Маленькая сельская школа о своих больших перспективах
Submitted by Эдуард Краснов on чт, 14/02/2013 - 03:20
МАЛЕНЬКАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА О СВОИХ БОЛЬШИХ ПЕРСПЕКТИВАХ
Краснов Э.А. МКОУ «Кременская СОШ» Калужской области
О сельской малочисленной школе сегодня
В настоящее время огромное количество научных исследований, представлений опыта, статей, рекомендаций публикуется в широкой педагогической прессе. Чаще, все они рассчитаны на массовую школу, как правило, городскую, хорошо укомплектованную кадрами и школьниками с добротной материально-технической базой. Реже, можно встретить информацию о сельских школах и если она есть, то об учебных заведениях, в которых средняя наполняемость классов 10-12 человек и педагогический штат укомплектован в полной мере. Но в России еще есть и малочисленные школы, и они тоже имеют право на жизнь. В некоторых областях России количество таких школ достигает трех сотен, что иногда является более чем 50%-ным показателем от их общего числа.
Школы, расположенные в сельских поселениях с малым числом жителей, имеют ограниченные педагогические ресурсы в организации воспитательно-образовательного процесса, что обусловливает интенсификацию связей с социумом. В малых поселках, деревнях функционируют, как правило, основные и начальные школы, в большинстве своем малочисленные. Численность учащихся в начальных школах может колебаться от 1 до 29 и более человек, в основных - от 40 и более учащихся в зависимости от региона. В этих поселениях плохо развита социальная инфраструктура. В лучшем случае в них имеется сельский клуб, ФАП, библиотека, магазин, почта. Иными словами, социально-культурная база малых сельских поселений очень бедна, чтобы стать подспорьем школе в организации воспитательно-образовательного процесса. Потребность в сотрудничестве малых школ с более крупными образовательными и социальными структурами очевидна.
В отличие от школ, расположенных в крупных и относительно крупных сельских поселениях, микрорайон основных малочисленных школ ограничивается 1 - 3 населенными пунктами, где проживают учащиеся. Проблема организации подвоза школьников решается по-разному, в зависимости от местных условий. В одних случаях их доставляют родители на лошадях, машинах и др., в других - дети добираются на рейсовом автобусе, на попутном транспорте, на специально закрепленном за школой автобусе, но бывает, ребята идут пешком, преодолевая большие расстояния в непогоду и распутицу.
Люди, живущие в малых поселках, отдаленных от райцентра, как правило, живут замкнутой, автономной, взаимозависимой жизнью. Социальная и культурная роль местной школы здесь особенно велика. От работы школы в микросоциуме зависит состояние культурной жизни сельского поселения.
В основных малочисленных школах работают небольшие, но, как правило, стабильные коллективы, состоящие из учителей - местных жителей, проживающих рядом. Многие из них ведут по 2 - 3 и более предметов. Часто иностранный язык, музыку, ИЗО, физкультуру, информатику, технологию ведут неспециалисты. В начальных малочисленных школах с контингентом до 10 обучающихся, как правило, работает один учитель, который проводит урок одновременно для учащихся I-IV классов, присутствующих в одной классной комнате. Иногда в таких школах трудятся два учителя. Состояние воспитательно-образовательного процесса в них полностью зависит от учителя и определяется его квалификацией.
Обучениев сельских школах позволяет реально осуществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечается повышенное чувство тревожности, психологические эмоциональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки учащихся, что связано с постоянным контролем и оценкой знаний учащихся. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В таких школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.
Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и обусловлены спецификой педагогической деятельности сельского учителя. Прежде всего, необходимо отметить существенные различия в содержании и характере учебных поручений сельских и городских учителей. В городских школах с несколькими параллельными классами вся учебная нагрузка учителя, как правило, состоит из учебных занятий по одному предмету; учителей, преподающих 2—3 предмета, в них единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме своей специальности, ведут занятия по нескольким другим дисциплинам, по которым зачастую не имеют специальной подготовки. Большинство учителей сельских школ имеют учебную нагрузку намного больше установленных норм. Больших затрат временитребует от сельского педагога подготовка к занятиям в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, которые в условиях сельской местности обычно функционируют на базе дневных школ.
Сельская малочисленная школа – полифункциональна. Особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы (слабо развитая социальная инфраструктура, изолированность, отдаленность, потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей) обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических функций. Школа начинает заниматься организацией социально-педагогической и социокультурной работы с населением с целью оздоровления среды обитания ребенка, преодоления отчужденности детей и родителей, старшего и младшего поколений, восстановления исконной крестьянской традиции воспитывать “всем миром”. Школа выступает инициатором социальной работы с детьми и их семьями, осознавая необходимость охраны и защиты прав детей, оказания своевременной социально-психологической помощи детям дезадаптированным, с ослабленным здоровьем, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей.
Вышесказанным можно определить что, при высокой необходимости использования в образовательном процессе сельской малокомплектной школы здоровьесберегающих технологий, введение их (технологий) может оказаться сложней и проблематичнее чем в стандартной школе. Главный плюс малокомплектной школы – предрасположение к использованию в работе индивидуализированных способов организации учебной деятельности ребенка. Второй плюс – расположение школы, как правило, на экологически чистых территориях с чистой водой, воздухом, выращиваемыми сельскохозяйственными продуктами и пр. Все остальные особенности сельской малочисленной школы, скорее играют роль определенного тормоза организации полноценной среды в школе.
Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.
Мотивация учения, познавательные интересы, осознанность необходимости ведения здорового образа жизни сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских, ниже успеваемость, качество образования. Отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов. Психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят, что ведет к повышенной тревожности. Ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой и спортивной деятельности, общения и т.д. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.
Малочисленность класса, как указывалось выше, создает ряд проблем для ученика и учителя. Индивидуализация обучения, которая может стать достоинством сельской малокомплектной школы, часто трактуется учителями как непосредственное взаимодействие учителя и ученика. Длительность и однообразие такого взаимодействия снижают эффективность педагогического процесса.
Сельские малокомплектные школы, это особая категория образовательных учреждений. Возрастание роли сельской школы в экономической и социальной жизни общества, в обеспечении психологической и социально-профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора актуализирует задачу поиска новых подходов к содержанию воспитания и образования учащихся сельской школы. Актуальна проблема поиска новых принципов организации деятельности сельской школы, новых форм более интенсивного взаимодействия со средой, использования педагогических ресурсов социального окружения, внедрения инновационных моделей образовательных учреждений села.
Особенности Кременской сельской школы
Кременская средняя школа располагается в селе Кременском Медынского района Калужской области. Общее количество жителей села около 400 человек. Население многонационально (армяне, туркмены, дагестанцы и т.д.). Социальный состав жителей села: рабочие молокозавода, служащие, предприниматели. Несколько лет назад сгорели сельский клуб и библиотека. Библиотеку приютила школа. Сельского клуба, до сих пор нет. В селе имеется фельдшерско-акушерский пункт, несколько пилорам, предприятие по производству глазированных сырков и множество торговых точек. Действует завод по изготовлению металлочерепицы, к селу подведен газопровод, капитально отремонтировано шоссе Медынь-Верея, на котором находится село. Настоящее здание школы, было построено в 1975 году. Многие ученики добираются до школы на школьных автобусах (приезжающих на школьном автобусе учащихся – 23 из 63 чел. (36,5%), приезжающих учителей – 7 из 16 чел. (43,7%)). Микрорайон школы охватывает 3 сельских поселения: СП «Село Кременское», СП «Деревня Глухово», СП «Деревня Брюхово». О многом скажет социальный паспорт школы (табл. 1).
Таблица 1. Социальный паспорт Кременской средней школы по состоянию на 01.09.2010 г.
Количество (чел.)
(%)
Всего учащихся
65
Всего семей
54
Полных семей
37
68,5
Детей из полных семей
43
66,2
Неполных семей
17
31,5
Детей из неполных семей
22
33,8
Малообеспеченных семей
26
48,1
Детей из малообеспеченных семей
30
46,2
Многодетных семей
8
14,8
Детей из многодетных семей
15
23,1
Неблагополучных семей
9
16,7
Детей из неблагополучных семей
13
20,0
Дети инвалиды
1
15,4
Всего родителей
90
В том числе:
Рабочих
42
46,7
Служащих
19
21,1
Неработающих
29
32,2
С высшим образованием
17
18,9
Со средним - специальным образованием
29
32,2
Со средним образованием
27
30,0
С неполным средним образованием
17
18,9
Социально-экономическая обстановка вокруг школы – неблагоприятная. Но сегодня большая часть российской глубинки, именно в таких условиях.
При этом ответственность и роль школы в образовании детей и состоянии окружающего социума достаточно велика.
С чего мы начали
2003 год, явился началом периода нового развития школы. В связи с закрытием двух соседних основных школ, к нам пришло более двух десятков новых учеников и шесть учителей. Так получилось, что в коллективе Кременской школы стали работать 4 бывших директора школ (двое из них директора нашей школы). Они и стали главным генератором развития школы и основным помощником вновь назначенного молодого директора школы, то есть меня.
Первичная диагностика состояния школы, во всех сферах деятельности определила слабые стороны и приоритетные направления дальнейшей жизни школы. Именно в 2003 году, мы впервые столкнулись с проблемой перспективного многолетнего планирования школьной деятельности. Управленческой литературы по школьному стратегическому планированию почти не было, об Интернете в этой местности вообще только начинали мечтать. Да и компьютер то в школе был только один. Получается, что первая программа развития Кременской средней школы составлялась, скорее на общей интуиции, чем на опыте.
Три года действия Программы, не столько работали на результат в трех выбранных направлениях (учеба, воспитание и хозяйство), сколько научили самой системе стратегического планирования.
Проблемы реализации Программы подтолкнули нас более трезво оценивать окружающую ситуацию на селе и в образовании, Реально подходить к вопросу финансовой поддержки намеченных планов и персональной ответственности конкретных работников образования за направления и подпрограммы развития школы.
К окончанию действия Программы развития 2003-2006, в микрорайоне школы очень остро выявилась проблема в демографической и социальной ситуации, поэтому очередная Программа должна была отвечать требованию времени.
Первоначально, в приоритет развития школы, было поставлено здоровье школьников (оно не могло быть хорошим в тех условиях) и умение учиться, самостоятельно добывать знания. Ведь для выпускника из сельской глубинки, вставшего перед выбором дальнейшей учебы и работы, эти две категории помогут стать нужным и конкурентоспособным. Коллективом были разработаны программы «Сохранение и укрепление здоровья детей» и «Достижение современного качества образования», в которой особое место отводилось информатизации школы и повышению компьютерной грамоты учителей и учащихся.
Разработка Программы развития Кременской средней школы на 2006 – 2011 гг. велась в режиме поиска и споров. Выход в Интернет позволил познакомиться с образцами Программ инновационных и экспериментальных школ. Большую помощь оказало пособие, изданное Калужским областным институтом повышения квалификации работников образования (КОИПКРО) «Программа развития – основной стратегический документ инновационного образовательного учреждения». Наконец, прямое общение с директорами школ-лидеров, позволило обратить внимание на тонкости и особенности стратегического планирования.
Первой победой в разработке Программы развития, можно считать осознание коллективом школы важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований. На фоне оптимизации расходования бюджетных средств, режим развития, являлся путем, который гарантировал будущее нашей школе.
Итогом погружения рабочей группы разрабатывающей проект стратегии школы на ближайшие годы, стали семь направлений (подпрограмм):
«Достижение современного качества образования»;
«Сохранение и укрепление здоровья детей»;
«Совершенствование воспитательной системы»;
«Информатизация школы»;
«Семья и школа»;
«Социокультурное пространство»;
«Педагогические кадры».
Подпрограмма «Достижение современного качества образования», начало свою реализацию еще до старта Программы развития, но из нее были вынесены вопросы информатизации в отдельную подпрограмму «Информатизация школы».
Основанием для подпрограммы «Сохранение и укрепление здоровья детей», стала уже существующая одноименная программа, которая тоже уже была в процессе реализации.
Подпрограмма «Совершенствование воспитательной системы» была нацелена на реформирование воспитательной системы в школе, решение проблемы замкнутости социального пространства, удалённости культурных центров, ограниченности сферы социальных связей учащихся, на основе использования активных форм воспитания, личностно-ориентированного подхода и сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, социальным окружением.
Направления «Семья и школа» и «Социокультурное пространство» предполагали привлечение родителей и социального окружения школы к инновационной деятельности и сотрудничеству во всех сферах жизни, от творческой до управленческой.
Подпрограмма «Педагогические кадры» должна была поправить положение дел в основе образовательного процесса – педагогическом ресурсе.
За каждое направление Программы развития, Приказом по школе был закреплен опытный и ответственный учитель. Он курировал ход реализации своего направления, участвовал в составлении плана работы школы на год и отчитывался в результатах по окончанию учебного года.
Механизм реализации Программы развития позволил вести планомерную и целенаправленную работу, несмотря на внешние факторы, нередко тормозящие внедрение инноваций и общее реформирование сельской образовательной среды.
Несомненно, школа стала локомотивом развития села и всего микрорайона. Ее миссия вышла за рамки учебно-воспитательных категорий и приобрела социально-демографический оттенок.
Что вышло
Первый успех, результат правильно спланированной работы над Программой развития, победа в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007 году. Полученный миллион рублей хорошо помог школе подтянуть некоторые проблемные вопросы. Заметно улучшилась материально-техническая база школы и 100% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по наиболее проблемным вопросам Кременской школы. Программа занятий КОИПКРО согласовывалась с директором школы. Чтобы курсы не помешали образовательному процессу, они проводились на базе самой школы, сразу по окончанию уроков. От школы до КОИПКРО чуть меньше 100 км.
В 2008 году школе присвоен статус «Школа, содействующая укреплению здоровья учащихся».
Участия и победы в региональных конкурсах, для сельской малочисленной школы в 60 школьников и 16 учителей, показатель хорошей работы. Да и третье место в областном туристском слете, где среди обычных конкурсов наши дети в лидерах на этапах по технике горного и пешего туризма, владению каяком на достаточно быстром течении и краеведческом ориентировании, можно назвать только мастерством.
Список успехов и побед школы, как результата реализации Программы развития школы, не уместится на нескольких печатных листах. Да и вряд ли кому он будет интересен. Наверное, смогут в какой-то мере оценить эти результаты учителя, в чьих школах средняя наполняемость класса 5-6 человек. И, тем не менее, некоторыми из них нельзя не похвалиться.
Выпускники школы, последние годы, регулярно поступают в юридические, сельскохозяйственные, педагогические ВУЗы.
Научное общество учащихся ежегодно подготавливает нескольких победителей и лауреатов, районных и областных конференций и чтений.
Организована команда здоровья, являющаяся ядром здоровьесберегающей работы в школе (представители медицины, родителей, управляющего и попечительского советов и пед. коллектива).
Создан тренажерный уголок (6 современных тренажеров).
Реализован проект по созданию комфортной среды в школе (облагораживание территории, внутришкольное состояние).
Разработана система диагностики родителей и школьников по вопросам школьного питания.
100% учителей школы освоили базовый уровень работы на ПК.
Организован постоянный доступ к средствам ИКТ учителей учащихся и их родителей.
Кроме общей локальной сети, в школе отдельно оборудована и административная сеть (директор школы, зам. дир. по УВР, зам. дир. по ВР, зам. дир. по АХЧ).
Оборудована школьная система Vi-Fi(беспроводная точка доступа).
Разработана и действует гибкая и продуманная система стимулирования инициативных учителей.
Но все-таки, главные результаты работы не выскажешь нескольких строчках статистики. Конкретный пример из работы коллектива школы, даст более объективное представление о действии и отлаженности всей школьной системы.
В 2003 году, с закрытием одной из соседних школ, в микрорайон Кременской средней школы вошла деревня, в которой жила семья из двух человек, мама и сын, в условиях совершенно ненормальных. Не дом, а скорей сарай, в котором часть кровли отсутствовала, худые окна и стены. Зимой топили печь, практически круглые сутки и, тем не менее, к утру, вода в ведрах покрывалась льдом. Дрова днем приносили из леса и их хватало только до утра. Из электроприборов в доме была только лампочка и старый утюг. Газовой плиты, холодильника и телевизора с приемником не было. Сына звали Филипп (в школе за ним закрепилось Филиппок), он был безграмотным. Мог только читать, но читал не плохо. Мама решила, что она сама его выучит и поэтому в школу сначала отпускала без желания, потом вообще не отпускала, а уж когда закрыли в деревне образовательное учреждение и поднялся вопрос об учебе в Кременской школе, что в 12 км., все стало еще хуже.
Прослышав о данной семье и сложившейся ситуации, коллектив Кременской средней школы отправил группу учителей для решения назревшей проблемы. Мама Филиппка была настойчива и порой агрессивна, о компромиссе не было и речи. В течение нескольких месяцев, учителя выезжали в семью, ожидая положительное решение вопроса об учебе в школе. Привозили продукты питания и одежду, учебники и тетради. К данному вопросу подключился участковый милиционер, глава администрации сельского поселения, специалисты районного отдела образования. Мама все-таки согласилась доехать с Филиппком до школы, чтобы тут проверить уровень его развития. Сама школьная атмосфера и доброжелательное отношение учителей, положительно повлияли на маму. Согласилась отдать Филиппка сначала на одну четверть, а потом и совсем.
Начал он учиться в этих стенах с 5 класса. В школе такого ребенка еще не было. Вроде как волчонок, но слишком уж добрый и бесхитростный. Каждый преподаватель работал с ним по индивидуальному плану.
Результатом длительного образовательного процесса стал его особый интерес к изучению истории, обществознания, русского языка, литературы, географии, технологии. Он неоднократно выезжал и становился победителем на районных олимпиадах по перечисленным предметам. Участвовал в областных олимпиадах.
С 2006 года являлся членом научного общества учащихся «Кремень». Участник множества школьных исследований и проектов. Лауреат районных чтений научных обществ школьников, участник областной научно-практической конференции имени А.Д. Юдина.
Большой интерес проявлял к моделированию автомобилей, в том числе сельскохозяйственных машин и тракторов. Участник и победитель районного конкурса юного творчества.
Активный участник школьных и районных культурно-массовых мероприятий и фестивалей художественного творчества. С удовольствием пел песни и читал стихотворения.
Получил сочинения собственных стихотворений, о чем свидетельствуют авторские публикации в районной газете «Заря».
В 2010 году, наш Филиппок, удачно сдал ЕГЭ и поступил в Калужский филиал РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
Все надежды в подъеме сельского хозяйства в этих краях, теперь только на Филиппа Григорьевича. Именно он 2 года назад на встрече главы МР «Медынский район» с выпускниками школ района задал вопрос о перспективах хозяйственного развития территорий микрорайона школы. Теперь все в его собственных руках.
Таких примеров, в которых четко прослеживается позитивное влияние учителей маленькой сельской школы на судьбу обреченного ребенка, не мало.
А что дальше
Свои перспективы мы видим в совместном развитии школы и села. Медленная гибель населенного пункта, существенно сказывается на состоянии школы, поэтому новая стратегия развития образовательного учреждения нацелена на совместные траектории.
Фундаментом стратегии является историческая и краеведческая ценность села. Ведь село Кременское впервые, как город Кременец, упоминается в летописях в 1480 году, при Иване III, во времена нового нашествия полчищ Золотой Орды. Именно тут находилась ставка Великого Князя во время Великого стояния на Угре.
Хотя, жизнь в этих местах была еще за долго до этого времени, о чем свидетельствуют 5 стоянок времен мезолита и все они располагаются от 500 до 1000 м от села. Вятичи тоже не обошли стороной берега реки Лужи. Крупнейшая стоянка вятичей находится рядом с селом. В границах территории села Кременского находится и древнее городище, на котором располагается сельский некрополь.
Горазда позже, в октябре 1812 года, фельдмаршал М.И.Кутузов останавливался в нашем селе и отсюда давал распоряжения русским войскам. Наравне с партизанскими отрядами Дениса Давыдова в борьбе с французами активно участвовали кременские крестьяне, о чем свидетельствуют официальные данные летописей.
Во время польского нашествия, в конце XVII века, город Кременец был сильно разорен и стал называться селом Кременским. Братская могила и Храм Святого Воскресения Христова – памятники исторических событий последующих лет.
Кроме исторических ценностей, в этих местах есть и уникальные природные достопримечательности: памятник природы «Карстовые пещеры у берега р. Лужи»; памятник природы «Выходы протвинских известняков»; выходы юрских пород с изобилием окаменелостей; река-красавица Лужа; множество родников на склонах вдоль реки.
Хранителем исторической и краеведческой информации о селе, является школьный краеведческий музей. В восьми кабинетах- музейных разделах находятся экспонаты, не оставляющие равнодушным никого.
Организационная группа инициативных учителей начали работу по проекту «Кременская школа, как туристический центр «Страна Кремения». Проектируется организация системы привлечения туристов (школьного возраста и взрослых), для знакомства с ценностями и достопримечательностями территории с. Кременского и прилегающей местности.
Ядром Проекта является МОУ Кременская средняя общеобразовательная школа, на территории которой находится здание бывшего интерната. Рассматриваемое здание не используется в учебном процессе Кременской школы. В нем располагаются:
- школьный краеведческий музей;
- класс Медынской детской музыкальной школы;
- сельская библиотека.
Остальная площадь здания пустует или используется как складское помещение.
Реализация проекта подразумевает создание в данном здании школьной туристской базы с визит-центром, спальными помещениями, кухней и столовой, сан узлом, отремонтированным школьным музеем, отдельной телефонной связью и выходом в Интернет.
Проектом предусматривается также:
- разработка системы участия учащихся и преподавателей Кременской школы в реализации самого Проекта;
- разработка туристских маршрутов по территории Медынского р-на;
- организацию пункта проката туристского инвентаря;
- организация производства рекламной и сувенирной продукции связанной с местными территориями;
- размещение по территориям аншлагов и указателей;
- создание и обновление собственного сайта.
Таким образом, учитывая, что сельскохозяйственное развитие села, школа не в силах инициировать, мы начнем «подъем» существующих ценностей и превращение их в развивающий фактор.
Кроме образовательных направлений в новой программе развития Кременской школы, обязательно, существенное место будет уделено этнографической составляющей, что станет хорошим подспорьем в удержании местной культуры и развитии привлекательности этих мест.
Немаловажное значение продолжит играть формирование и развитие здоровья школьников, их родителей и самих учителей. Будет активизирован поиск ресурсов сбережения детского здоровья, исследования и обмен опытом со школами, работающими в данном направлении.
И, конечно же, вопрос педагогических кадров. Вопрос невероятной сложности, но он обязательно будет решен.
Особая специфика и уникальность сельской малочисленной школы, обреченной на отсутствие притока молодых специалистов, в условиях продолжающегося социально-экономического и культурного кризиса села, имеет шансы на существование и развитие. Более того, исчезновение или бездействие сельской малочисленной школы, несет за собой не столько перспективу гибели села, как населенного пункта, сколько потерю духовных и культурных корней, этнической неповторимости и природного единения россиян.
Основными, на наш взгляд, компонентами современного развития сельской малочисленной школы являются:
- диагностика и ликвидация белых пятен на картах развития сельского хозяйства каждого региона;
- реальная федеральная и региональная политика в вопросах привлечения молодых специалистов в сельские школы;
- менеджерский подход руководителя школы в управлении образовательным учреждением;
- переподготовка учителей с учетом особой специфики сельской малокомплектной школы и сельского социума.
- интегрированность школы с социумом.
Используемая информация:
Ахметшина, Л.И.,Сельская школа в контексте развития российского образования/ Л.И. Ахметшина - http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=31771&p_ page=19
Байбородова, Л.В.Сельская малочисленная школа: какая она сегодня. Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе / Л.В. Байбородова -http://www.obrazpress.ru/index.php?option=com_deeppockets&task=cat ContShow&cat=11&id=62&Itemid=62
Гурьянова, М.П.Типология сельских школ России/ М.П. Гурьянова http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&...
Мижериков, В.А., Ермоленко, М.Н.Введение в педагогическую профессию. Особенности работы учителя в сельской школе / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. - М., 1999.
Сафронов, И.П., Сафронова, М.В.Сельская школа как региональный социокультурный феномен: качественные характеристики / И.П.Сафронов, М.В.Сафронова. - http://bank.orenipk.ru/Text/t13_243.htm(январь 2002г.)