ПРОЕКТ по экологическому воспитанию дошкольников «Удивительные насекомые» (младшая группа)
Submitted by Ирина Алексеевна Куропаткина on пн, 18/02/2013 - 21:37
Методический паспорт:
1. Название проекта - "Удивительные насекомые"
2. Руководитель проекта - Куропаткина Ирина Алексеевна.
3. Учебный предмет,по которому проводится проект - экология.
4. Возраст - младшая группа детского сада.
5. Тип проекта - творческо-экологический.
6. Цель проекта -Дать представления о разнообразии насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.
7. Задачи проекта:
Дать знания о своеобразии и неповторимости каждого живого существа и растения, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
Обучение технике безопасности при несчастных случаях.
Развитие эмоциональной отзывчивости к миру и доброжелательности к природе.
Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей.
Развитие познавательной активности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе общения с природой.
Развивать мелкую моторику за счёт изобразительной деятельность и работы с природным материалом.
Развивать связную речь.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
8. Вопросы проекта:
Зачем нужны насекомые?
Какую пользу приносят насекомые?
Какой вред наносят насекомые?
Виды насекомых.
9. Продолжительность проекта: 1 месяц
10. Сотрудничество с семьёй:
Информация в родительском уголке «Опасные насекомые, первая помощь при укусах», «Как привить любовь к природе».
Подбор стихов, пословиц, народных примет связанных с насекомыми.
Изготовление поделок.
11. Необходимые материалы:
Иллюстрации насекомых,Пластиковые игрушки,Клей,ножницы,цветная бумага,картон,пластилин,стеки,кисточки для клея и рисования,
альбомные листы,краски гуашь и акварель,ватные палочки,увеличительное стекло,прозрачные баночки разного размера,пинцет,
фотоаппарат,
12. Описание актуальности выбранной темы.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
В своей работе, я хочу познакомить детей с разнообразием живой и неживой природы, с её богатством и огромной пользой для человечества. Очень хочется донести до сознания детей, что природа сознательно не причиняет вреда людям, а лишь по надобности защищается от пугающих её действий. Например, пчела, если не пытаться её ловить, прижать или как-то навредить ей, то она пролетит мимо и ни за что не ужалит просто так. Животные не нападают просто так на человека, лишь в период выращивания своих детёнышей они излишне внимательны и подозрительны к окружающему. Не трогай крапиву и не обожжёшься. Не ешь ядовитые грибы и останешься здоров. Если дети будут знать всё это, то будут ограждены от неприятных ситуаций при прогулке на природе. Будут бережнее относиться к окружающему природному миру. Хочется, как можно больше дать информации детям и подготовить их к дальнейшей жизни, в которой можно рассчитывать в основном на свои силы и знания.
Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать.
Предполагаемый результат:
дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк…);
иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
находить сходства и различия;
Предполагаемый продукт проекта:
использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;
газета «Интересные факты о насекомых»;
выставка творческих работ детей;
сотворчество детей и родителей – книжки-малышки о насекомых;
График работы над проектом:
Первый этап:Организационный (2 дня)
Составление поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
Подбор детской художественной детской литературы;
Беседа с родителями о подборе стихов по теме;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
Второй этап:Осуществление деятельности (3 недели)
1 раздел «Бабочки» (стрекозы, гусеницы, божьи коровки)(1 неделя)
Тема
Вид деятельности
Цель
«Бабочки» (стрекозы, гусеницы, божьи коровки)
Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций (по возможности рассматривание живых особей)
знакомство с разнообразием бабочек (стрекоз, гусениц, божьих коровок),
с местом их обитания,
о способе питания,
особенностях внешнего вида,
воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
- «Лунтик» развлекательный журнал № 7, 2010 года;
- Детская энциклопедия «Бабочки» Феклушин В.
- «Насекомые» Моя первая энциклопедия
чтение
Учить выделять главную мысль сказки, учить внимательно, слушать жанровое произведение.
«Птички и бабочки»,
«Раз, два три, мотылька лови», «День - ночь»,
«Найди свой домик»,
подвижные игры
Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе.
Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в счёте до 3-х, пользоваться знаниями полученными на познавательных занятиях, закреплять знания о способах передвижения насекомых.
«Зачем бабочки нужны»,
«Угадай, про кого я говорю»,
«Найди отличия»,
«Как появляется бабочка»,
«Какие части тела есть у божьей коровки»,
«Что едят стрекозы»;
«Чем опасны гусеницы?», «Подбери пару»;
«Подбери по цвету»;
беседы, словесные и дидактические игры
Учить искать решения поставленной игрой задачи, закреплять знание строения тел насекомых, их отличительные особенности. Побуждать участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, развивать связную речь.Учить действовать согласно образцу, решать игровую задачу, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур.
Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия.
Развивать зрительную память, логическое мышление,
Продолжать учить отгадывать загадки.
- «Дискавери. Жизнь насекомых»;
- «Лунтик»;
- «Под грибом»
просмотр видео фильмов,
мультфильмов
Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями.
- «бабочки»,
- «божья коровка»
оригами
Развивать мелкую моторику, воображение, закреплять полученные знания, развивать связную речь, воспитывать аккуратность в работе
Развивать навыки конструирования из бумаги, учить создавать изображения из бумаги, использовать бросовый материал для украшения.
- «гусеница - прожора»,
-«бабочки красавицы»
лепка
Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, учить дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции, воспитывать аккуратность в работе
«цветочная поляна», «посмотри как хороши»,
«любимая букашка»
ИЗО
Учить детей получать изображения, применяя монотипию, развивать понимание того, что изображение можно получить, используя различные приёмы рисование, воспитывать аккуратность в работе с красками.
“Как привить любовь к природе”
консультация для родителей
Познакомить родителей с информацией.
«Разные и прекрасные»
Самостоятельная деятельность-
выкладывание: их камешков на песке, из листиков, палочек, зёрен.
знакомство с разнообразием жуков (пауки, муравьёв, кузнечик),
с местом их обитания,
о способе питания, способах защиты от укусов,
особенностях внешнего вида; воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
- «Кто в муравейнике живёт» Тамбиева А. Х.
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
- «Жук на ниточке» Шит Э. Ю.
- «Жизнь в пресной воде» Афонькин С.Ю.
- «Насекомые» Моя первая энциклопедия
- «Чудо на ладони» перевод с английского Т. Нилова
- «Тараканий охотник» Е. Пермяк
Чтение, заучивание стихов;
Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов.
Продолжать учить слушать взрослого, отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать беседу.
- «Жуки рогачи» (кто кого забодает),
- «Построй муравейник»,
-«Ловишки - муравьишки»
подвижные игры
Продолжать развивать двигательную активность ребят, ловкость, быстроту, действовать в игре по сигналу воспитателя, учить выполнять роль ведущего поддерживать добрый дух соперничества;
-«Кто такие лесные санитары?»,
-«Пауки вредные, или нет? »,
- «Кто кого боится», «Загадай, я угадаю»,
-«Угадай по описанию»,
-«Найди отличия»,
-«Кого больше?»,
-«Кто лишний?»;
- крупная мазаика
беседы и словесные и дидактические игры.
Продолжать учить слушать, выделять главных героев произведения, давать характеристику поведению героев.
Учить действовать согласно образцу, решать игровую задачу, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур.
Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия.Развивать зрительную память, логическое мышление,
Продолжать учить отгадывать загадки.
-«Дискавери. Жизнь насекомых»;
-«Лунтик»,
-«Стрекоза и муравей»,
- «Муха цокотуха»;
просмотр видео фильмов Мультфильмы
Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями.
-«Паучки»;
аппликация
Продолжать учить пользоваться принадлежностями для аппликации (клей, кисти, салфетка), развивать творческое воображение; продолжать учить доводить дело до конца.
-«Жуки»,
-«Муравьишки - малышки»
лепка
Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, знакомить с новыми способами лепки (тонкие колбаски катать пальчиками на доске), учить пользоваться стекой; дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции, воспитывать аккуратность в работе
- «Лесные работники»,
- «мой любимый жучок»
изо
Продолжать доставлять детям радость от ИЗО деятельности, развивать навыки пользования кистью, сочетать цвета, доводить работу до логического кона.
выкладывание из палочек и камешков понравившихся насекомых
Самостоятельная деятельность
Учить играть в паре, договариваться о выполняемой фигурке, развивать мелкую моторику;
учить подбирать природный материал для поделки.
«Загадки, которые мы любим»
отгадывание загадок
Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки.
«Первая помощь при укусах насекомых»
информация в уголке здоровья.
Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым.
3 раздел «Пчёлы» (осы, шмели, мухи, комары)(1 неделя)
Тема
Вид деятельности
Цель
Крылатые насекомые
познание
Формирование у детей познавательного интереса к миру насекомых(осами, шмелями, мухами, комарами)
местом их обитания,
способе питания, особенностях внешнего вида;
«вредные мухи», «комар пискун»
ИЗО
Продолжать учить детей владеть кистью, знать основные цвета, их сочетания;
учить аккуратно раскрашивать картинки не заходя за контур,
развивать воображение и творческие способности.
- А. Барто «Комары»,
- Б. Заходер «Муха-чистюха»,
- И. Мордовина «Кузнечик»,
«Лесные загадки»
- Дмитриев Ю. Д.
«Детская энциклопедия. Пчёлы»
- «Лунтик» развлекательный журнал № 3, 11, 2010 года;
чтение
продолжать учить слушать взрослого, высказывать своё мнение о поведении героев, задавать вопросы;
развивать связную речь, учить слушать товарища, отвечать на вопросы.
- «Дискавери. Жизнь насекомых»;
- «Зелёный кузнечик»
- «Лунтик»,
- «Пчела Майя»,
- «Приключения одной пчёлки»;
просмотр видео фильмов, мультфильмы
Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями.
- «Медведь и пчёлы»,
- «Ловишки»,
- «С цветка на цветок»,
- «Мухоловка»,
- «Превращения»
подвижные игры
развивать двигательную активность,
учить действовать по сигналу воспитателя,
учить играть в коллективе, соблюдать правила игры,
доставить детям радость от игры,
упражнять детей в счёте до 5-х,
пользоваться знаниями полученными на познавательных занятиях, закреплять знания о способах передвижения насекомых,
учить прыгать на двух ногах.
-«Кто приносит мёд?»,
-«Придумай загадку »,
-«Кто кого боится»,
-«Загадай, я угадаю»,
-«Угадай по описанию»,
-«Найди отличия»,
-«Кого больше?»,
-«Кто лишний?»;
Беседы, словесные и дидактические игры
Продолжать учить слушать, выделять главных героев произведения, давать характеристику поведению героев;
учить действовать согласно образцу, решать игровую задачу, использовать полученные знания, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур.
Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия.
Продолжать учить лепить мелкие детали знакомыми способами, развивать мелкую моторику, использовать природный материал для украшения поделок.
«Книжка-малышка»
Совместная творческая деятельность.
Содействие сотрудничеству детей и родителей.
Третий этап: Итог(5 дней)
Подведение итогов. Оформление материалов.
Организация выставки творческих работ детей и книжек-малышек о насекомых, созданных совместно с родителями.
Выпуск газеты «Интересные факты про насекомых».
Оценка содержания:
Дети остались очень довольны. Больше всего им нравилось лепить, рисовать и делать поделки прямо на улице. Большой восторг вызывали подвижные игры, т.к. шапочки для игроков они делали совместно с воспитателем. Некоторые дети с большим желанием воспроизводили услышанные произведения в театрализации.
Но самое главное восхищение детей было видеть свои работы на выставке. Они просили сходить на выставку каждый день, с гордостью показывали на свои творческие работы, и совместные работы с родителями. Воспитатели и дети из других групп были в восторге от книжек-малышек. Видя восхищение взрослых и детей, участники проекта приходили в восторг, у них повышалась самооценка.
После выставки, книжки-малышки и работы детей перекочевали к нам в группу. Книжки мы поселили в библиотечку. Дети ещё долго рассматривали книжки, рассказывали, где, чья работа, про кого в ней написано, и кому какая больше нравится. Просили почитать.
Благодаря этому проекту, месяц был насыщен интересной деятельностью, прогулками и положительными эмоциями. Дети многому научились.
Во время работы над проектом использовала интернет ресурсы: