Официальный сайт filipoc 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Введение в программу. Самопознание

Фото пользователя Светлана Григорьевна Ерченко
Размещено: Светлана Григорьевна Ерченко - ср, 20/02/2013 - 15:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ерченко Светлана Григорьевна
Место работы, должность: 
МБОУ ДОД Идринский ДДТ; педагог дополнительного образования
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Цель урока: 

Увлечь подростков проблемой лидерства и пробудить интерес к самопознанию и самосовершенствованию, заинтересовать курсом.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Краткое описание: 
Приветствие, игры и упражнения на знакомство, снятие барьеров, настрой на взаимодействие. Выявление потребностей, введение в программу,знакомство с курсом. Игры и упражнения на самопознание. Постановка проблемы и целей для каждого участника (мотивация). Домашнее задание, рефлексия, ритуал прощания.

 

Занятие

Тема: Введение в образовательную программу «Я-ТЫ-МЫ». Самопознание.

Цель:Увлечь подростков проблемой лидерства и пробудить интерес к самопознанию и самосовершенствованию, заинтересовать курсом.

Задачи:

а) образовательные:

познакомить с программой и курсом 1-го года обучения, самопознанием;

б) развивающие:

развивать познавательный интерес к курсу и  самопознанию;

в) воспитательные:

вызвать потребность к проявлению активной мыслительной позиции, инициативы и самостоятельности.

Тип занятия:изучение нового материала.

Формы организации занятия:

Коллективная, групповая.

Методы и приемы:

Рассказ, беседа  с активным привлечением детей, демонстрация, проблема, игры и упражнения, практическая работа.

Оформление: высказывания «Лидер  Я?  Я… Я!», «Лидерами не рождаются – лидерами становятся», «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека), «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений» (Рокфеллер) – Приложение 1-4.

Материалы и оборудование: 6 столов, расставленных П-образно, 16 стульев, 6 подставок с фломастерами, карандашами и ручками на каждый стол, 2 листа ватмана и маркер, мягкая игрушка «Солнышко».

Наглядный  материал: большое сердце, анализ результативности занятия

Дидактический материал:15 папок-скоросшивателей с раздаточным материалом: маленькие сердечки с клеящимся краем, титульные листы ИРИША и объединения «Лидер», трехгодичная и годичная структуры программы «Я-ТЫ-МЫ», тест «Знаю ли я себя», лист «Моя уникальность», критерии самодиагностики, бумага для записей.

 

План занятия

 

Этапы и задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организационный

Знакомство. Снятие напряжения. Создание обстановки доброжелательности, приятия и доверия в группе. Настрой на работу.

Знакомятся друг с другом. Снимают тактильное и вербальное напряжение. Настроены на дальнейшее взаимодействие.

2 этап

Основной

Введение в курс. Постановка целей. Создание проблемной ситуации. Поиск решений.

Погружаются в игровую ситуацию. Участвуют в играх. Выполняют тест, творческие и практические задания. Проводят поиск решения проблемы. Отвечают на вопросы. Составляют список понятий.

3 этап

Завершающий

Обобщение полученных  знаний. Домашнее задание. Выявление степени удовлетворенности занятием.

Получают домашнее задание. Дают обратную связь через самооценку. Благодарят за приятное занятие, прощаются.

План-конспект занятия

1 этап – организационный.

·           Приветствие.

Добрый день! Рада приветствовать всех, находящихся в этом зале!

Сыро ль, хмуро ль за окном, снег ли, дождь ли моросит,

Низко ль небо серое над крышами висит,

А в этом зале – чистота, уют, у нас своя погода тут.

Улыбнемся мы друг другу ясно и тепло –

Вот уже и солнышко здесь у нас взошло!

Показываю символическое солнышко - мягкую игрушку.

·         Знакомство.

Чтобы наши занятия прошли успешно, нам необходимо познакомиться поближе. Всегда приятно общаться в кругу знакомых людей. Прошу всех встать в круг (все встают в круг).

Мы – одна группа, одно объединение. Нам предстоит заниматься вместе не один год, а три. Поэтому очень важно познакомиться, узнать имена друг друга. Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, любят, уважают. У меня в рукахсолнышко, в немзаключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам, назовите свое имя и передайте солнышко дальше по кругу по часовой стрелке. Постарайтесь запомнить имена свих товарищей.  Меня зовут Светлана Григорьевна (передаю  мягкое солнышко ребенку слева, дети передают солнышко по кругу («по солнышку») и называют свои имена).

Солнышковернулось ко мне. Сейчас еще раз запомним  имена каждого из вас. Для этого я предложу вам игруна знакомство «Снежный ком». Правила игры: первый ребенок называет свое имя, второй повторяет имя и называет свое. Третий – повторяет имя первого, имя второго и называет свое. И так далее по солнышку каждый представится по правилам игры.

Игра «Снежный ком».

·         Сближение.

У меня для вас еще есть игра-кричалка «Шел по крыше воробей» на преодоление барьеров и сближение, которая снимет ваше напряжение.Правила игры: три раза повторять хором последний слог строчки, а после названия вашего имени, нужно сделать шаг вперед, улыбнуться и поклониться.

Ведущий:Шел по крыше воробей!
Дети (хором): Бей, бей, бей!
Ведущий: Собирал себе друзей!
Дети: Зей, зей, зей!
Ведущий: Много, много, много нас!
Дети: Нас, нас, нас!
Ведущий: Встанут … (называет любое имя) все сейчас!
Ребята, носящие названные имена, улыбаются и  раскланиваются.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы имена всех присутствующих.

Вот мы и познакомились. Можно сесть на свои места (дети садятся за столы.)

·         Психологический настрой на дальнейшее взаимодействие.

Надеюсь, теперь будем добрыми друзьями. Ребята, а как называют доброго человека? Какими словами? (дети отвечают: ласковый, добрый, нежный…). Молодцы! А еще  такого человека называют «сердечный». Почему, как вы думаете? (дети отвечают) Да, верно, у него доброе сердце. Тепло и любовь к другим людям исходят из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьется ваше сердце… Оно полно жизни,  добра, любви…

Посмотрите, что я вам принесла (показываю большое сердце). О, какое оно большое! Мы все, наверное, поместимся в нем. Мы с вами теперь одно целое, один коллектив. Одно вот такое большое сердце (кладу сердце в центр круга). Каждому из вас есть в нем место. Вы это сейчас увидите. Я каждому из вас дам маленькое сердечко (раздаю цветные сердечки с клеящимся краем). Нарисуйте на нем свое имя и наклейте его на большое сердце. Дети пишут имена на  маленьких сердечках и  наклеивают на большое сердце.

Ребята, посмотрите, что у нас получилось. В большом сердце нашлось место каждому из вас. Найдите глазами свое сердечко, посмотрите на него. Когда-нибудь, когда вам станет одиноко и грустно, вспомните, что где-то есть большое сердце (показываю), в котором есть место для вас. Пройдет год, два, три, вы будете заниматься в объединении второй, третий год, и когда мы снова соберемся здесь, посмотрим на это сердце и вспомним этот день, наше знакомство.  Я постараюсь сохранить это сердце.

2 этап – основной.

·         Введение в программу. Выявление потребностей.

Это большое сердце, вмещающее много-много маленьких – символ  ИРИША – Идринской районной школы активистов, имеющей три образовательных программы обучения: лидеров, журналистов, волонтеров (каждому подростку раздаю папки-скоросшиватели с вложенным раздаточным материалом. Обращаю внимание на лист ИРИША - Приложение 5). В школе я – руководитель объединения «Лидер». У объединения есть эмблема, девиз, песня (лист объединения «Лидер» - Приложение 6). Предлагаю вам посмотреть презентацию социально-полезной деятельности объединения «Лидер» за один год (Просмотр слайдовой презентации).

Вопросы:

- Ребята, бывает ли так в вашей жизни, когда за вас решают, что вам делать, чем заниматься, как жить?

- Скажите, а вы хотите научиться распоряжаться своим временем? Строить планы? Уметь принимать решения? Делать самостоятельный выбор и отвечать за него?

- А находить общий язык со сверстниками и взрослыми? Отстаивать свою точку зрения и убеждать других?

- Значит, вы хотите быть капитаном своей судьбы, быть всегда впереди и вести за собой других, быть лидером?

·         Знакомство с программой и курсом.

- Никто не рождается умным и одаренным, умеющим руководить, вести за собой. Нужно просто захотеть и сотворить себя лидером,  сделать для себя выбор, куда двигаться, кем стать. Ведь не зря говорят:  «Лидерами не рождаются – лидерами становятся» (показываю на высказывание).

- Но одного желания недостаточно. Нужно знать себя, свои желания, потребности и возможности. Предвидеть обстоятельства и последствия на много шагов вперед. Кроме того, нужно понимать людей, так как много в вашей жизни зависит от окружения.

-А теперь пусть каждый из вас подумает: «Лидер я? я…я!» (показываю на высказывание). Раз вы пришли сюда, значит, вы сделали свой выбор быть лидером. Заниматься мы  с вами будем по программе «Я-ТЫ-МЫ», рассчитанной на объединение, деятельность которого направлена на развитие лидерских качеств и активной жизненной позиции одаренных подростков – лидеров. Программа поможет вам узнать себя, стать более уверенным, научит ставить и достигать цели, добиваться успеха, поможет вам стать настоящим лидером и реализовать свой лидерский потенциал (показываю и рассказываю о трехгодичной структуре программы «Я-ТЫ-МЫ», делаю акцент на 1 год обучения – познай и научи себя - Приложение 7, 8).

·         Самопознание.

- Тест «Знаю ли я себя» - Приложение 9.

Мы живем в мире людей и в мире вещей. И мы знаем о качестве вещей. Мы знаем, что хрустальная ваза может разбиться, если ее уронить. Шерстяной свитер сядет, если его постирать в горячей воде. Каждая вещи обладает определенными качествами. Важно знать эти качества, чтобы получить от вещи пользу.

То же и с людьми. Важно знать о своих качествах и качествах других людей, уметь находить контакты, чтобы общение было приятным и полезным друг другу. Я вам предложу тест, хорошо ли вы знаете себя.

- Упражнение «Оптимисты и пессимисты» - Приложение 10,11.

Результаты теста показали, что не все вы хорошо знаете себя, следует познавать себя больше. Я вам предложу упражнение, в котором вы продолжите фразы, выскажите свое мнение (показываю фразы, дети зачитывают и продолжают).

- Игра «Алфавит».

Прежде чем определить, какими качествами личности, необходимыми лидеру,  вы обладаете, давайте поиграем в игру «Алфавит». На листе ватмана написан в столбик алфавит. Вам предлагается на каждую букву алфавита найти слова-прилагательные, которые могут служить положительной или отрицательной характеристикой человека. Главная задача – найти как можно больше слов на каждую букву алфавита.Ребята называют и записывают качества против соответствующей буквы.

- Упражнение «Мои качества личности».

Из полученного списка качеств выберете те, которыми вы обладаете. Возьмите чистый лист для записей из папки-скоросшивателя и запишите на левой половине листа «+», т.е. положительные качества, а на правой «–», те отрицательные качества. А затем подсчитайте, каких слов в вашей характеристике больше.

Ребята самостоятельно работают на своих листах. Затем, по желанию, могут озвучить свои характеристики и обсудить их.

- Игра «Аукцион».

Вы можете предложить на аукцион те качества, которые не способствуют вашему развитию или просто не устраивают вас по той или иной причине. Например, «Я предлагаю на аукцион свою неорганизованность, потому что …».Желающие подростки предлагают свои отрицательные качества на аукцион.

·         Мнение о выполняемых заданиях по самопознанию:

Итак, вы узнали о себе еще больше благодаря нашим играм и упражнениям.

А сейчас я прошу вас сделать вывод и ответить:

- можно ли себя знать, не изучая себя?

- можно ли совершенствовать себя, не задавая себе вопросов?

- можно ли без самопознания и саморазвития быть успешным человеком?

·         Постановка проблемы.

- И все-таки, каким, по вашему мнению, должен быть успешный человек? Для дальнейшей работы вам необходимо разделиться на группы. Давайте сделаем это интересно!

Деление на группы «Мяу - Гав - Му».

- Упражнение «Успешный человек».

Представьте, что вы исследователи в педагогике. Вы работаете над программой воспитания успешного человека. Вам нужно определить, чему необходимо научить человека, чтобы он стал успешным. Чтобы это сделать, в первую очередь надо представить себе конечный результат. То есть, каким должен быть успешный человек.

Вам необходимо составить список качеств и способностей, которыми должен обладать успешный человек.

Работа в группах. Презентация групповых наработок. Составление списка качеств и способностей успешного человека на ватмане.

·         Упражнение-самоанализ «Идеал и я».

Разделите лист для записей на две половины по вертикали. Запишите качества, которые вы определили для успешного человека на левой стороне листа. А на правой стороне против качества поставьте «+», если вы этим качеством обладаете, поставьте «?», если это качество выражено слабо, и поставьте «!», если вам надо этому научиться  или развить в себе это качество или способность.

·         Выводы.

Анализ упражнения «Идеал и я».

Постановка целей обучения для каждого участника (мотивация).

Еще Сенека говорил: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (показываю на высказывание). А вы уже для себя определили, что вам нужно развить в себе, чему научиться, чтобы стать успешным в дальнейшей жизни. Это будет вашей мотивацией к дальнейшим действиям. Как сказал Рокфеллер: «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений» (показываю на высказывание). Мы вместе на занятиях будем развивать качества и умения, необходимые вам, как лидеру, для дальнейшего успеха.

·         Советы.

Каждый из вас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное.

Многие земляне довольствуются малым, не прилагая особых усилий, и всю жизнь обвиняют окружающих в том, что многое в их судьбе не сложилось. Другие же прилагают титанические усилия и воистину становятся титанами.

Но психологи уже давно сделали свой вывод: любой человек талантлив.

Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал?

Давайте прислушаемся к советам, которые предлагают нам люди, имеющие на это право.

Советы Чарли Чаплина (Приложение 12).

3 этап – завершающий.

·         Домашнее задание

В завершение нашего занятия хочу обратить ваше внимание на лист в папке «Моя уникальность» (Приложение 13).

- Кто знает, что такое «уникальность?

- Правильно, это индивидуальность.   Заполните, пожалуйста, дома разделы листа «Моя уникальность»: 1) «Мое имя»: напишите свое имя столбиком и на каждую букву напишите прилагательное-качество вашей личности; 2) «Я люблю» и «Я не люблю»: напишите разнообразнее: Что, Кого, Что делать и т.п., н-р: люблю мороженое, спать до обеда, говорить только правду; 3) «Моя внешность»: опишите свой внешний вид, используя даже юмор, н-р: нос крючком, уши торчком, губки бантиком; 4) «Мое любимое воспоминание»; 5) «Моя самая заветная мечта»; 6) «Мое будущее через 5, 10, 15 лет». Сделайте цветными карандашами легкие цветовые пятна содержание разделов. А на следующем занятии каждый из вас поделится своей уникальностью, и мы сделаем выставку ваших работ.

·         Рефлексия.

Вот и подошло наше занятие к финалу. Оцените результативность вашего эмоционального настроения на нашем занятии с помощью листа «Критерии самодиагностики», вложенного в папку (Приложение 14). Я пущу по кругу кленовый листок, на нем каждый из вас изобразит смайлик, который отражает ваше личное мнение по данному вопросу. Ребята рисуют смайлики. Смотрим и делаем вывод.

На каждой нашей встрече мы будем подводить итоги смайликами.

·         Спасибо. До свидания.

- Завершим наше занятие упражнением «Спасибо за приятное занятие». Я подхожу к любому участнику и, пожимая руку, говорю: «Спасибо за приятное занятие». Затем, не расцепляя рук, мы вдвоем подходим к следующим участникам и повторяем действия. В итоге мы все образуем один круг. Выполняется упражнение.

- Всем спасибо за вниманье, за задор, за звонкий смех,

За улыбки, пониманье – это наш большой успех!

Вот настал момент прощанья – будет краткой моя речь:

Говорю вам: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»

Давайте скажем вместе друг другу «До свидания, до счастливых новых встреч!»

Дети хором говорят и расходятся.

 

 

P.S. 1.В моменты усталости детей на занятии, проводится игра-движение «Мы с тобой одна семья» и физминутка для глаз  – Приложение 15.

       2. После 35-45 минут занятия объявляется перерыв – подвижная переменка.

 

 

Прикрепленный файл Размер
прил к занятию.rar 494.18 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн