Submitted by Ольга Владимировна Бережко on Tue, 12/02/2013 - 21:17
Воспитательная программа для начальной школы
Пояснительная записка
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально- значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Цель программы: создание максимально благоприятного учебно-воспитательного пространства для раскрытия способностей каждого ребёнка.
Задачи:
Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.
Формирование у учащихся добросовестного и прилежного отношения к учебе с учетом их возрастных особенностей, воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими возможностями и склонностями.
Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни.
Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса.
Воспитание любви к семье, школе, родному краю.
Концепция воспитательной программы
Личность ребенка – слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Методы работы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативный;
личностно-ориентированный;
метод креативного мышления;
репродуктивный;
метод критического мышления.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.
Воспитание высоких моральных качеств и чувства долга.
Воспитание нравственной культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
тематические классные часы по нравственной тематике;
читательские конференции;
цикл бесед «Уроки нравственности»;
экскурсии, поездки
изучение нравственного наследия своей страны;
поисковая работа;
Интеллект
Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей учащихся.
Создание условий для формирования мотивации учения в урочной и внеклассной деятельности.
Развитие учебных интересов и умений учащихся.
Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.
Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.
участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и др.
проведение литературных, математических викторин;
проведение викторин, предметных олимпиад;
проведение интеллектуальных боёв;
внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти;
занятия в кружке «Логика»
Здоровье
Сотрудничество с медицинским персо-налом школы, учителем физкультуры, психологической службой с целью изучения состояния физического и психического здоровья школьников.
Создание необходимых условий для полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию.
Воспитание сознательного отношения к регулярным занятиям спортом.
Воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.
Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.
спортивные конкурсы, соревнования внутри класса;
школьные спартакиады, турниры;
дни здоровья;
туристические походы;
спортивные викторины;
совместные с родителями походы, спортивные соревнования;
тематические классные часы по спортивной тематике
Семья
Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка.
Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
тематические классные часы;
родительские собрания;
семейные праздники, спортивные соревнования с участием родителей;
праздники, посвященные красным датам календаря;
походы, экскурсии с родителями;
консультации для родителей;
тематические беседы с детьми и родителями.
Досуг
Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса,школы.
Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам, стремления к интересному и полезному время провождению.
Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей.
Привлечение родителей класса к совместному с учащимися время провождению.
Развитие интереса учащихся к проведению досуговых мероприятий в начальной школе.
празднование памятных дат в жизни учащихся;
празднование памятных дат календаря;
посещение музеев, выставок;
организация классных выставок;
литературные викторины;
праздничные, танцевальные вечера;
совместные с родителями поездки, походы
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние (администрация школы, педагоги, социальный педагог, педагог-организатор, психолог, медики).
Внешние (родители, библиотека, музеи, дом творчества, кружки и секции).
Ожидаемые результаты
Развитие органов классного ученического самоуправления.
Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
Уровень сформированности классного коллектива.
Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдений, анкетирования, тестов:
Диагностикаличностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет (Методика Рене Жиля).
Групповое изучение самооценки младшего школьника.
Мониторинг выявления одарённых учащихся (с признаками одарённости).
Методика изучения удовлетворенности родителей работой учителя– классного руководителя (воспитателя).
Методика Ю.В.Васильева «Определение уровня воспитанности учащихся».
Методика изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М. И. Рожковым)
« Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев).
Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
«Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
«Сформированность основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.)
«Диагностика уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.)
Анкета «Сплочённость класса».
Анкета «Мой класс».
Сроки реализации программы
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Iэтап (1 класс)
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
IIэтап (2класс)
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
IIIэтап (3класс)
проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
IVэтап (4класс)
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Содержание программы
1 класс
Направление
Воспитательные задачи
Основные мероприятия
Формы проведения
Нравственность
показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего
Викторина, соревнование в параллели классов, спортивный праздник, конкурс плакатов
Семья
воспитывать уважение к членам своей семьи, уважение к семейным традициям
«Фотографии моей семьи», «Моя семья, как она образовалась»
Беседы, конкурсы, родительские собрания,
Досуг
создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.
«Кто что любит и умеет делать», «А, ну-ка, мальчики», «Мисс- Дюймовочка»
Конкурс-викторина, игра- соревнование на открытом воздухе, конкурсная программа
3 класс
Направление
Воспитательные задачи
Основные мероприятия
Формы проведения
Нравственность
формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, формировать понимание значимости исторического прошлого, создавать атмосферу взаимной заинтересованности.
«Прекрасное в моей жизни», «Правила хорошего тона», «Учимся правильно жить и дружить, «Имею право. Мои права», «С чего начинается Родина»
Конкурс стихов, коллаж, дискуссия, игры, акция.
Интеллект
приобщать детей к разнообразной творческой деятельности, формировать потребность в самообразовании.
«Что? Где? Когда?», «Человек свободного общества», «Турнир умников»
Турниры, игры, диспуты, НПК
Здоровье
Формировать способности управлять своим здоровьем
Чрезвычайные ситуации- что это?» «Скажем: «НЕТ» вредным привычкам», «Мои спортивные успехи и достижения»
Театрализация, беседы, круглый стол
Семья
Совершенствовать семейное воспитание на примерах традиций семьи, продолжать формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно- воспитательному процессу.
«О поощрениях и наказаниях в семье», «Сильному роду нет переводу», «Загляните в семейный альбом»
Беседы, индивидуальные и тематические консультации, дни творчества, помощь в организации и проведении внеклассных дел.
Досуг
формировать желание проявлять творческую инициативу
«Сотвори солнце в себе», «Рыцарский турнир», «Сотвори солнце в себе», операция «Новый год»
Акция добра, праздник, представление, изготовление игрушек, украшение комнат и класса.
4 класс
Направление
Воспитательные задачи
Основные мероприятия
Формы проведения
Нравственность
формировать желание активно преобразовывать действительность, обучать пониманию смысла человеческого существования. Развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны
«Законы нашей жизни», «Гармония в природе», заочное путешествие «Чем богат наш край», «Школьный двор-лучший двор», «О бескорыстии и дружбе»