Размещено: Татьяна Александровна Васильева - вт, 28/04/2009 - 14:49
Организационный момент(2 мин)
II. Изучение новогоматериала
–Сегоднямы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят).Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой разнообразной формыи окраски привлекают внимание человека. Ранней веснойВетер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы.На пригретых солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. [Приложение 1, слайд 2]. Они развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья. Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью. Например, безвременник.[Приложение 1, слайд 3].Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением отдельных частей цветка.
– Определение записываем в тетрадь:Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. [Приложение 1, слайд 4].
– Определение записываем в тетрадь:Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем.Оно может быть выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка).[Приложение 1, слайд 5].
– Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной.
– Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.[Приложение 1, слайд 6].
– Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых.Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета. [Приложение 1, слайд 7].
– Ребята, рассмотрите представленные на рисункеразличные виды цветков и определите, какие у нихпо строению чашечки? [Приложение 1, слайд 8].
– Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если всеего лепесткисрастаются, то он называется сростнолепестным. [Приложение 1, слайд 9].
– Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.
Определение записываем в тетрадь:Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.
– В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые. [Приложение 1, слайд 11].
– Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники. [Приложение 1, слайд 12].
– Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки. [Приложение 1, слайд 13].
– Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик. [Приложение 1, слайд 14].
– Записываем в тетрадь:Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночнойнити и пыльника, в котором развивается пыльца.
В биологии тычинка обозначается символом «марса» –
Внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинокв разных цветках различно. [Приложение 1, слайд 15].
– Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру –это одна клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльцакрупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая. [Приложение 1, слайд 16].
– Записываем в тетрадь:Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.
В биологии пестик обозначается символом «зеркало Венеры» – .
Для того чтобы удержать пыльцу, рыльцеможет быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод. [Приложение 1, слайд 17]. Различные виды пестиков.
[Приложение 1, слайд 18].
– Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.
Записываем в тетрадь:Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – этомужской цветок.
Раздельнополые цветки могут располагатьсяна одном растении , например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И выслышите, как мама иногда говорит: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одномрастении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, аплодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их «пустоцветами». [Приложение 1, слайд 19].
– Но есть и другие примеры. Веснойна веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на «ершики для мытья посуды». Этоженские цветки. Два растения : на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения «пылят» расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках. [Приложение 1, слайд 21]. Еще один пример двудомного растения.
Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега. Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.[Приложение 1, слайд 22].
– На моделях цветка вишни, картофеля еще раз проговариваются все части цветка, а затем учитель предлагает записать части цветка в тетрадь и зарисовать их. Параллельно цветными мелкамиучительрисует на доске.
– Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:
Ч –чашелистики; Л – лепестки; Т – тычинки; Р – простой околоцветник.
Количество частей цветка записывается в виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в цветке. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике «бесконечность» – . Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни (запись формулыи расшифровка ее в тетради обвести в красную рамочку).
Ч5Л5Т5nП1– Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.
Затем учитель ставит вопрос: «Нельзя ли выполнить схематичную зарисовку цветка?». И предлагает разложить все части цветка по кругам и схематично изобразить их цветными карандашами. Учитель объясняет, что любой цветок можно изобразить еще и в видедиаграммы.Все это фиксируется на доске и параллельно в тетрадях учащихся.
Схема цветка вишни на доске.
III. Закрепление материала
1. В учебнике на стр. 49 приведены формулы разных цветов, охарактеризуйте данные цветки.
2. Решите небольшой кроссворд:
IV. Домашнее задание
§ 12. Творческое задание на выбор.1. Вырежьте из цветной бумаги или картона силуэты частей цветка – из зеленой бумаги – силуэты чашелистиков и пестика, из желтой – силуэты тычинок, попробуйте смонтировать различные типы цветов – обоеполых и раздельнополых, с двойным и простым околоцветником. 2. Составьте свой кроссворд на строение цветка (не меньше 10 слов).
Размещено чт, 02/12/2010 - 08:00 пользователем Вера Геннадьевна В.
Точно такой же конспект у рока размещен http://festival.1september.ru/articles/563668/ м и автор его - Терентьева Ирина Викторовна. Так кто же из вас автор?
Комментарий был изменен с момента создания (dsd424, чт, 02/12/2010 - 08:00).
На: Строение цветка
Насыщенный материалом урок, подробная презентация, молодец!
На: Строение цветка
Точно такой же конспект у рока размещен http://festival.1september.ru/articles/563668/ м и автор его - Терентьева Ирина Викторовна. Так кто же из вас автор?