- диагностирование учителей и планирование работы по формирования базовых компетентностей,
- организация системы работы с молодыми специалистами.
Функциональные обязанности учителей:
- обобщение и систематизация материалов и результатов собственной педагогической деятельности через анализ и самоанализ,
- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы
Функции психолога:
- анализ развития педагогического коллектива,
- проведение семинаров, консультаций и других форм по психологическим аспектам реализации программы
Актуальность создания программы «Педагогические кадры» обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере образования. Данные перемены предъявляют новые требования к системе повышения квалификации работников образования, к личности самого учителя. Современный учитель должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, активизировать свое научно-теоретическое самообразование, активно включаться в методическую работу в школе, на уровне города, региона, страны. Образование нуждается в учителе, способном модернизировать свою деятельность посредством критического, творческого ее преобразования, использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта.
Профессиональное развитие и повышение уровня профессиональной компетентности педагога необходимо осуществлятьна основе образовательных запросов и потребностей учащихся, а также современных требований к образовательной сфере.
Объективной основой организации процесса обучения учителей и развития их творческого потенциала может стать разработанная система управления, то есть превращение школы, с одной стороны, в самообучающуюся систему, а, с другой стороны, в центр инноватики, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного, инновационного профессионального образования учителей через внутришкольную систему повышения квалификации. Ее становление и развитие как приоритетного направления в обучении педагогических кадров, не исключает их подготовку через областной институт повышения квалификации, методические городские центры, тем самым органично дополняя их.
На данном этапе функционирования ОУ выявлены противоречия:
- между потребностью учителей в повышении квалификации и неотработанностью механизма использования альтернативных форм повышения квалификации;
- между растущими требованиями общества к уровню профессионализма учителей и отсутствием у большинства педагогов системных знаний, умений и навыков по формированию базовых компетентностей учащихся;
- между потребностью школы в высоко квалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессиональной подготовки в рамках конкретной школы.
Условиями эффективности реализации программы «Кадры» являются:
- соответствие задач методической работы ОУ современному состоянию образования и перспективам развития национального образования;
- соответствие содержания, форм и методов методической работы целям ее организации;
- наличие системы повышения педагогического мастерства учителя;
- учет современных достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;
- материально-техническое и учебно-методическое обеспечение процесса повышения уровня профессиональной компетентности педагога;
- ведение мониторинга профессионального развития педагогов; наличие полных и достоверных данных об уровне сформированности каждой составляющей педагогического мастерства учителя (компетентностей);
- личностно ориентированный характер методической работы с преподавателями;
- оптимальность сочетаний фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- понимание всеми участниками методического процесса прогрессивного характера вводимых инноваций.
Формы работы по созданию условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагога:
-педагогические советы;
- работа школьного методического совета;
- работа инициативных творческих групп и предметных методических объединений;
- организация и проведение методических семинаров, педагогических гостиных, мастер –
классов;
- индивидуальная работа с педагогами, в том числе с молодыми и вновь принятыми
учителями;
- работа учителя с портфолио (Приложение №3);
- подготовка и публикация докладов, сообщений, статей и методических разработок;
- ознакомление с опытом других школ, внедрение передового педагогического опыта;
- проведение педагогических консилиумов;
- опытная и экспериментальная работа педагогов в рамках инновационных проектов;
- организация внутришкольного конкурса методических разработок педагогов;
- организация курсов, семинаров и современных форм повышения квалификации для учителей;
- доступность банков информации о накопленном педагогическом опыте и достижениях педагогической науки.
Структура методической службы (Приложение №4) позволяет представить последовательность реализации методических задач и систему ее функционирования.
Управление процессом реализации программы «Кадры» необходимо осуществлять через:
- анализ результатов профессиональной деятельности педагогов;
- самоанализ результатов профессиональной деятельности педагогов (Приложение № 2)
- отслеживание уровня инновационных внедрений в практику профессиональной деятельности учителя;
- организацию внутришкольного контроля состояния и качества учебно-воспитательного процесса на уроке;
- ведение тетрадей персонифицированного контроля деятельности учителя;
- мониторинг профессиональных достижений педагогов в межаттестационный период;
- контроль соответствия профессиональных притязаний аттестующихся их профессионально-деятельностным характеристикам;
- наличие системы стимулирования достижений учителя;
- использование стимулов оплаты труда для мотивации результативности обучения;
- ведение учителями индивидуального плана работы по теме самообразования (Приложение №1);
- наличие школьной системы предъявления педагогического опыта: педсовет; педагогические чтения, фестиваль открытых уроков; отчеты по самообразованию на ШМО, открытые уроки, дня открытых посещений; публичное предъявление итогов профессионального саморазвития; участие в городских и региональных (областных) формах педагогического мастерства;
- оптимизацию организационной структуры методической службы школы.
Сроки реализации программы:2010 - 2015 годы.
Участники программы:
· администрация,
· педагоги,
· учащиеся,
· родительская общественность.
2. Аналитическое обоснование программы«Кадры»
(Анализ кадрового ресурса МОУ «СОШ № 44» на конец 2009-2010 учебного года).
На конец 2009-2010 учебного года в школе работает 74 педагогических работника.
Количественный состав в МО:
1. МО учителей русского языка и литературы – 9 учителей (аттестовано 100%).
2. МО учителей математики и информатики – 9 учителей (аттестовано 100%).
3. МО учителей начальных классов – 18 учителей (аттестовано 89%)
4. МО учителей истории и обществознания – 5 учителей (аттестовано 100%).
5. МО учителей естественных наук – 7 учителей (аттестовано 100%).
6. МО учителей иностранного языка – 9 учителей (аттестовано 78%).
8. МО учителей технологии – 3 учителя (аттестовано 100%).
9. МО учителей предметов эстетического цикла – 3 учителя (аттестовано 100%).
Кроме учителей в педагогическом коллективе работают 3 воспитателя ГПД (аттестовано 2 человека: 1 - на первую категорию, 1 - на вторую категорию), 1 педагог-организатор, аттестован на вторую категорию.
Всего аттестовано 93% педагогического коллектива: на высшую категорию 18 человек (26%), на первую категорию 38 человек (54%), на вторую категорию 10 человек (14%). Не аттестованы 5 человек (6, 7%):
В педагогическом коллективе работают учителя со стажем работы:
до 3-х лет (молодые специалисты) - 6 человек (11%)
от 3 до 5 лет - 3 человека (1%)
от 5 до 10 лет – 3 человека (4%)
от 10 до 20 лет – 16 человек (22%)
свыше 20 лет – 46 человек (62%)
Характеристика по образованию:
- имеют высшее образование – 64 педагога (86%):
из них высшее педагогическое – 59 учителей (80%),
высшее непедагогическое – 5 педагогов (6%),
- имеют среднее специальное образование – 10 человек (14%):
По возрасту учителя распределяются следующим образом:
от 20 до 40 лет - 24 человек (33%),
от 40 до 55 лет - 35 человека (47%),
старше 55 лет - 15 человек (20%)
Средний возраст педагогического работника школы – 46 лет.
Кадровое обеспечение образовательного процесса в начальных классах:
Предмет
Класс
ФИО учителя
Категория учителя
Начальная школа:
Программа Л. Занкова
1б
2б
3а
3б
4а
4б
II
В
I
В
II
I
Программа «Гармония»
1а
1в
2а
2г
3г
4в
4г
4д
н/а
В
I
I
II
I
I
II
Программа «Перспективная начальная школа»
1г
1д
2в
3в
I
н/а
I
I
Итого:
ВК – 3 чел. - 17%
I– 9 чел. - 50%
II– 4 чел. - 22%
н/а - 2 чел. - 11%
Всего аттестовано: 89% от учителей начальных классов.
Кадровое обеспечение образовательного процесса в классах с преподаванием
предметов повышенного уровня
Общее образование
Углубленное изучение английского языка
5л
6л
7л
8л
9л
В/I
В/I
I/II
В/I
В/I
Углубленное изучение математики
8м
В
Итого: учителей, преподающих предметы повышенного уровня - 5 чел.
ВК – 2 чел. - 40%
I– 2 чел. - 40%
II– 1 чел. - 20%
Кадровое обеспечение образовательного процесса в классах с преподаванием
предметов профильного уровня
Среднее образование
Физико-математический профиль:
- математика
- физика
- информатика и ИКТ
10п
В
В
I
Физико-математический профиль:
- математика
- физика
- информатика и ИКТ
11п
В
В
В
Филологический профиль:
- русский язык
- литература
- английский язык
11п
В
В
В
Итого: учителей, преподающих предметы повышенного уровня - 7 чел.
ВК – 6 чел. - 86 %
IК - 1 чел. - 14%.
Всего: учителей, преподающих предметы повышенного уровня (углубленное и профильное обучение) - 11 чел. (15% от педагогов школы).
ВК – 7 чел. - 64 %
I– 3 чел.- 27 %
II– 1 чел. – 9 %
Кадровое обеспечение по образованию учителей и процент аттестованных можно представить по ступеням образования и в соответствии со средними региональными показателями для учреждений общего образования (выписка из решения областной комиссии по аккредитации ОУ, протокол №4 от 30.01.2001г.):
Показатель
Начальная школа
Основная школа
Средняя школа
Средние региональные показатели
Показатели шк. №44 на конец 2009-2010 уч. года
Средние региональные показатели
Показатели шк. №44 на конец 2009-2010 уч. года
Средние региональные показатели
Показатели шк. №44 на конец 2009-2010 уч. года
Образование
Не ниже среднего специального
среднее специальное 33%, высшее – 67%,
Не ниже среднего специального,
высшее – более 50%
Среднее специальное – 8%, высшее – 92%,
Не ниже среднего специального,
высшее – более 60%
Высшее – 100%
% аттестованных
Не ниже 60%
89%
Не ниже 80%
Аттестовано - 98%
Не ниже 80%
Аттестовано – 100%
Если сравнить кадровые показатели школы с требованиями, предъявляемыми к школам повышенного уровня, то мы получим следующий результат:
Виды образовательных учреждений повышенного уровня
Школа №44
Гимназия
Лицей
Школа с углубленным изучением предметов
% учителей высшей категории, работающих по образовательным программам повышенного уровня
От 70
От 70
От 70
Углубленное изучение английского языка
40
Углубленное изучение математики
100
Профильное образование
86
Всего
64
Углубленное преподавание английского языка и профильных предметов (информатика) не соответствуют требованиям, предъявляемым к преподаванию предметов данного уровня. На сегодняшний день стоит проблема в повышении квалификации через аттестацию и получение высшей квалификационной категории учителями, преподающими предметы углубленно и на профильном уровне.
Недостаточно отработанными можно считать для МОУ «СОШ №44» научно-исследовательскую деятельность, связь с вузами (хотя для общеобразовательных учреждений данные требования в документах на лицензирование и аккредитацию не предъявляются). Составляющими данного направления являются следующие показатели:
Показатели
Состояние в школе №44
Кадровое обеспечение (преподаватели вузов, консультанты, научные руководители и т. д., при отсутствии достаточных научных кадров в ОУ)
Школа является членом Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» при ОГУ. Преподаватели ОГУ осуществляют консультирование учащихся по исследовательскому направлению в рамках подготовки к научно-практическим конференциям.. Необходимо расширять взаимодействие и обеспечивать научную поддержку преподавателями вузов не только учащихся, но и учителей школы
Наличие экспериментальной и инновационной деятельности
1.Инновацией для школы на данном этапе можно считать реализацию программы развития «Школа успеха» как образовательного комплекса на период с 2010 по 2015 годы.
2. Директор школы - руководитель городской экспериментальной площадки по проблеме «Организационно-педагогические условия формирования воспитательного пространства».
Наличие научных обществ учащихся
В школе разработано Положение о научном обществе учащихся «Истоки». Направления деятельности:
1. Историческое краеведение
2. Секция исторической этнографии
3. Секция географической этнографии
4. Туристическая секция
5. Эколого-биологическая
6. Секция литературного краеведения
7. Секция народного фольклора и искусства
8. Подготовительное отделение (учащиеся 2-4 классов)
В течение последних пяти лет к школе проходит школьная ученическая конференция исследовательских работ учащихся. Каждый учитель готовит одного и более учащихся. Однако уровень большинства работ соответствует не исследованию, а реферату. Разработаны критерии оценки исследования. Однако учителя не в достаточной мере мотивированы на индивидуальную работу с учащимися, не проявляют инициативы. Лишь отдельные учителя добиваются успехов на уровне округа, города и области. Работу по данному направлению необходимо совершенствовать.
Интеллектуальный продукт деятельности (публикации, авторские программы, статьи и т. д.)
По авторской программе учителя школы Атамановой Г. Н. ведется преподавание курса «основы военной службы» в кадетских классах. Программа получила Iместо в областном конкурсе проектов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в номинации «Методические материалы» в 2006г. Однако до сих пор не сертифицирована.
Учителя разрабатывают интересные методические мероприятия, однако материалы не публикуют и не размещают в Интернет-пространстве. Участвовать в научно-практических конференциях не соглашаются, хотя ежегодно вузы города приглашают учителей принять участие в работе научно-практических конференций и размещать свои материалы, статьи.
Научно-практические конференции, работа опорных кабинетов и т. д.
На базе школы в 2008-2009 и 2009-2010 учебных годах проводится городская научно-практическая конференция «Отечество».
Районные опорные кабинеты не функционируют, хотя по итогам окружного конкурса предметных кабинетов кабинет химии занял IIместо в 2009-2010 учебном году.
На базе школы ежегодно проводятся заседания методических объединений округа (в 2009-2010 учебном году были проведены заседания МО учителей начальных классов, химии, музыки).
Таким образом, основными проблемами являются:
1. Несоответствие уровня квалификации учителей школы, преподающих предметы повышенного уровня (углубленное и профильное обучение) требованиям.
2. Неразработанность механизма взаимодействия преподавателей вузов с учителями школы по консультированию и повышению профессионального роста педагогов.
3. Низкий уровень мотивации учителей на индивидуальную работу с учащимися, отсутствие инициативы у педагогов.
4. Низкий уровень мотивации к диссеминации педагогического опыта.
Педагогический коллектив в 2009-2010 учебном году начал работу по проблеме «Самоанализ и диссеминация педагогического труда как механизм продвижения педагогов и учащихся в открытом социально-образовательном пространстве». Данная работа должна была способствовать формированию профессиональных компетентностей. Упор был сделан на формирование следующих компетентностей:
- ИКТ - компетентность,
- исследовательская компетентность,
- аналитическая компетентность.
В рамках работы ОУ над единой методической темой обработаны результаты мониторинга развития профессиональной компетентности учителей:
Вид компетентностей
Вид мониторинга
Цель
Результат
Прогноз
развития
Результат работы педагога на конец 2009-2010 учебного года
ИКТ-компетентность
Анкетирование
Выявление уровня владения учителями ИКТ
Выявлен средний показатель по школе, проведено ранжирование по категориям
Повышения показателя владения ИКТ через развитие коммуникационного направления - внедрение программы «Теледневник»
Создание личной электронной почты
Регистрация на форуме «Педсовет», на форуме сайта школы, создание темы, сообщения
Исследовательские компетенции
Методика «Владение исследовательскими умениями»
Определить комплекс исследовательских умений педагогов
Выше среднего - 23%
Средний уровень - 48%
Ниже среднего - 29%
Планирование работы по формированию исследовательских компетенций через консультирование, проведение конференций, организацию работы школы профессионального мастерства
1. Представление плана работы с учащимися, формулировка темы исследовательской работы на 2010-2011 учебный год
2. Создание плана по теме самообразование и представление результатов на заседаниях МО
Определить ведущие мотивы исследовательской деятельности учителя
Стремление к совершенствованию умений - 21%
Стремление к самоанализу - 14%
Самостоятельное решение педагогических ситуаций - 25%
Остальные - 30%
Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учителя,
система работы по популяризации результатов деятельности учителя (выпуск 2-го сборника исследовательских работ учащихся, размещение материалов на школьном сайте и т. д.)
1. Выпуск сборника исследовательских работ учащихся.
2. Выпуск сборника статей учителей по теме самообразования
Аналитическая компетенция
Обработка самоанализов работы учителей за учебный год
Определить уровень владения аналитическими компетенциями
Высокий уровень (подробный анализ результатов деятельности согласно плану) - 14%
Средний уровень (отчеты, отсутствие выводов, перспективных путей работы) - 28%
Низкий уровень (отрывочные отчеты) - 32%
Не владеют самоанализом - 26%
Совершенствование плана анализа работы учителя.
Популяризация позитивного опыта.
Обобщение ППО
Усиление внимание к самообразованию
Приобретение опыта самоанализа педагогической деятельности за учебный год (на основе разработанного алгоритма и систематизации материалов портфолио).
2. Внедрение методов научного анализа в УВП учителей
Кроме того, на конец 2009-2010 учебного года были проведены следующие диагностики:
1. Анкета «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи».
2. Тест «Мотивация к успеху».
3. Анкета «Факторы, влияющих на развитие и саморазвитие педагогов».
4. Анкета на выявление способности учителя к саморазвитию.
5. Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)
6. Анкета «Изучение профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных технологий в педагогической деятельности».
Анализ результатов. В опросе участвовало 19 респондентов (26% педагогического коллектива: полная картина будет представлена в начале нового учебного года в рамках диагностического этапа реализации программы).
1. Анкета «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи».
От 14 до 20 баллов диагностируется мотивация на успех (надежда на успех) – 15 человек (79%), мотивационный полюс не выражен у 3 человек (16%), к боязни неудачи склонен 1 человек (5%).
2. Тест «Мотивация к успеху»
- низкая мотивация к успеху характерна для 2 человек (11%),
- средний уровень мотивации показали 12 человек (63%),
- умеренно высокий уровень мотивации показали 5 человек (26%).
Предстоит выяснить причины низкой мотивации педагогов к успеху и проводить определенную работу по формированию более высокого уровня мотивации.
3. Анкета «Факторы, влияющих на развитие и саморазвитие педагогов.
Среди факторов, препятствующих развитию и саморазвитию педагогов, вычленены объективные и субъективные (проранжированы по степени проблемности):
- недостаток времени,
- негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих наше желание перемен и
стремление к новому,
- отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации,
- разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
Среди факторов, стимулирующих развитие и саморазвитие педагогов, удовлетворительными считают:
- налаженная система методической работы в школе,
- пример и влияние коллег,
- поддержка и внимание к этой проблеме руководителя,
- возможность получения признания в коллективе,
- новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать,
- потребность в самосовершенствовании.
- атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.
Однако учителя выделили среди факторов, обладающих потенциальными возможностями для стимулирования развития и саморазвития педагогов, отметили:
- систему материального стимулирования, не реализующуюся в школе,
- наличие специалистов (курсов), где можно поучиться.
4. Анкета на выявление способности учителя к саморазвитию.
Среди положительного следует отметить, что учителя с удовольствием осваивают новое, отсутствие страха за ответственность, желание обратной связи для повышения самооценки, вера в свои возможности, желание анализировать свой опыт. Однако среди показателей, препятствующих саморазвитию, самими учителями выявляются следующие:
- низкий уровень чтения («я мало читаю»),
- не рефлексируют свою деятельность, посвящая этому специальное время,
- не находят время для развития (занятость работой и домашними делами),
- отсутствие желания карьерного роста (отрицательно относятся к продвижению по службе).
5. Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)
Основная часть учителей имеют высокий уровень коммуникативных склонностей – 10 человек (55%). Эти педагоги не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
5 человек (28%) имеют высший уровень коммуникативных склонностей. Для них характерно сформированная потребность в коммуникативной деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы в достижении цели.
Средний уровень коммуникативных склонностей у 1 человека (5%). Потенциал его склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется работа по формированию этого качества личности. Низкий уровень – 1 человек (5%). Не стремится к общению, предпочитает проводить время наедине с собой. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Редко проявляет инициативу, избегает принятия самостоятельных решений. Очень низкий – 1 человек (5%).
Распределение учителей по уровню организаторских склонностей представлено следующими показателями:
- высший уровень – 5 человек (28%),
- высокий уровень – 9 человек (50%),
- средний уровень – 3 человека (17%),
- низкий уровень – 1 человек (5%).
6. Анкета «Изучение профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных технологий в педагогической деятельности».
Результаты данной анкеты показывают уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности (компетентность в методах, средствах, приемах, формах, технологиях преподавания). 18 человек (97%) уверены в знаниях своего предмета.!00% знают традиционные методики преподавания. Были предложены для определения своих знаний следующие авторские образовательные технологии:
- технология Л. В. Занкова (знают 9 человек – 47%, частично – 47%, не знает 5%),
- технология Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова (знают 6 человек – 32%, частично - 11 человек – 58%, не знают 2 человека -11%),
- технология В. В. Фирсова (знают 2 человека – 11%, частично – 5 человек – 28%, не знают 12 человек – 63%),
- технология В. Ф. Шаталова (знают 10 человек – 53%, частично – 4 человека – 21%, не знают – 5 человек – 28%),
- технология П. М. Эрдниева (знают 3 человека – 16%, частично – 7 человек – 37%, не знают – 9 человек – 47%),
- технология А. С. Границкой (знают 3 человека – 16%, частично – 9 человек – 47%, не знают – 7 человек – 37%),
- технология В. К. Дьяченко (знают – 2 человека -11%, частично – 8 человек – 42%, не знают 9 человек – 47%).
Более высокие знания и применение следующих не авторских методов и технологий продемонстрировали учителя. Знают и применяют (на основе самодиагностики):
- методы проблемного обучения 12 человек (63%),
- методы дифференцированного обучения – 15 человек (79%),
- методы педагогики сотрудничества – 13 человек (68%),
- методы опережающего обучения – 9 человек (47%),
- модульное обучение – 9 человек (47%),
- игровые технологии – 18 человек (97%),
- личностно ориентированные методы – 12 человек (63%),
- проектные методики – 8 человек (42%),
- ИКТ технологии – 8 человек (42%),
- здоровьесберегающие технологии – 15 человек(79%),
- исследовательские методы – 10 человек (53%).
Проблемным можно считать уровень освоения учителями новых нормативных документов в области образования. Не владеют информацией (стандарты второго поколения, инициатива «Наша новая школа» и т. д.) – 5 человек (26%), частично – 8 человек (42%). Лишь 6 человек (32%) знают современные документы. На фоне этого парадоксальным смотрится умение учителей прогнозировать и планировать цели собственной деятельности и деятельности учащихся – 15 человек (79%).
По итогам проведенных замеров следует отметить, что данные результаты не отражают уровень сформированности профессиональных компетентностей отдельного учителя. Необходимо разработать систему отслеживания и развития (мониторинг) компетентностей индивидуально для учителей школы. Данная проблема должна найти выход в создании программы развития профессиональных компетентностей каждого учителя.
3. Модель личности учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44»
Психолого-педагогическая компетентность
Профессионально-педагогическая компетентность
Личностные качества
Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)
Компетентность в предмете преподавания
Позитивная направленность на процесс познания
Познавательные компетенции
Поисково-исследовательская компетенция
Толерантность и эмпатия
Организаторские умения
Проектировочно-конструктивные умения (компетентность в разработке программ деятельности)
Общая культура
Компетенции сотрудничества (компетентность в установлении субъект-субъектных отношений)
Компетентность в методах, средствах, приемах, формах, технологиях преподавания
Рефлексивность
Умение мотивировать обучающихся к учебной деятельности
Умение вести самостоятельный поиск информации
Ответственность
Мыслительные компетентности:
а) умение принимать решения в различных педагогических ситуациях,
б) компетентность в способах умственной деятельности
Компетентность в педагогическом оценивании
4. Характеристики компетентностей, показатели оценки и инструментарий для отслеживания уровня сформированности компетентностей педагога.
Психолого-педагогическая компетентность
Характеристика компетентностей
Показатели оценки компетентности
Используемые диагностики для отслеживания уровня сформированности компетентности
Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)
Позволяет осуществить индивидуальных подход к организации образовательного пространства на основе знаний в области психологии
- Знание теоретического материала по психологии, характеризующего инд. особенности обучающихся.
- Владение методами диагностики индивидуальных особенностей.
- Использование знаний по психологии в организации учебного процесса.
- Владение методами социометрии.
- Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе
Приложение №5
1. Психологический анализ урока
2. Психологический портрет учителя:
Опыт самодиагностики (методика Г. и З. Резапкиных)
Познавательные компетенции
Предполагает формирование способности обучающихся и педагога самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способности к постоянному самообразованию
- Знание способов организации познавательной деятельности обучающихся
- Создание условий для обучающихся, инициирующих их самостоятельность.
- Умение педагогом организовать процесс самообразования
Приложение №6
Анкета «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов»
Организаторские умения
Предполагается умение педагога целенаправленно управлять и руководить коллективом обучающихся и их деятельностью, способность правильно организовать свою собственную работу
- Владение способами организации коллектива обучающихся в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – родитель», «учитель – учитель» и т. д.
Приложение №7
Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)
Компетенции сотрудничества (компетентность в установлении субъект-субъектных отношений)
Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества. Способность слушать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса
- Знание обучающихся.
- Знание коллег.
- Готовность к сотрудничеству,
- Умение создавать ситуацию успеха
Приложение №8
Индивидуальный стиль работы учителя
Адаптационные компетенции
Является ведущей в системе гуманистической педагогики. Выявляет способность педагога к созданию условий для комфортного пребывания каждого учащегося в коллективе.
- Знания особенностей адаптационных периодов обучающихся и родителей.
- Создание условий для преемственности в учебной деятельности и психологического комфорта при переходе обучающихся от одной ступени образования к другой
Проектировочно-конструктивные умения (компетентность в разработке программ деятельности)
Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетентностей, способствует творческой организации образовательного процесса, позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.
- Знание образовательных стандартов.
- Знание образовательных программ и обоснованность их использования.
- Знание учебников и УМК и обоснованность их использования.
- Реализация программ через планирование деятельности, создание собственных образовательных программ (учебных, воспитательных, групповых, индивидуальных).
- Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана, образовательного маршрута
Компетентность в методах, средствах, приемах, формах, технологиях преподавания
Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход.
- Знание методов и методик.
- Демонстрация личностно ориентированных методов, средств, прием, форм, технологий преподавания.
- Наличие своих «находок».
- Знание и использование современных достижений в области методики обучения.
Приложение №13
Анкета «Изучение профессиональной готовности учителей к применению современных образовательных технологий в педагогической деятельности»
Умение вести самостоятельный поиск информации
Обеспечивает постоянный профессиональный рост, непрерывное обновление собственных знаний и умений в свете современной ситуации быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий
- Профессиональная любознательность.
- Умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями.
- Использование различных баз данных в образовательном процессе
Обобщение собственного педагогического опыта
Приложение №14
Диагностики замера ИКТ-компетентности
Мыслительные компетенции:
а) умение принимать решения в различных педагогических ситуациях
Педагог постоянно принимает решения:
- как установить дисциплину,
- как мотивировать активность,
- как вызвать интерес,
- как обеспечить понимание и т. д.Применение стандартных, творческих или интуитивных решений.
- Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения.
- Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций.
- Знание критериев достижения цели.
- Знание нетипичных конфликтных ситуаций.
- Развитость педагогического мышления.
Приложение №15
Методика диагностики направленности мышления
б) компетентность в способах умственной деятельности
Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций
- Знание системы интеллектуальных операций.
- Владение интеллектуальными операциями.
- Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников.
- Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче.
Компетентность в педагогическом оценивании
Обеспечивает процесс стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки.
- Знание функций педагогической оценки.
- Знание видов педагогической оценки и владение методами педагогического оценивания.
- Знание того. что подлежит оцениваю.
- Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке
1. Наблюдение за способами педагогического оценивания.
2. Знание критериев оценки
3. Знание способов самооценки
Личностные качества
Характеристика компетентностей
Показатели оценки компетентности
Используемые диагностики для отслеживания уровня сформированности компетентности
Позитивная направленность на педагогическую деятельность
Вера в собственные силы, эффективность. Способствует формированию положительного эмоционального фона в педагогическом коллективе.
- Осознание целей и ценностей педагогической деятельности.
- Позитивное настроение.
- Высокая профессиональная самооценка
Приложение №16
Анкета: «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи»
2.Опросник «Анализ мотивации деятельности педагогов».
3. Тест «Мотивация к успеху».
4. Тест «Материальная мотивация»
Толерантность и эмпатия
- открытие к принятию других позиций и точек зрения,
- интерес к мнению других,
гибкое реагирование на высказывания учащихся, включая изменение собственной позиции
- убежденность, что истина может быть не одна (поиск разных подходов к решению педагогической задачи),
- интерес к мнениям и позициям других, учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся
Приложение №17
Методика выявления уровня эмпатии В. В. Бойко.
Общая культура
Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Знание педагога об основных формах материальной и духовной жизни. Определяет успешность педагогического общения.
- ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни,
- знание материальных и духовных интересов молодежи
Приложение №18
Определение стиля педагогического общения
Эмоциональная устойчивость
Определяет характер отношений, особенно в конфликтных ситуациях. Способствует сохранению объективности оценки учащихся. Определяет эффективность владения классом
- В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие.
- Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки.
- Не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций
Приложение №19
Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)
Рефлексивность
Способность анализировать конкретную ситуацию, объективно осознавать свою роль и позицию. Критически оценивать себя и окружающих
- умение дать самоанализ педагогической ситуации, урока, внеклассного мероприятия, собрания и т. д.
- умение анализировать работу за полугодие и учебный год
- Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности
1. Самоанализ урока педагогом.
Приложение №2
2. Самоанализ педагогической деятельности за период (полугодие, год)
Ответственность
Способность отвечать за конкретную ситуацию, объективно осознавать свою роль и позицию.
Любая черта морально-этической сферы личности проявляется в определённых ситуациях, требующих актуализации и конкретного внешнего проявления нравственных и моральных качеств в действиях и поступках
Приложение №20
Опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности
5. План мероприятий по основным направлениям программы «Кадры».
Учебный год
Направление программы
Мероприятия
Ответственные исполнители
Сроки реализации
Планируемый результат
2010-2011
Создание системы стимулирования педагогических работников
Обновление локального акта школы о стимулировании педагогических работников
ЗД по УВР
Сентябрь 2010 г.
Локальный акт о стимулировании педагогических работников
Представление к поощрению и награждению лучших работников по итогам работы за полугодие, учебный год
ЗД по УВР
В течение учебного года
Награждение педагогических кадров
Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников
Формирование информационного банка о возможностях дистанционного повышения квалификации педагогическими работниками
ЗД по УВР, ЗД по информатизации
Август-сентябрь 2010 г.
Формирование группы педагогов на дистанционное обучение
Проведение семинаров для педагогических работников по актуальным вопросам модернизации образования
ЗД по УВР
1 раз в четверть
Формирование профессионально-педагогической компетенции
сформированности у них базовых компетентностей
Организация работы Школы молодого учителя
ЗД по УВР
В течение учебного года
Методическое сопровождение процессов становления молодых учителей
Разработка учебно-методического обеспечения профессиональной компетентности учителя
Создание банка данных о педагогических работниках, реализующих определенные педагогические технологии
ЗД по УВР
Iчетверть учебного года
Организация работы школы передового мастерства
Обобщение опыта
ЗД по УВР
В течение учебного года
Создание банка ППО
Формирование банка данных об инновационных процессах в школе и других ОУ города
Заместитель директора по УВР
В течение учебного года
Информационный банк педагогических новаций в системе образования
Систематизация методических материалов в методическом кабинете
ЗД по УВР
Iполугодие
Участие в конкурсе методических кабинетов
Подбор диагностик и диагностирование учителей (исследование уровня развития компетентностей педагогов через методы входной экспресс диагностики (тестирование, анкетирование))
ЗД по УВР, руководители МО
Iполугодие
Материал для создания плана действий, направленный на формирование базовых компетентностей учителя
Информационно-мотивационный этап (актуализация проблемного поля учителя)
ЗД по УВР
Конец Iполугодия
Пробуждение у педагога интереса к особенностям своей “Я-концепции” и своего профессионального развития, источникам и причинам своих практических затруднений.
Анализ материалов,
Расширение материально-технического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности учителя.
Проведение диагностики на определение социального заказа педагогов, учащихся, родительской общественности на материально-техническое обеспечение процесса повышения профессиональной компетентности учителя.
ЗД по УВР, по информатизации
В течение первого полугодия
Анализ соцзаказа, формирование плана материально-технического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности учителя.
2011-2012
Создание нормативно-правовой базы по работе с педагогическими кадрами
Заседание методического Совета школы по проблеме пополнения нормативно-правовой базы по работе с педагогическими кадрами, утверждение плана работы
ЗД по УВР
В течение учебного года
Пополнение пакета документов, регламентирующих работу с педагогическими кадрами ОУ
Внедрение стандартов второго поколения в начальной школе
ЗД по УВР
В течение учебного года
Совершенствование системы мониторинга процесса внедрения ФГОС
Создание системы стимулирования педагогических работников
Совершенствование способов стимулирования педагогических работников
ЗД по УВР
Сентябрь 2011 г.
Выдвижение педагогических работников на грант президента в рамках ПНПО
Представление к поощрению и награждению лучших работников по итогам работы за полугодие, учебный год
ЗД по УВР
В течение учебного года
Награждение педагогических кадров
Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников
Формирование информационного банка о возможностях повышения квалификации педагогическими работниками через работу тьюторов школы и вне ОУ
ЗД по УВР, ЗД по информатизации
Август-сентябрь 2011 г.
Формирование группы педагогов, мотивированных на работу с тьюторами, организация их взаимодействия
Проведение семинаров для педагогических работников по актуальным вопросам повышения квалификации
ЗД по УВР
1 раз в четверть
Рост уровня профессионально-педагогической компетенции
Организация работы Школы молодого учителя
ЗД по УВР
В течение учебного года
Методическое сопровождение процессов становления молодых учителей
Разработка учебно-методического обеспечения профессиональной компетентности учителя
Создание банка данных о педагогических работниках, имеющих стабильно высокие показатели учебно-воспитательной работы
ЗД по УВР
Iчетверть учебного года
Организация работы школы передового мастерства
Обобщение опыта педагогов, имеющих стабильно высокие показатели учебно-воспитательной работы
ЗД по УВР
В течение учебного года
Создание банка ППО
Формирование банка данных об учителях, способных реализовать инновационные процессы в школе
Заместитель директора по УВР
В течение учебного года
Информационный банк педагогов, способных реализовать инновационные процессы в школе
Систематизация методических материалов в методическом кабинете
ЗД по УВР
В течение учебного года
Пополнение материалами методического кабинета
Проектно-организационный этап выстраивания индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития учителей
ЗД по УВР
В течение учебного года
Составление индивидуальных маршрутов профессионального развития и саморазвития учителей
Этап включения педагогов в практическую деятельность по реализации программ профессионального развития и саморазвития учителей
ЗД по УВР
В течение учебного года
Отработка механизма контроля за реализацией индивидуальных маршрутов профессионального развития и саморазвития учителей
Расширение материально-технического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности учителя.
Контроль за реализацией соцзаказа на материально-техническое обеспечение процесса повышения профессиональной компетентности учителя;
Организация спонсорской помощи
ЗД по УВР, директор
В течение учебного года
Создание условий для повышения профессиональной компетентности учителя
2012-2013
Создание нормативно-правовой базы по работе с педагогическими кадрами
Заседание методического Совета школы с целью разработки методических рекомендаций по вопросам кадровой политики в системе образования и социальной защиты педагогических работников.
ЗД по УВР, председатель профсоюза
В течение учебного года
Пополнение пакета документов, регламентирующих работу с педагогическими кадрами ОУ
Организация семинаров по изучению стандартов второго поколения по преподаваемым предметам
ЗД по УВР
В течение учебного года
Отработка системы мониторинга по реализации стандартов
Организация просветительской деятельности по изучению нормативных документов в области образования
ЗД по УВР
В течение учебного года
Повышение уровня правовых знаний учителя
Создание системы стимулирования педагогических работников
Выработка алгоритма реализации приоритетного национального проекта "Образование" по денежному поощрению лучших учителей общеобразовательных школ за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
ЗД по УВР
Сентябрь 2012 г.
Алгоритм работы с педагогическими работниками на грант президента в рамках ПНПО
Представление к поощрению и награждению лучших работников по итогам работы за полугодие, учебный год
ЗД по УВР
В течение учебного года
Награждение педагогических кадров
Стимулирование внедрения инновационных процессов
ЗД по УВР
В течение учебного года
Награждение педагогических кадров
Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников
Внедрение новых форм повышения квалификации педагогов в межаттестационный период (стажировка, переобучение и т. д.)
ЗД по УВР, ЗД по информатизации
Август-сентябрь 2013 г.
Создание системы контроля за повышением квалификации педагогов в межаттестационный период
Проведение семинаров для педагогических работников по актуальным вопросам повышения квалификации
ЗД по УВР
1 раз в четверть
Рост уровня профессионально-педагогической компетенции
Организация работы Школы молодого учителя
ЗД по УВР
В течение учебного года
Методическое сопровождение процессов становления молодых учителей
Разработка учебно-методического обеспечения профессиональной компетентности учителя
Создание банка данных о педагогических работниках, имеющих стабильно высокие показатели учебно-воспитательной работы
ЗД по УВР
Iчетверть учебного года
Организация работы школы передового мастерства
Обобщение опыта педагогов, имеющих стабильно высокие показатели учебно-воспитательной работы
ЗД по УВР
В течение учебного года
Создание банка ППО
Формирование банка данных об учителях, способных реализовать инновационные процессы в школе
Заместитель директора по УВР
В течение учебного года
Информационный банк педагогов, способных реализовать инновационные процессы в школе
Систематизация методических материалов в методическом кабинете
ЗД по УВР
В течение учебного года
Пополнение материалами методического кабинета
Повторное измерение тех показателей развития компетентностей, что и во “входной диагностике”, сравнительный анализ произошедших изменений
ЗД по УВР
В течение учебного года
Анализ работы за первые годы реализации программы
Расширение материально-технического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности учителя
Обновление и наращивание парка технических средств обучения, библиотечного фонда, оборудования кабинетов.
ЗД по УВР, по информатизации, ЗД по АХЧ
В течение учебного года
Рост уровня материально-технического оснащения образовательного процесса
2013-2014
Создание нормативно-правовой базы по работе с педагогическими кадрами
Заседание методического Совета школы с целью разработки системы мероприятий по внедрению инноваций в образовательный процесс
ЗД по УВР
Сентябрь 2013г.
Создание банка инноваций в системе образования, отбор приемлемы для школы инноваций
Создание системы стимулирования педагогических работников
Популяризация ППО педагогов
ЗД по УВР, по ВР, по информатизации
В течение учебного года
Создание механизма популяризации педагогов, имеющих высокие результаты труда
Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников
Обеспечение преемственности в развитии профессионализма педагогов в межкурсовой период как практическое воплощение принципа непрерывности образования
ЗД по УВР
В течение учебного года
Рост профессиональной компетентности педагогов
Организация переподготовки педагогических кадров по актуальным остродефицитным специальностям в образовательной практике как мобильный и одновременно эффективный вид образовательных услуг
ЗД по УВР
В течение учебного года
Создание банка педагогических работников, имеющих дополнительное профессиональное образование
Разработка учебно-методического обеспечения профессиональной компетентности учителя
Создание условий для участия в профессиональных конкурсах и фестивалях,
в педагогических советах и совещаниях, для публикации в научных и педагогических изданиях (газеты, журналы, сборники, сайты, компакт-диски)
ЗД по УВР
В течение учебного года
Усиление методической активности педагогов
Коррекция системы работы по формированию базовых компетентностей педагогов
ЗД по УВР
Август 2013г.
Формирование плана работы по формированию базовых компетенций педагогов на период с 2013г. по 2015г.
Расширение материально-технического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности учителя
Обновление и наращивание парка технических средств обучения, библиотечного фонда, оборудования кабинетов.
Доведение основных параметров обеспечения образовательного процесса до уровня существующих норм, отдельных – до высокого уровня.
ЗД по УВР, по информатизации, ЗД по АХЧ
В течение учебного года
Рост уровня материально-технического оснащения образовательного процесса
Рост уровня компьютеризации управленческой среды и образовательного процесса
2014-2015
Создание нормативно-правовой базы по работе с педагогическими кадрами
Заседание методического Совета школы по проблеме пополнения нормативно-правовой базы по работе с педагогическими кадрами, утверждение плана работы
ЗД по УВР
В течение учебного года
Пополнение пакета документов, регламентирующих работу с педагогическими кадрами ОУ
Создание системы стимулирования педагогических работников
Обновление локального акта школы о стимулировании педагогических работников
ЗД по УВР
Сентябрь 2015г.
Локальный акт о стимулировании педагогических работников
Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников
Совершенствование содержания и форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.
оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, активизация форм сетевого взаимодействия
ЗД по УВР
В течение учебного года
Модель повышения квалификации педагогических работников
Разработка учебно-методического обеспечения профессиональной компетентности учителя
Классификация сетевых электронных ресурсов, размещенных на портале вузов региона. Анализ специфики учебно-методического обеспечения программ повышения квалификации учителей на основе технологий спутникового Интернет-доступа.
ЗД по УВР, по информатизации
В течение учебного года
Банк сетевых электронных ресурсов вузов региона и других уровней
Создание учебно-методического обеспечения профессиональной компетентности учителя в методическом кабинете
результатов проектной деятельности);
бланки документов по мониторингу учебного процесса.
ЗД по УВР, руководители МО
В течение учебного года
примерные учебные планы;
рабочие программы по каждому учебному курсу программы с подробным календарно-тематическим планированием;
методические рекомендации для учителя по методике использования учебно-методических материалов и организации практических занятий, а также самостоятельного обучения школьников;
контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся по каждому учебному курсу программы;
дидактические материалы для организации и реализации проектной деятельности учащихся по программе (задания для проектов, методика организации и критерии оценивания) и т. д.
Расширение материально-технического обеспечения процесса повышения профессиональной компетентности учителя
Административные совещания
ЗД по УВР, информатизации, по АХЧ
Сентябрь 2014г.
Анализ оснащения ОУ информационно-коммуникационными технологиями, выявление необходимых затрат на установку единой школьной локальной сети, на обучение педагогических кадров в области повышения ИКТ-компетентности, а также составление сметы расходов на приобретение необходимого оборудования и на повышение квалификации работников образовательного учреждения.