайте беречь всё, что нас окружает, не спешить раздавить паука или выстрелить из рогатки в птицу, наступить на лягушку или поймать хомячка. Природа у нас одна на всех.