Размещено: Татьяна Михайловна Солодкова - сб, 16/02/2013 - 16:16
Культура Древнвей Руси.
Искусство «Монументального историзма» конец Х –Х1 века.
Мы неоднократно подчеркивали типологическое единство в историческом развитии представлений о гармонизации пространства, которое характерно для древневосточных цивилизаций, античных полисов, средневековых народов. Но очевидно и своеобразие взглядов на Вселенную, ее гармонию. Это выражалось в принципах архитектурной организации земного пространства, призванного служить образом Мира. Особенно это проявлялось в монументальной архитектуре каждого народа.
Древняя Русь вступила на путь развитого монументального зодчества, когда архитектура соседних государств имела многовековую историю.
Одна из первых христианских церквей Киева – Ильинская – названа соборной. Предположительно она считается уже не деревянной, следовательно, в Киеве были и приходские церкви, среди которых могли быть и каменные. При раскопках 1975 года святилища недалеко от Десятинной церкви обнаружены остатки кирпичной плинфы. О формах первых киевских храмов ничего неизвестно. В 989 году бала заложена церковь Богородицы \Десятинная\, сразу после крещения Владимира.
Важно понять, что когда в большом городе \в Киеве было более 20000 населения \ в языческой среде начинают строить христианский храм – образ Мира, то условия должны быть очень специфичны. Дело не только в технике, сколько в восприятии, в возможности осмысления и принятия пространственного облика нового сооружения. Если архитектурное сознание не подготовлено, то сооружение не будет воспринято, оно будет неприемлемым.
Вернемся к киевскому капищу. Круглая \эллиптическая \ форма капища была обрамлена прямоугольной кладкой, которую можно принять за основание стен. Кладка была ориентирована по сторонам света, так что отходящие от центрального круга четыре выступа, направленные к углам «ограды» ориентированы на северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Жертвенник примыкал к восточной стороне, а вход был с запада. Все это означало что-то важное.
«Идея круга» свойственна всем народам, так естественнее всего выражала древние противопоставления «свой» –«чужой», «культура» –«природа», «порядок» –«хаос».
Прямоугольная форма – это умозрительная концепция образа Мира, в отличие от «круговой» - чувственно-видимой.
Числу «4» на Древнем Востоке придавали мистическое значение. В соответствии с этим строились аккадские и ассиро-вавилонские космологические теории о четырехъярусном строении Вселенной. Это подтверждается ветхозаветной архитектурной традицией, далее к раннему христианству, Византии, средним векам.
Ковчег Завета и ветхозаветная скиния имели четырехугольную форму в пропорции 1:3, а прямоугольный двор скинии в пропорции 1:2. Можно предположить египетские традиции. Скиния не являлась жилищем Бога, а только местом его явления, поэтому она была открытой, являя образ Мира.
Эволюция храмового устройства в античном мире от древнейшей циркульной формы \погребальные урны с острова Мелос; дома на острове Крит \ сменяется мегароном, в центре которого сохранялся круглый очаг. В античном храме это омфалос \омфалий \ в значении центра Земли.
Основоположники христианского гносиса Климент Александрийский \-215\ и ориген\185-254 \ в своих учениях о строении Мира в виде четырехугольного ковчега исходили из ветхозаветной традиции, которая распространялась на структуру христианского богослужения и гимнографию. Поэтому рекомендация строить храм продолговатым \подобно кораблю \ исходила из ветхозаветного храмового устройства – скинии. Базилика лучше всего подходила для нового служебного обихода. Историческое понимание времени требовало линейно- пространственного развития культового действия: путь от ветхого Завета к Новому. С запада на восток в сакральном смысле; нартекс для оглашенных, наос для верных, алтарная часть для священнослужителей. В таком же порядке развертывалась и роспись.
Необходимость купола диктовалась развитием храмового действия, которое сосредотачивалось в центре храма перед солеей, где стоял амвон. Конкретизации образа Мира омфалием, от которого отходили «реки» – особые полосы \киевское капище с выступами от центрального круга \ было мало. Требовался купол как наглядный символ неба. Так появляется София константинопольская. Поэт Корипп \6век\ представил купол «точное изображение самого неба». Но Евагрий Схоластик, родившийся в год окончания строительства, уточнил, что купол Софии «точно свод небесный на земле».Этот поворот мысли к земле предопределил содержание древнерусской архитектуры.
Важное значение для понимания русской архитектуры имеет тот факт, что киевское капище еще функционировало, а Византия уже превратилась в феодальное государство. Необходимости и возможности в сооружении зданий типа Софии не было. Слабели архитектурные концепции символического Космоса. Изменился характер службы. Появился тип крестово –купольного храма, с гибкой системой. По одному и тому принципу можно было строить четырехстолпный, шестистолпный трехнефный, пятинефный храм и т.д.
Десятинная церковь строилась в форме трехнефного храма с нартексом и тремя апсидами. Затем появились боковые галереи и экзонартекс. Возможно, она превратилась в митрополию.
Анализ Десятинной церкви с многосоставным планом , различными отступлениями от классического образца говорит о сложных истоках древнерусской монументальной архитектуры. Главное, что явлено создателями Десятинной церкви, это новое понимание пространства как личностно организованное, т.е. антропоморфинизированное, а не обезличенно-космическое, что наполняло его коллективной духовностью.