Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



" Механические колебания"

Submitted by галина васильевна одарченко on Wed, 20/02/2013 - 22:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Одарченко Галина Васильевна
Место работы, должность: 
МАОУ лицей №27 им. А.В.Суворова, учитель физики
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Изучение нового материала

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.В.Перышкин, Е.М.Гутник 9класс

Г.Я. мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин - 11класс.

Используемая методическая литература: 

Интернет

Используемое оборудование: 

интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

1. school-collection.edu.ru

2. www.openclass.ru

3. collection.edu.yar.ru

 

 

Краткое описание: 
Изучение механических колебаний, условий их возникновения и основные характеристики колебательных движений. Урок проводится с использованием презентации и интерактивной доски..

Тема урока: «Механические колебания. Маятник. Основные характеристики                                                            колебательного движения. Гармонические колебания».

Цель урока:

Организация  деятельности учащихся, направленныхна достижение ими результатов:

Предметных:

  • Познакомиться с колебательными системами;
  • установить условия возникновения колебаний;
  • знакомство с основными характеристиками колебательного движения и их взаимосвязи;
  • определять значение периода, амплитуды и частоты по графику гармонических колебаний.

Метапредметных:

  • развивать умения анализировать учебный материал: наблюдать, сравнивать, сопоставлять изучаемые явления и факты, делать выводы на основе эксперимента;
  • Помочь развить умение выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично;
  • научить применять полученные знания и навыки к решению новых проблем.

Личностных:

  • Вырабатывать навыки воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в  соответствии  с поставленными задачами;
  • Обеспечивать умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли;
  • Стимулировать  способность иметь собственное мнение;
  • Формирование способности слушать других  и принимать во внимание то, что они говорят.

Оборудование:

Компьютер,  мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация «Механические колебания»;

Оборудование для экспериментов: математический маятник, пружинный маятник.

Тип урока: комбинированный.

План урока

1. Актуализация опорных знаний (10 мин).

Фронтальный опрос.

2. Основная часть. Изучение нового материала (50 мин).

Изложение нового материала с использованием материалов мультимедийной презентации с дополнительными комментариями учителя, элементами беседы.

3. Закрепление (25мин).

4. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин).

Ход урока

1.Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос:

  • Что называется  механическим движением?
  • Что значит определить положение тела в пространстве?
  • Какие виды движений вы знаете?
  • Какое движение называют  поступательным?
  • Что является основным признаком прямолинейного движения?
  • Что является основным признаком движения по окружности?
  • В чем отличие и сходство между прямолинейным равномерным движением и движением по окружности?
  • Как направлены скорость, ускорение и равнодействующая сила при равноускоренном прямолинейном движении и равномерном движении тела по окружности?

 

 

2. Основная часть. Изучение нового материала

Учитель: Мы с вами рассмотрели основные виды движений. При прямолинейном движении направление скорости и перемещения (ускорения) всегда параллельны, при движении  по окружности скорость и ускорение перпендикулярны друг другу. (Демонстрация прямолинейного движения с тележкой и шарика по окружности). Возникает вопрос «Существует ли движение, при котором скорость и ускорение могут меняться  от минимального до максимального значения в зависимости от момента движения. Кто может предложить эксперимент, подтверждающий или опровергающий данную гипотезу.

(Учащиеся предлагают различные виды эксперимента), на основании которых вводится понятие колебательное движение.

Сегодня на уроке мы и будем вести речь о колебательном движении, условиях его возникновения, основных характеристиках описывающих колебательные движения и их определение по графикам колебаний. Запишем тему урока: «Свободные и вынужденные механические колебания. Маятник. Основные характеристики колебательного движения».

Смотрим внимательно на примеры колебаний и отвечаем на вопрос «Что общего у всех колебательных систем?» (слайд №2)

Ответ: во всех этих примерах движение повторяется.

Колебания – один из самых распространенных процессов в природе и технике.

Учитель: приведите примеры колебательных движений.
Колеблются крылья насекомых и птиц в полете, высотные здания и высоковольтные провода под действием ветра, маятник заведенных часов и автомобиль на рессорах во время движения, уровень реки в течение года и температура человеческого тела при болезни. Звук – это колебания плотности и давления воздуха, радиоволны – периодические изменения напряженностей электрического и магнитного полей, видимый свет – тоже электромагнитные колебания, только с несколько иными длиной волны и частотой.
Землетрясения – колебания почвы, приливы и отливы – изменение уровня морей и океанов, вызываемое притяжением Луны и достигающее в некоторых местностях 18 метров, биение пульса – периодические сокращения сердечной мышцы человека и т.д.
Смена бодрствования и сна, труда и отдыха, зимы и лета... Даже наше каждодневное хождение на работу и возвращение домой попадает под определение колебаний, которые трактуются как процессы, точно или приближенно повторяющиеся через равные промежутки времени.

Для изучения механических колебаний используют колебательные системы: математический маятник и пружинный маятник. Математический маятник-это математическая точка,  находящаяся на длинной, абсолютно упругой, невесомой нити.

Пружинный маятник - колебательная система, состоящая из закрепленной пружины, на которой находится груз (слайд №3).

Учитель:  Каковы условия возникновения механических колебаний?

Ученики выдвигают гипотезы и пытаются их доказать экспериментально (слайд №4, Гиперссылка « Условия»).

  • Чтобы тело совершало свободные колебания, необходимо вывести его из состояния равновесия.
  • Хотя бы одна сила должна зависеть от координат.
  • Наличие в колеблющейся системе избыточной энергии;
  • Равнодействующая сила (если тело вывести из положения равновесия) должна возвращать его к этому положению;
  • Силы трения в системе должны быть малы.

Основными видами колебаний являются свободные (колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии) и вынужденные колебаниями (совершаемые под действием внешней периодически изменяющейся силы) Эксперимент и объяснение.

      Если мы имеем колебательную систему, то должны уметь определять основные физические величины которые характеризуют её. Любые колебания характеризуются следующими параметрами:

Смещение (х) - отклонение колеблющейся точки от положения равновесия в данный момент времени [м]. Амплитуда колебаний (A) – наибольшее смещение от положения равновесия [м]. Если колебания незатухающие, то амплитуда постоянна (слайд №5)
             Период колебаний (Т) – время, за которое совершается одно полное колебание. Выражается в секундах [с].

Частота колебаний (ν) - число полных колебаний за единицу времени. В СИ измеряется в герцах (Гц). Единица измерения названа так в честь известного немецкого физика Генриха Герца (1857-1894). 1 Гц – это одно колебание в секунду. Примерно с такой частотой бьется человеческое сердце. Слово «херц» по-немецки означает «сердце». Период и частота колебаний связаны между собой обратно пропорциональной зависимостью:

 T = 1/ν (слайд №6 гиперссылка « Колебаний»).

Каковы значения частот некоторых колебательных процессов, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Сердце мыши сокращается гораздо чаще, чем сердце кита. Точные значения этих величин соответственно – 600 и 15 ударов в минуту (в покое). Но, между прочим, то и другое сердце сокращается за свою жизнь около 750 миллионов раз (слайд №7).

Фаза колебаний - физическая величина, определяющая смещение Х в данный момент времени. Измеряется в радианах (рад). Во время движения маятник проходит четыре условных процесса: от крайнего правого к положению равновесия, от положения равновесия к крайнему левому и в обратном порядке. В разные промежутки времени тело имеет одну и ту же координату. Как в данном случае определить  направление движения, для этого необходимо определить фазу  (слайд № 8 гиперссылка « Фаза»).

Учитель: Мы с вами определили основные характеристики: период, координату, частоту, амплитуду и фазу. Можно ли выделить какие-то существенные признаки, по которым можно классифицировать эти величины. Это статические и динамические.

Учитель: Все ли мы с вами рассмотрели физические величины, которые характеризуют колебательные движения?

Ученики: Необходимо рассмотреть изменение равнодействующей силы, скорости, ускорения и энергии. Демонстрация анимации движения математического маятника(слайд №9 гиперссылка «Модель маятника»),пружинного маятника  (слайд №10 гиперссылка «Пружинный» Слайд 3,4) изменение энергии в результате колебаний(слайд №11 гиперссылка «Энергия» слайд 6).

   В результате колебаний меняется энергия, но при этом выполняется закон сохранения энергии (слайд № 12).

   Учитель: Свободные колебания являются затухающими, на каждом периоде амплитуда уменьшается (слайд № 13 ). Можно ли создать условия, чтобы  амплитуда  оставалась постоянной.

Ученик: Устранить силы трения, или воздействовать внешней периодически повторяющейся силой.

Учитель: Такие колебания называют вынужденными. Приведите примеры (поршень двигателя, качели, веер)

Учитель:  Давайте рассмотрим, что представляет график колебаний (слайд №14 гиперссылка « Свободные»). График зависимости координаты от времени представляет собой синусоиду или косинусоиду, такие колебания называются гармоническими. Рассмотрим график гармонических колебаний (слайд №15,16 гиперссылка « График»). По данному графику можно определить следующие параметры: амплитуду, период, частоту, фазу.

     Первыми учеными, изучавшими колебания, были Галилео Галилей (1564-1642) и Христиан Гюйгенс (1629-1692). Полагают, что соотношение между длиной маятника и временем каждого качания открыл Галилей (слайд №17) Однажды в церкви он наблюдал, как качалась огромная люстра, и засекал время по своему пульсу. Позже он открыл, что время, за которое происходит один взмах, зависит от длины маятника - время наполовину уменьшается, если укоротить маятник на три четверти. Гюйгенс (слайд №18)изобрел первые часы с маятником (1657) и во втором издании своей монографии «Маятниковые часы» (1673) исследовал ряд проблем, связанных с движением маятника, в частности нашел центр качания физического маятника.

 

3. Закрепление материала:

Учитель: Много интересной информации вы получили на уроке.  Что наиболее запомнилось? Теперь проверим глубину усвоения материала, поработав в системе «Единица».

  • Что понимают под механическими колебаниями?
  • Какие виды колебаний вы знаете?
  • Какие колебания называются свободными? Их отличительная особенность?
  • Какие колебания называются вынужденными?
  • Какие из перечисленных колебаний являются свободными или вынужденными:

колебания листьев на деревьях во время ветра; биение сердца; колебания качелей; колебание груза на пружине; колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия; колебания поршня в цилиндре; колебание шарика на нити; колебание травы в поле на ветру колебание голосовых связок.

  • Какие обязательные условия для возникновения механических колебаний?
  • Как изменится период колебаний маятника, если его перенести из воздуха в воду или в вязкое масло.
  • Как изменится период колебаний маятника с железным шариком, если под ним поместить электромагнит?
  • По какой траектории будет двигаться шарик математического маятника. Если нить оборвется в тот момент, когда шарик проходит положение равновесия?

Решить задачи №1,2,3. (слайд №19-22)

Учитель: Решить задачу. Определить период колебаний материальной точки, совершившей 50 полных колебаний за 20с.

Решить задачу: №859 (л) Ученики у доски решают задачи.

 

4. Подведение итогов. Рефлексия

Выставление оценок. Домашнее задание: § 24,25,26.27,28.Упр.25 № 1.

Л.Н.Толстой говорил: « Знания лишь тогда становятся истинными, когда они получены усилием мысли, а не памяти» Удалось ли нам достичь этого на уроке.

Спасибо за внимание. Урок окончен.

Прикрепленный файл Size
Урок механические колебания. математический маятник.rar 8.77 MB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн