Submitted by Наталья Анатольевна Баранова on пн, 11/02/2013 - 13:26
I. Организационный момент. Введение в тему.
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся… (Чебурашка). (слайд 2)
Звучит песня из м/ф «Крокодил Гена» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского).
(слайд 3)
– Чебурашка приглашает нас в гости к Мудрой Черепахе на праздник «День рождения буквы». Определите, у какой буквы сегодня день рождения.
Учитель показывает предметные картинки: чайник, чашки, чай, печенье.
(слайд 4)
– Назовите предметы. Какой звук повторяется? (слайд 5)
II. Сообщение темы урока. Работа по теме урока. (слайд 6)
– Сегодня вы узнаете секрет нового звука. Чебурашка хочет познакомить вас с хозяйкой. Вы научитесь произносить её любимую скороговорку: «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая». (проговорить с детьми скороговорку)
– Сколько раз встретился звук [ч’]? В каких словах?
Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать.
– Отгадайте, что это:
·В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука и та на спине. (Чайник.) (слайд 7)
А это что за предмет у меня в руке?
Ростом спичка – невеличка,
Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шалить нельзя! (слайд 8)
Звукобуквенный анализ слов «чайник» и «спички». (работа у доски)
(слайд 9)
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Определите, какой звук [ч’] – твердый или мягкий? Попробуйте найти его пару. Как произносится новый звук?
- Давайте произнесём ещё раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов. Можно ли его спеть? Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?
- А теперь положим руки на ушки и ещё раз произнесём звук [ч’]. Определите звонкий он или глухой?
А теперь сделайте вывод: что узнали о новом звуке? (слайд 10)
Звук [ч’] –согласный, глухой, всегда мягкий, у него нет твердой пары.
2. Знакомство с новой буквой.
– Рассмотрите в «Букваре» образцы печатной буквы Ч. На что похожа эта буква? (слайд 11)
Да, вы правильно решили:
Чмы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов
– Замените фишки в схемах слов буквами. Обратите внимание на вторую букву в слове чайник. Запомните правило: в буквосочетании ча всегда пишется буква а.
– Вопрос от Мудрой Черепахи: для чего нам нужны буквы? (Ответы детей.)
– Чем похожи заглавные буквы Ч и У? Чем отличаются?
- А теперь Мудрая Черепаха просит вас подарить новой букве слова, где встречается звук [ч’]. (слайд 12)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
3. Чтение слогов, слов и предложений по «Букварю». Составление словосочетаний.
– В каких случаях согласный произносится мягко? Прочитайте слоги.
– Прочитайте остальные слоги. Сделайте вывод. (Звук[ч’]всегда мягкий.)
– Найдите слова, записанные в два столбца. Прочитайте левый столбец слов; правый столбец.
– Прочитайте слова по строкам. Почему получилась чепуха? Соедините слова этих столбцов так, чтобы получились правильные сочетания.
4. Работа по «Букварю». Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы.
– Прочитайте слова, полученные в результате замены одной буквы. Почему от слова «ручка» отходят три стрелочки?
– Придумайте три предложения, употребив в каждом из них слово в разных значениях.
С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площадке тень и показывает время. К сожалению, такие часы «работали» только днем и только в солнечную погоду.
Водяные часы могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка «С той поры много воды утекло».
«Течет время» и в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время.
И восковая свеча – это тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно-белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов.
Позднее, в XIII веке, появились механические, а в XIV веке – пружинные часы. Сегодня широко используются электронные.
А ученые уже изобрели и атомные часы, которые показывают самое точное время.
– Народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе – час». Как вы это понимаете?
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
С. Баруздин
Вывод: к своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад.
III. Итог урока.
- Итак, ребята, на именинах какой буквы мы сегодня побывали?
– Какие звуки обозначает буква Ч? (Один звук, всегда мягкий, глухой согласный звук [ч’].) (слайд 18)
-Как вы думаете, в какой домик мы поселим звук [ч’]? (дети объясняют и прикрепляют карточку со звуком [ч’] в зелёный домик.
- Ребята, мудрая Черепаха благодарит вас за урок словами, в котором есть буква Ч:
(слайд 19) чудесно
очаровательно
умнички
до встречи
(слова записаны на карточках, карточки вывешивают на доску)