Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы профессионального общения людей: по электронной почте, участие в чатах, форумах, вебинарах, дискуссиях, круглых столах, тематических видеоконференциях, семинарах. Это способствует виртуальному объединению групп людей по интересам, расширение профессиональных знаний, активизации внутренних ресурсов: умственных способностей, терпимости к иной точки зрения, доверия. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества.
Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию. [1]
В большинстве онлайн-сообществ 90% общего количества посетителей - простые наблюдатели, 9% иногда участвуют в чём-то, а 1% практически выполняет всю работу. Как организовать равноправное профессиональное сотрудничество с «коллегами» (педагогами) на основе индивидуального вклада каждого в общее дело? Думая над этой идеей, я использовала Активизатор генерации творческих идей и решений (тренажер) [4]
Проблема «равноправное профессиональное сотрудничество»
Набор характеристик, которые имеет объект (процесс сотрудничества с коллегами)
- Низкая организованность системы активности субъектов взаимодействия
- Теряются внутренние механизмы контакта (ВМК)
Набор характеристик, которыми мы намерены наделить объект творчества
- Высокая организованность системы активности субъектов взаимодействия
- Не теряются ВМК
- Универсальные свойства (Полезность, новизна, совершенство, эстетическая и культурная значимость решений)
Зарегистрированный АОН – текст
Наше сознание воспроизводит типичную картину сотрудничества с коллегами (педагогами) в сетевых профессиональных педагогических сообществах. Совместная деятельность организуется руководителем сообщества «для педагогов». «Педагоги», по мнению руководителя сообщества, должны соответствующим образом отреагировать: вместе работать для достижения общих целей; участвовать в дискуссиях, обсуждениях, решать проблемные вопросы в ходе рассмотрения учебных заданий. «Коллеги», в большинстве своем, не выходят на взаимодействие, не принимают участия в обсуждениях, автономно проходят совместные мероприятия. Информационный обмен складывается следующим образом. Возникает ощущение коммуникативного барьера в общении (не слышат, не чувствуют твои переживания, не понимают) и отсутствия желания и готовности собеседников участвовать в общении друг с другом. Причины в большой занятости, отсутствии свободного времени на общение, встречи хаотичные по частоте встреч и времени. Жаль, что внутренние механизмы контакта(эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; мыслительное содействие, сомышление) не активизированы.
Список АОН компонентов
Информационный обмен Коллеги ВМК Информационный обмен
Выделенный список понятий
Коллеги
- педагоги в сетевых профессиональных педагогических сообществах
- «должны» соответствующим образом отреагировать
- не выходят на взаимодействие, не принимают участия в обсуждениях
- автономно проходят совместные мероприятия
Информационный обмен
- ощущение коммуникативного барьера в общении
- отсутствия желания и готовности собеседников участвовать в общении друг с другом
- отсутствии свободного времени на общение
- Внутренние механизмы контакта (ВМК)
- эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; мыслительное содействие, сомышление не активизированы
Таблица возможных взаимодействий
|
Коллеги
|
ВМК
|
Информационный обмен
|
Коллеги
|
К²
|
К - ВМК
|
К - О
|
ВМК
|
ВМК - К
|
ВМК²
|
ВМК - О
|
Информационный обмен
|
О - К
|
О - ВМК
|
О²
|
Итак «Коллеги» - в аспекте «Высокая организованность субъектов» подвергается изменению в результате высокой мотивации на сотрудничество, на саморазвитие. В аспекте «Универсальные свойства» подвергается изменению в результате формирования сотрудничества на взаимных договоренностях и духовно-нравственной основе взаимодействия. В аспекте «Не теряются внутренние механизмы контакта» подвергаются изменению в сторону развития сотрудничества – создаются условия для активизации внутренних ресурсов (возможностей), развитие личностной сферы, профессиональной сферы.
Итак «ВМК» - в аспектах– активизируются.
Обозначения мест для взлома:
Педагоги–
1. Сложный и разный контингент: учителя предметники разной квалификации, психологи, воспитатели детских домов, интернатов, зам. по УВЧ, педагоги дополнительного образования и т.д. (Разный уровень владение профессиональными компетентностями)
2. Характер, амбиции, разный уровень коммуникативная компетентности, ИК- компетентности. (Требуется индивидуальный подход)
3. Внутренние ресурсы находятся глубоко и не раскрыты. (Требуется терпение, принятие, понимание, позитивных мыслей, доверия, заряженность на "отдачу"). Требуется Высокая мотивация на сотрудничество.
ВМК –
Условия для активизации, когда продуманна основа взаимодействия, высокая мотивация на сотрудничество.
Информационный обмен – требования:
1. наличием процесса психологической обратной связи (психологические стимулы).
2. существование различных уровней передачи информации
3. «активный, двусторонний характер взаимодействия партнёров».
4. Высокая мотивация на сотрудничество
5. содержание и формы работы должны быть разнообразными, нестандартными, инновационными
6. Совершенствовать (развивать) взаимодействие (совместные скайп-чаты с развлекательной программой; поздравления с днем рождения, периодичность встреч).
Инструменты Моей творческой лаборатории: Мотивация к творчеству, Ассоциативно-образная навигация (АОН) – механизм организованного погружения вашего сознания в проблему, вечернее время в домашних условиях, высокая мотивация и добрые намерения; позитивный настрой.
Всё активнее развивается новое искусство и наука сотрудничества - «Викиномика».
ЧТО НОВОГО ОБЕЩАЕТ СОТРУДНИЧЕСТВО?
Новый дух сотрудничества заключается в том, что при помощи производства на равных мы сможем более эффективно и результативно, чем когда-либо ранее, использовать человеческие навыки, интеллект и мастерство. Это звучит как сказка. Единственной способностью, определяющей уровень компетенции менеджера или компании, становится его или её способность собрать воедино для реализации цели таланты отдельных личностей и организаций. [3]
Для того чтобы быть способным к инновациям и достичь успеха, каждый лидер должен включить массовое сотрудничество как в список своих инструментов, так и в лексикон. Учиться совместному творчеству и работе с постоянно меняющимся кругом самоорганизующихся партнёров становится так же важно, как и создавать бюджеты, заниматься научно-исследовательской работой или планированием.
Искусство и наука викиномики основаны на четырёх мощных новых идеях: открытости, пиринге, доступе и умении делиться, и глобальном характере деятельности. Слово «открытость» ассоциируется с честностью, прозрачностью, свободой, гибкостью, экспансивностью, вовлечённостью и доступом. Сотрудничество, публикация информации, пиринговое рецензирование и обмен доконкурентной информацией сейчас, при экономике, основанной на знаниях, становятся средствами достижения успеха.
Ведущей силой в этих изменениях являются коммуникации и оцифровка информации. Рассматриваем ли мы искусство, науку, торговлю или культуру, мы видим, что эти силы изменяются так, как в обществе создаётся ценность. Оцифровка означает, что информация может быть доступной другим людям, использоваться в перекрёстных ссылках и в самых разных целях, как никогда ранее. В рамках сетевого сотрудничества компаний и институтов, сферы деятельности которых пересекаются независимо от рамок конкретных дисциплин, знания создаются быстрее. [3]
Список литературы:
1.Роль интернете в работе педагога,
2. Образовательные возможности Веб 2.0
3. ВИКИНОМИКА Как массовое сотрудничество изменяет всё
4. АЭД СДО Прометей. Курс Активизатор генерации творческих идей и решений. Тренажер (Модератор Соколов Александр Иванович)
|