« Взаимное расположение графиков линейных функций»
Размещено: Надежда Григорьевна Мейснер - ср, 13/02/2013 - 13:34
Постановка цели урока.
Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку (проверка состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверка отсутствующих).
Отмечается, что закрепление умений построения графиков линейных функций и прямой пропорциональности продолжается. Сегодня же будет рассматриваться вопрос о том, как располагаются графики линейных функций, если коэффициенты при x либо одинаковы, либо различны. Записывается тема урока: “Взаимное расположение графиков линейных функций”.
Подготовка к изучению нового материала (актуализазия знаний)
Предварительная содержательная работа, направленная на подготовку учащихся к усвоению нового материала, применению имеющихся знаний на уроке, организуется таким образом, что класс делится на три группы: 1 группа учащихся – 1 ряд. Им предлагается тест. 2 группа учащихся – 2 ряд. Учащиеся 2–го ряда выполняют самостоятельную работу. 3 группа – учащиеся 3-го ряда работают вместе с учителем. С ними организована фронтальная работа. Подготовлены вопросы и индивидуальные задания с учетом способностей учащихся.
Актуализация опорных знаний.
Тест
(для учащихся 1- го ряда)
Дана функция y = 4x – 3. Вычислите значения функции при x = -2 и x = 4. Запишите сумму получившихся значений:
а) -9; б) -1; в) -10; г) 2.
2. Для функции y = -1,5x + 11. Найдите значение x, при котором y = 5.
а) -1,5; б) 4; в) -2; г) 2,5.
3. Укажите координаты точки пересечения графиков функций y = -x +5 и y = 2+ 2x.
График функции y = k x+5 проходит через точку М(-4;13). Найдите k.
а) -3; б) -1; в) -6; г) .
Ответ: (через 10 минут откидная доска открывается, на котором находятся ответы к тесту). Учащиеся сами оценивают свою работу.
№ задания
1
2
3
4
Ответ
г
б
г
а
Самостоятельная работа
(для учащихся 2-го ряда)
Функция задана формулой y = -2x + 3. Заполните таблицу
x
2
-23,5
y
5
-15
Постройте график функции y = -3x +1 .
· С помощью графика определить, чему равно значение y при x = 2,5?
· Проходит ли график этой функции через точку А (-37; 112)?
(Учащиеся сдают свои работы учителю).
Вопросы учащимся 3-го ряда.
Фронтальный опрос.(слайд)
-Какую функцию называют линейной?
-Что является графиком линейной функции?
-Как построить график линейной функции?
-Какую функцию называют прямой пропорциональностью?
-Как построить график функции y = kx?
-Скорость распространения звука в воздухе в зависимости от температуры может быть найдена по формуле v = 331+0,6t , где v – скорость, а t – температура? (коэффициенты?)
-Какие две пословицы переведены на математический язык? ( Чем дальше в лес, тем больше дров и кашу маслом не испортишь)
- Определить знаки коэффициентов (слайд):1)
2)
-Функции заданы формулами (слайд):
укажите из них те, графиком которых является прямая, проходящая через
начало координат: у=-3, у=5х2, у=2/х, у=2х-7, у=1/2х,у=-2х
-Для каждой линейной функции назовите коэффициент k и ординату точки пересечения графика функции с осью Оу (слайд): у 1/8х, у=2х-3, у=1/3х.
- Найди ошибку (слайд):
-Какие из перечисленных функций не являются линейными? (слайд):а) у=2-5х; д)у=х2 -3 , б) у= 3х; е) у=5; в) у= 2/х + 7; ж) х=5; г) у= х/2 +1 ; з) у =-11х + 3
-Установите соответствие между графиком линейной функции и ее формулой (слайд):
У=2х; у=-2х; у=2х+2, у=2х-2, у=-2х+2, у=-2х-2.
Изучение нового материала
Прежде чем сформулировать правила взаимного расположения графиков линейных функций классу предлагаются задания по четырем вариантам. Ученикам сообщается, что они будут строить графики функции y = kx + b
• Построить графики функций и исследовать свойства этих функций. Сделайте вывод о взаимном расположении графиков линейных функций в зависимости от коэффициентов k и m(слайд)6
· 1 вариант у = 3х +2, у = 3х -3,
· 2 вариант у = 3х + 4, у = -3х – 2, .
· 3 вариант у = 5х –+2, у = -3х + 2,
· 4 вариант у = 4х +2, у = 4х + 2.
Представители от каждого варианта рассказывают о результатах своих исследований, отвечая на вопросы (слайд):
· Графики, каких функций вы строили? Ответ. Графики линейных функций и прямой пропорциональности.
· Что является графиком каждой функции? Ответ. Графиками являются прямые.
· Как ведут себя прямые, являющиеся графиками линейных функций с одинаковыми коэффициентами при х Ответ. Графиками являются параллельные прямые.
· Как ведут себя прямые, являющиеся графиками линейных функций с разными коэффициентами при х? Ответ. Графики этих функций пересекаются.
Обсудив вместе с остальными учащимися полученные результаты, сравнив их и выявив закономерности взаимного расположения графиков линейных функций, переходим к заполнению таблицы (слайд):
Линейные функции
Алгебраическое условие
Геометрический вывод
У=кх1+m1
У=кх2+m2
к1 =к2 , m1 ≠m2
к1 ≠ к2 ,m1≠ m2
к1 ≠ к2 ,m1=m2
к1 =к2 , m1 ≠m2
(Геометрический вывод (слайд):-прямые параллельны, - прямые пересекаются, - прямые пересекаются в точке (0; m) ,- прямые совпадают)
Вывод: (слайд)При одинаковых значениях k графиками линейных функций являются параллельные прямые, а при различных значениях – графики пересекаются.
Подключаем зрительные и слуховые анализаторы в процесс восприятия учащимися содержания введенных правил через прослушивание и просматривание ОМС информационную.
Первичное осмысление и применение изученного.
Оно начинается с устной работы.( В это время один из учащихся работает индивидуально по ОМС -практика).Один ученик отвечает, а остальные внимательно слушают ответ одноклассника, дополняют, исправляют при устном ответе. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.
-Не выполняя построения, установите взаимное расположение графиков линейных функций (слайд):
1. у = 4х и у = 4х – 4
2. у = х +2 и у =-2х – 1
3. у =3х + 6 и у = 3х + 6
4. у =10х – 5 и у = 3х – 5
5. у =0,5 х + 7 и у = 1/2 х – 7
6. у =2х + 8 и у = 3х + 5
7. у = 16х – 9 и у = 16х +5
-Поставьте вместо … такое число, чтобы графики заданных линейных функций пересекались (слайд):
a) у = 6х + 5 и у = … х + 5
b) у = - 9 - 4х и у = -… х - 5
c) у = - х – 6 и у = -…х + 6
были параллельны:
Ò у = 1,3х – 5 и у = …х +7
Ò у = -6х + 3 и у = -… х - 6
Ò у = 45 - … х и у = -2х - 5
-Составить функцию, так чтобы они пересекали ось ОУ в точке с координатой ( 0;т ) (письменно с последующей проверкой)
Ò а) у = 9х -3;
Ò б) у = - 10х -7;
Ò в) у = 0,5х -2;
Ò г) у = -3 -5х;
Ò д) у = 3х +1 ;
Ò е) у = 2 + 4х;
Ò ж) у = 1/2х + 6;
-Найди ошибку (слайд):
Ò а) прямые у = 7х -4 и у = 7х +5 – параллельны;
Ò б) прямые у = 10х -3 и у = -10х -6 – параллельны;
Ò в) прямые у = 0,3х -2 и у = 8,1х -2 – пересекаются;
Ò г) прямые у = - 7х +3 и у = -7х -2 – пересекаются;
Ò д) прямые у = 3х +2 и у = 3х – параллельны;
Ò е) прямые у = -2,3х и у = 2,3х – пересекаются
Постановка домашнего задания (слайд):
На дом задается прочитать объяснительный текст § 31 учебника, выучить наизусть правила взаимного расположения графиков линейных функций, решить №936 (в,г), №938(в,г), 939 – устно, №941 (а, в), №920- повторение, (2мин).
Подведение итогов урока:
Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:
· Какую функцию называют линейной?
· Что является графиком линейной функции?
· От чего зависит взаимное расположение графиков линейных функций?
· При каких значениях коэффициента k графики линейных функций пересекаются и являются параллельными прямыми?
· Срезовая работа (слайд):
· 1 вариант: №939(а,б), № 941(а,б), 2 вариант:№940(в,г), №939 (в,г) (самооценка по готовым ответам на слайде)
С учетом работы в течение всего урока оцениваются ответы учащихся.
Резервные задания.(слайд)
На случай обеспечения занятости и развития, наиболее подготовленных учащихся планируется решить следующие задачи:
1) Для перевозки некоторого количества зерна автомашина, имеющая грузоподъемность 4 т, сделала 15рейсов. Какую грузоподъемность должна иметь автомашина, чтобы такое же количество зерна перевезти за 12 рейсов?
2)Поезд движется из Москвы в Санкт-Петербург со скоростью vкм/ч. За какое время поезд пройдет путь 700 км?