В основе экопсихологического подхода лежит создание образовательной среды развивающего (творческого) типа, а в ней проблемных ситуаций, которые являются критическими (предельными) для познавательных и личностных возможностей ребенка. Они обеспечивают возможность проявления и развития потенциального в человеке на основе творческой природы психики: стимулируются скрытые линии развития и происходит самоиспытание человека в его субъектности, инициируется самоорганизация, выход в новое качество.
На основе выше обозначенных подходов формируются стратегии развития, воспитания и образования современных одаренных детейкак перспективное видение ситуации, прогнозирование результатов и направлений развития личности на определенном отрезке времени, распределение приоритетов и ресурсов для достижения целей:
ускорение, углубление, обогащение;
дифференциация, индивидуализация, проблематизация. предельная трудность обучения;
поисковое и исследовательское обучение, междисциплинарное обучение (интеграция, синтез, комплексность), актуализация субъектного опытаи его преобразование;
поддержание субъектной позиции личности, смыслотворчество (жизнетворчество), инициирование процессов самоорганизации, помощь в ценностно-смысловом самоопределении и самосовершенствовании.
Признание самоценности человеческой жизни предполагает его телесное, душевное и духовное развитие; «выращивание», «развертывание» его фундаментальных природных и социальных свойств, самообразование, наполнение познание ребенка культурным ценностно-смысловым содержанием, становление автономной личности. Человек-высшая ценность, эпицентр Вселенной, творец и хранитель жизни, разума и культуры, ответственный за все содеянное на Земле и в космосе.
Образовательная среда направлена на осознание личностью своей уникальности, на развитие ее рефлексивных способностей, на достижение эффекта психотерапевтического воздействия. Этому способствуют сотрудничество, диалогическое общение, свобода выбора, со-бытийность, личностные структуры сознания, педагогическая помощь и поддержка.
Базовые компоненты образовательной средыс учетом многообразия исследовательских подходов к ее анализу (коммуникативно-ориентированного, эколого-психологического, педагогического, информационного, антрополого-психологического, психодидактического) могут быть представлены различными вариантами:
• пространственно-предметный, социальный, организационно-технологический;
• пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный;
• содержательный, методический, коммуникативный;
• ценностно-целевой, информационно-знаниевый, технологический, результативный;
• организационно-структурный, организационно- методический, содержательно-методический, проектно-технологический, информационный, коммуникационный(В.В.Рубцов, В.А.Ясвин, Ю.С.Мануйлов, С.Ф.Сергеев, М.И.Башмаков, С.Н.Поздняков, Н.А.Резник, В.И.Слободчиков, В.А.Орлов, В.И.Панов, В.В.Давыдов).
Образовательная среда немыслима без продуктивнойкоммуникации. Важны взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями (доброжелательность и положительное оценивание друг друга), преобладающее позитивное настроение (совместная подготовка к интересным, радостным событиям и участие в игровых ситуациях);демократический характер взаимодействия субъектов образовательного процесса;становление социальной активности личности;
продуктивность взаимодействия.
Предметно-пространственное окружение предполагаетнасыщение предметов среды дополнительными возможностями познавательного, этического, эстетического развития субъектов образовательного процесса, удовлетворение потребности в персонализированном пространстве для эмоциональной и физической безопасности, для проявления моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой, художественной творческой преобразующей активности личности[5,с. 85].
В образовательной среде происходит удовлетворение базовых потребностей личности и трансформацияих в жизненные ценности:любовь, уважение, признание, общественноеодобрение, самоактуализация;самостоятельноеупорядочиваниеиндивидуальной картины мира;овладениевысокиммастерствомвсвоемделе.
Средовая диагностика направлена на определение образа жизни и типа личности, которая формируется в условиях образовательной среды, определение позитивных элементов среды. Они проявляются в укладе жизни как интегративном свойстве формирующейся или развивающейся целостности, неповторимом и уникальном способе реагирования на события внешней и внутренней жизни людей, собственном вариантежизнедеятельности: стиле жизни, ценностях, стандартах поведения. Уклад жизни обеспечивает выбор ценностей жизни, самостоятельную организацию культурного пространства своей жизни во взаимодействии с другими людьми.
1. Иванов, А.В. Культурная среда современной школы/А.В. Иванов А.В.// Педагогика. -2006.- №10.- С.50–55.
2. Козырев, В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды [электронный ресурс] / В. А. Козыревhttp://www.informika.ru
3. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании/Ю.С. Мануйлов // Педагогика.- 2000. -№7. - С.36−41.
4. Песоцкий, Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования/ Ю.С. Песоцкий // Педагогика.- 2002. -№5.- С.26–35.
5. Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред/В.А.Ясвин// Психологический журнал- 2000.-т.21.- №4.-С.79-88.
|