Европейское искусство конца XIX – начала XX века. Авангард: " Искажение пространства»"
Submitted by Татьяна Михайловна Солодкова on Sat, 16/02/2013 - 14:53
Дисциплина «История мировой культура» Тема «Европейское искусство конца XIX – начала XX века». «Искажение пространства»
Форма: мини-исследование.
Задачи. Обеспечение активной познавательной деятельности студентов, вовлечение их в поиск решения проблемных вопросов. Актуализация знания, выработка навыков анализа, умения абстрагировать и делать выводы. Организации исследовательской деятельности учащихся.
Краткое содержание занятия. Возникновение стиля модерн. Творческие направления в изобразительном искусстве начала ХХ века. Фовисты. Стремление раскрыть средствами живописи сущность вещей и одновременно нести людям радость. А.Матисс.
Кубизм. Попытка передать внутренние процессы видимого мира, философскую сущность. П.Пикассо.
Русское искусство конца XIX – начала ХХ века.
«Серебряный век» русской культуры. Наука и общественная мысль периода. Декаданс.
Стиль модерн в литературе (символизм, акмеизм, футуризм).
Характеристика общего состояния культурной мысли на рубеже Х1Х – ХХ века.
Предмет исследования: живопись и литература этого периода.
Проблема, которую предстоит решить: что Художники считают составляющими искусства \ задачей искусства \ все ли средства хороши, для достижения цели \, определить критерии художественности \ критерии оценки произведения искусства …
Группа студентов делится делится на микролаборатории, каждая из которых представит свой продукт проектной деятельности. На это занятие отводится два часа. В первый час группы занимаются исследовательской и творческой работой. Затем идет обсуждение групповых проектов. После обсуждения происходит презентация групповых ответов.
Заключение – вывод: каким должно быть творчество Художника: Критерии художественности. Формула творчества. __________________________________________
______________________
Начало занятия. Видео клипы, посвященные художникам русского авангарда.
Вступление:Мы, живущие сегодня, практически все из прошлого века. Мы так же на переломе веков, как те люди, которые создали новое искусство – авангард. В академическом словаре читаем: «Авангардизм (фр. avant-gardisme - впереди и стража) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. Рождённый духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречия между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций».
Какова же была эта атмосфера? Еще во второй половине 19 века молодые художники-реалисты Моне, Ренуар и Писсарро, утомленные академизмом, решили выйти из душных мастерских на природу. Они отказались от главных принципов «официального» искусства: тематики, техники и назначения. Они ставят себе задачу: изобразить неосязаемое, перенести на полотно непередаваемое. Моне рисует воздух и туман, Ренуар - цветную тень, Моне «погрузился» в воду. В результате высветляется палитра, исчезают строгая композиция и рисунок, сюжет больше не важен. Импрессионист – поэт бесконечных нюансов природы, настроений, состояний.
В 1839 году художник и декоратор Луи Жак-Манде Дагерр изобретает дагерротип, который в 1840 усовершенствовал Тальбот. Но схваченное на лету движение на картине Ренуара «Бал в «Мулен де ла Галет» вдохновит его сына, Жана Ренуара, создать фильм. Кандинский же напишет: «Рисунок заключает в себе магическую силу и великолепие; но в то же время неосознанно объект как непреложный элемент картины ставиться под сомнение». Цвет вышел за рамки изображаемых форм, что окажет огромное влияние на современное искусство, его концепцию и технику.
Лед тронулся. Уроки импрессионистов были восприняты. Начиная с Сезанна, в европейском искусстве проявляются новые тенденции. Появляются оригинальные таланты, оформляются объединения художников, которые пытаются проникнуть в суть ускользающей материи, воссоздать истину на холсте. Но какими живописными средствами это сделать? Сезанн обращается к форме: шар, конус,..
Модерн увлекся красотой извилистой линии, экзотикой, поэтому с радостью был воспринят в декоративном и ювелирном искусстве. Элегантный, утонченный Густав Климт, возрождая традицию готического и византийского искусства, подготовил ХХ век к использованию многообразных и неоднородных материалов в искусстве. Эдвард Мунк, как и Климт, передает «ненадежное выживание формы после исчезновения материи» (Арган), отражая кризисное состояние цивилизации. Мунк выразитель экзистенциального пессимизма. Шопенгауэр, Ницше, Вагнер, Ибсен – имена, которые повлияли, каждый по-своему, на формирование выразительных средств в живописи художника.
Искусство Черной Африки глубоко связанное с коллективным началом, с глубинными понятиями культуры не могло не повлиять на мировосприятие и стиль художников.
Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре и цивилизации в целом, авангард принял на себя функции ниспровергателя старого, пророка и творца нового в своей сфере - в искусстве.