Submitted by Елена Вячеславовна Коско on Wed, 20/02/2013 - 22:45
ХОД УРОКА
Актуализация знаний.
1)На что делится слово?(на слоги)
А слоги? (На звуки)
А какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Назовите гласные. Согласные.
2) Хоровое чтение слогов с изученными буквами.
I. Введение в тему урока
– Отгадайте загадку. (Слайд 2)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок.)
– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в сказку.
II. Открытие нового знания.
- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.
Языковая разминка.
-Вспомните, какой звук издаёт змея?
-Как шумит чайник при кипении?
- Как шуршат осенние листья под ногами?
Кто догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?
Мы сегодня изучаем звук [ш], который обозначается буквой Ш.
Дидактическая игра «Проводи буквы домой»
Как- то раз буквы решили погулять в лесу и заблудились. Помогите ребята им вернуться в свои домики. Буквы, которые обозначают согласные звуки проводите в синий домик, а буквы, которые обозначают гласные звуки – в красный домик. (Ш оставили)
Ай-ай…. Буква Ш, так и не вернулась в свой домик. Как вы думаете, где будет проживать она – в домике гласных или согласных? Почему так считаете?
Верно звук ш – согласный.
Раз он согласный звук, что мы можем про него еще узнать?
-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему вы так решили?
-Какой он, твёрдый или мягкий?
-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?
- Послушать, как он звучит в словах.
-Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?
Сейчас вы будете работать в группах.
Слайд 3. Сначала повторим правила сотрудничества.
У вас на парте на каждую группу 3 картинки. 1 группа выбирает картинку слова,где звук ш – первый, вторая – где звук ш – посередине, 3 – где звук ш в конце.
-Составьте звуковые схемы этих слов с помощью цветных квадратиков.
-выберите ответственного в группе, это тот, кто будет представлять результат вашей работы
-дайте характеристику нового звука.
Составляем модели на доске. 1 группа – Которов Д., 2 – Чеблукова Н.,3 – Аппельганс Д.
– Подчеркните одинаковый звук в этих словах.
- Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли
Посмотрели на шалаш:
Был ничей, а будет наш.
Вывод: звук [ш] всегда твердый.
А ещё звук ш – парный, у него есть пара – звук ж.
– Произнесите звук [ш] протяжно. Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране?
-Как этот звук можно назвать? Вот поэтому звук называют шипящим.
Скажите с помощью чего мы можем увидеть звук? (Буква)
(Слайд 4)
Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Г. Виеру
– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:
Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.
– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(Слайд 5)
На доске записано слово «шалаш».
– Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева направо, и справа налево.)
Бежала мимо… (мышка-норушка), остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живет?
А шалаш отвечает:
– Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя жить.
Мышка согласилась.
Для чего нужны скороговорки? (чтобы тренировать наш речевой аппарат)
– Давайте мы тоже выучим скороговорки.
Скороговорка записана на доске.
Кукушка кукушонку купила рубашонку.
Тимошка и Трошка крошат крошки в окрошку.
У Сани шары, а у Шуры сани.
Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы и объясните почему.
– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит мимо …
лягушка-попрыгушка –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
. – Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить.
А мышка-норушка отвечает:
– Выполнишь мое задание, пущу.
(Слайд 6)
2. Учебник с.67 Рассмотрите рисунки в верхней части страницы.
Шапокляк, это кто? Почему героиня сказки имеет такое интересное имя? Слово шапокляк нерусское, оно пришло к нам из Франции. Так называют необычную шляпу,которую используют для своих выступлений клоуны. В шляпе есть секрет – маленькие пружинки. Хлопнешь по шляпе – она сожмётся в блин. На голове у старухи такая же шляпка.
Шлем,что это? Шахматы,что это?
Почему эти рисунки здесь?
Прочитаем слоги и слова жирным шрифтом по цепочке.
В каких столбиках записаны слова, близкие по смыслу и имеющие одинаковую часть? (т.е.родственные?)
Что общего в словах последнего столбика? Они все отвечают на вопрос – что делают? Придумайте предложения с этими словами.
(Слайд 7)
– Впустила мышка-норушка лягушку-квакушку. Живут-поживают. Вдруг прыгает к шалашу зайчишка-трусишка.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
– Выполнишь наше задание – пустим.
3. Чтение стихотворения.
Кто знает что такое кашка? Кашка – это душистый цветок, похожий на клевер. Его нектар очень любят шмели,пчёлы и шершни.(Слайд 8)
(слайд 9)
Шершень – очень опасное насекомое. Длина его тела как ваш указательный палец. Может закусать человека до смерти.
Найдите здесь схожие по звучанию слова в конце строк.
Созвучие концов стихотворных строк называется рифмой.
Обратите внимание! Если вы назовёте неправильно букву –Ше то рифма исчезнет.
Прочитайте теперь вопросительные предложения.
Это стихотворение про то, что происходит в лесу. А вы бывали в лесу?
Вы наверное, уже не раз слышали,что в этом году наш родной саратовский район отмечает юбилей. Ему 75 лет. На земле Саратовского района есть леса и лесопосадки.
Большие участки леса находятся между поселками Красный Октябрь и Соколовый, южнее - между железной дорогой и Волгой. Между Красным Текстильщиком и Синенькими. Слайд 10
Украшение лесов Саратовского района- его копытные обитатели: лось, олень пятнистый и благородный, косуля, кабан. Из крупных хищников в районе обычно встречаются волк и лисица.Одно время лосей и оленей совсем не осталось под Саратовом. И тогда государство приняло меры по охране природы Саратовского района. Был издан указ – брать большой штраф с охотников, которые истребляют исчезающих животных. Завезенные из других регионов России лось, олень, а также сибирская косуля, обеспеченные в зимнее время качественной подкормкой, постепенно стали постоянными жителями наших лесов.
– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. И он предложил
следующее задание очень сложное, с ним могут справиться только очень умные дети.
Из слов исчезли все гласные, остались только согласные. Можно ли по ним восстановить слово.
(Слайд 12)
– Идет по лесу лисичка-сестричка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А зайчишка-трусишка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
И он предложил прочитать пословицу в учебнике и подумать, в чём её смысл.
(Слайд 13)ФИЗМИНУТКА
(Слайд 14)
– Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко.
Увидел подругу свою лисичку-сестричку ,а что было дальше нам расскажут ребята.
Кто из вас желает исполнить шуточный диалог лисички и волка?
– А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый. слайд 15
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
– Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес.
7.Работа по тетради на ПО.
Откройте тетради на с.32. упр.4.
Кристина прочитает задание.
Какие рисунки отметим галочкой? Мышь.
Посмотрите упр.5. Юля прочитает задание.
Шарф – фарш, шутка – штука.
III. Итог урока
– Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.
Давайте вспомним, что интересного было на уроке?
– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку. (согл, тв, глух,)
– Назовите его пару по звонкости – глухости. Ж-Ш
Оценили свою работу на уроке с помощью смайликов(смайлики у каждого на столе). Если вы довольны своей работой – покажите зелёный улыбающися, если вы чем-то встревожены или недовольны – покажите красный.
(Слайд 16).
Раз вы такие молодцы, то я тоже оценю вашу работу на уроке. Раздаю медали. "Я супер!, Я сегодня самый умный! Я сегодня отличился!"(слайд 17.)
На: Звук [ш], буквы Ш,ш.
Спасибо, уважаемая Елена Вячеславовна!
Урок интересный, насыщенный. Но некоторые моменты сложно оценить и соотненсти с текстом, так как нет презентации.
Её можно прикрепить к уроку внизу. Там, где строчка "Прикрепление файлов".
Попробуйте. Удачи.