Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Планеты Солнечной системы.

Submitted by Ольга Владимировна Пантыкина on Tue, 12/02/2013 - 19:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пантыкина Ольга Владимировна
Место работы, должность: 
учитель географии и биологии
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Природоведение
Цель урока: 

 

продолжить формирование представлений о Солнечной системе и ее составе; познакомить учащихся с планетами, входящими в состав Солнечной системы; способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения; продолжить формирование умения находить информацию в различных источниках.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  • Природа. Неживая и  живая. 5 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Пакулова В.М., Иванова Н.В. –  М.: Дрофа, 2006.

 

Используемое оборудование: 

 

Оборудование: таблицы по астрономии, изображающие строение Солнечной системы, планеты Солнечной системы, учебник, шаблон таблицы, фотографии планет.

Краткое описание: 
Разработка урока по природоведению посвящается теме «Планеты Солнечной системы» из раздела «Вселенная», изучаемой в 5 классе в первом полугодии. Она знакомит детей с Солнечной системой, ее строением, дает краткую характеристику планетам, входящим в состав Солнечной системы.

 

Тема урока: «Планеты Солнечной системы».

 

Цели и задачи: продолжить формирование представлений о Солнечной системе и ее составе; познакомить учащихся с планетами, входящими в состав Солнечной системы; способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения; продолжить формирование умения находить информацию в различных источниках.

Оборудование: таблицы по астрономии, изображающие строение Солнечной системы, планеты Солнечной системы, учебник, шаблон таблицы, фотографии планет.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

- Тестовая работа по вариантам. (Взаимопроверка).

Вариант 1

1.  Солнце – это:     

А) звезда;   

Б) планета;

В) астероид.

 

2. Видимая поверхность Солнца называется:

А) корона;   

Б) фотосфера;   

В) хромосфера.

 

3. Солнечная система состоит из:

А) из Солнца и  вращающихся вокруг него планет;

Б) из Солнца, вращающихся вокруг него планет и  естественных спутников;

В) из Солнца, вращающихся вокруг него планет, естественных спутников, астероидов, бесчисленных метеоритов  и комет.

 

4. Расстояние от Солнца до Земли составляет

А) 150 миллионов километров;         В) 70 миллионов километров;

Б) 200 миллионов километров;          Г) 100 миллионов километров.

 

5. Галактика – это:

А) Солнце и обращающиеся вокруг него планеты;

Б) несколько звезд;

В) гигантское скопление звезд.

 

Вариант 2

1. Солнце имеет очень важное значение для жизни на Земле, так как:

А) Солнце – источник энергии для всех процессов, происходящих на Земле;

Б) за полгода поставляет на Землю энергию, равную той, которая заключена во всех запасах минерального топлива на нашей планете;

В) для растений солнечный свет является источником энергии, необходимой для роста;

Г) все ответы верные.

 

2. В центре Солнца находится:

А) протуберанец;          В) хромосфера;

Б) ядро;                          Г) корона.

 

3. Самая высокая температура наблюдается в:

А) короне;   

Б) фотосфере;   

В) хромосфере.

 

4. Солнечный свет идет до Земли:

А) 10 минут;       Б) 8,5 минут;        В) 15 минут.

 

5. Солнечная система находится в Галактике:

А) Большое Магелланово Облако;       Б) Туманность Андромеды;

В) Малое Магелланово Облако;           Г) Млечный Путь.

 

- Работа по карточкам.

Выберите верные утверждения.

1. Солнце – ближайшая к Земле звезда.

2. Солнце – это гигантский пылающий шар.

3. Солнце по размерам почти такое же, как Луна.

4. Видимая поверхность Солнца – фотосфера с температурой более 5500 0С.

5. Солнце относится к звездам-карликам.

6. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.

7. Над фотосферой находится хромосфера с температурой более 13000 0С.

8. Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система.

9. В центре Галактики находится Солнце.

 

- Монологический ответ на вопрос:

- Почему говорят: «Солнце – основа жизни на Земле»?

 

 III. Актуализация опорных знаний.

 

- Как называется наука, изучающая небесные тела?

- Какие небесные тела вы знаете?

- Отгадайте загадку:

Бегают вокруг огонечка
Семь сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (Планеты)

- Какие планеты вам известны?

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по планетам Солнечной системы.

 

IV. Изучение нового материала.

1.         Понятие «планета».(Дают сами учащиеся)

- Планеты – это большие небесные тела, движущиеся вокруг Солнца и светящие отраженным светом.

- Как вы думаете, в чем различие планет?  (рисунок 16, стр. 26)

- Подберите синоним к слову «большой»?

Составление схемы.

                                                        Планеты Солнечной системы

 

                       Планеты земной группы                                Планеты-гиганты

 

                         Меркурий, Венера                                          Юпитер, Сатурн

                             Земля, Марс                                                 Уран, Нептун

 

Девятую планету – Плутон нельзя отнести ни к одной из двух групп. По химическому составу  он близок ко второй группе, а по размерам – к первой.

- Давайте проложим маршрут нашего «путешествия».

Учащиеся подписывают на свои схемах названия планет по мере их удаления от Солнца.

 

2.         Планеты земной группы.

- Небольшое    расстояние    от Солнца. Небольшие размеры. Мало или нет спутников. Твердые поверхности.

Работа с учебником, в ходе которой заполняется таблица. Группы учащихся работают с доп. литературой, дополняют ответы.

Название планеты

Расстояние до Солнца

Диаметр

Продолжи-

тельность

года

Наличие атмосферы

Температура

Кол-во

спутников

Меркурий

 

 

 

 

 

 

 

Венера

 

 

 

 

 

 

 

Земля

 

 

 

 

 

 

 

Марс

 

 

 

 

 

 

 

Юпитер

 

 

 

 

 

 

 

Сатурн

 

 

 

 

 

 

 

Уран

 

 

 

 

 

 

 

Нептун

 

 

 

 

 

 

 

Плутон

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

 Мы словно деревья в чаще лесной,

 Ветвями качаем под ветром зимой.

 Весною мы выше и выше растем,

 И тянемся к солнышку ночью и днем.

 А осенью листья стряхнем постепенно.

 И кружит, и кружит их ветер осенний. (Сопровождается выполнением движений.)

 

- А для какой планеты Солнечной системы характерны все эти явления?

 

3.         Планеты-гиганты.

- Это действительно очень крупные планеты, которые во много раз больше любой из планет земной группы. Состоят эти планеты из газов (в первую очередь из водорода) и не имеют твердых поверхностей, таких, как у планет земной группы. Все планеты-гиганты окружены атмосферами, состоящими в основном из водорода, обладают большим количеством спутников и имеют кольца.

Заслушивание сообщений учащихся, в ходе которого заполняется таблица.

 

4. Плутон.

Объяснение учителя, заполнение таблицы.

Плутон – самая маленькая и самая удаленная от Солнца планета. Она находится от Солнца в 40 раз дальше, чем Земля (6000 млн. км). Плутон затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 250 земных лет. С момента открытия этой планеты в 1930 году он еще не успел совершить ни одного полного оборота.

На XXVI Ассамблее Международного астрономического союза ведущие ученые мира постановили, что отныне Плутон больше не является планетой Солнечной системы. Астрономы со всего мира посчитали, что после 76 лет "членства" в клубе планет Солнечной системы Плутон, чей размер в диаметре составляет около 2390 км, должен его покинуть. Плутон вошел в состав так называемых "карликовых планет".

 

V.  Закрепление знаний.

1. Из перечисленных слов выпишите названия планет.(1 ученик у доски)

Сатурн, Солнце, Меркурий, Луна, Марс, Большая Медведица, Венера, метеорит, Плутон, Малая Медведица, Юпитер, астероид, Земля, комета, Уран, метеор, Нептун.

2. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.

3. Загадки

Планеты:

Бегают вокруг огонечка
Семь сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.

Меркурий:

Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.

Венера:

Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.

Земля:

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

Луна:

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.

Марс:

Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.

Юпитер:

Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.

Сатурн:

Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.

Уран:

Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.

Нептун:

На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.

Плутон:

Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.

 

VI. Домашнее задание.

& 5, составить кроссворд.

 

VII. Рефлексия.

Продолжите предложение:

Новым на уроке для меня было…

На уроке мне понравилось…

На уроке у меня вызвало затруднение…

 

VIII. Организационный момент.  Подведение итогов урока.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн