- Введение. Актуальность. Цель и задачи
Тема моего проекта «Ах, уж эта школьная форма!»
В своей работе я хочу рассказать об истории возникновения школьной формы; о ее преимуществах и недостатках. Об отношении к школьной форме учащихся нашей школы. Мнение о форме наших родителей и учителей. Большинство учащихся нашей школы форму не носят, хотя практически у всех она имеется. Также я хочу предложить модели форм, которые могут быть использованы нашими учащимися. Данная тема я считаю, актуальна для нашей школы.
Цель:воспитывать осознанное отношение к внешнему виду
Задачи:
1.Познакомить с историей возникновения школьной формы в России;
2. Выявить преимущества и недостатки школьной формы;
3. Дать рекомендации при выборе одежды для школы;
4. Воспитывать чувство прекрасного, развивать эстетический вкус.
II. Основная часть. Методика исследований
С помощью поисковых программ www.yandex.ruи www.rambler.ru делал запрос по ключевым словам: школьная форма, история школьной формы, модели школьной формы. Информацию систематизировал. Также собирали материал по нашему классу и по школе. Учился его обрабатывать. Находил в интернете фото, использовал фотографии из семейных архивов, учился делать презентацию, составлять таблицы, строить диаграммы.
Школьная форма— обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, затем, с возникновением женских гимназий, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, чёрных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строгая: коричневые платья с фартуками из ткани высокого качества с изящным покроем
Из поэмы Самуила Маршака «Веселое путешествие от А до Я»:
Мы встретили ученика,
И на его шинели,
На уголках воротника
Две буквы «РУ» блестели.
А на фуражке с козырьком -
Блестящий ключик с молотком.
Школьная форма в СССР
1920-е—1950-е годы:
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям. С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого. Однако со временем было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались.
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Даже причёска должна была отвечать требованиям морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Оттепель «Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло. Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.
Школьников конца 1960-х мы можем видеть в фильме «Доживём до понедельника».
1980-е: Перестройка в действии
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника»
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Современная Россия
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Во многих школах школьную форму одевают в день последнего школьного звонка.
Школьная форма в других странах
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания
Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же - "матросский костюм". Школьники начальных классов одеваются в обычную детскую одежду.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927—1968 годах. В Польше — до 1988 года.
Все большую актуальность в последнее время приобретает идея возвращения школьной формы для мальчиков и девочек в учебные заведения. Сегодня во многих школах, лицеях, гимназиях школьная форма становится непременным атрибутом учебного процесса. Для учебных заведений школьная форма является своего рода визитной карточкой, создавая положительный имидж и достойную репутацию. Школьная форма для детей, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, качественной, и, в тоже время, современной, модной. А, главное, должна нравиться самим школьника
Я провел опрос среди учащихся 4-11 классов нашей школы , среди родителей и учителей по следующим вопросам: Нужна ли школьная форма? Ее преимущества и недостатки? Какой вы видите школьную форму сегодня?
Из интервью с родителями:
Форма нужна. Но она должна быть красивой, элегантной и, главное, соответствовать вкусам детей. И еще не лечь тяжелым бременем на родительский бюджет.
Преимущество формы в том, что все-таки это рабочая, а не праздничная одежда. А школа - это место работы, а не отдыха и развлечений.
- Я не думаю, что форма должна быть обязательной. Дети должны одеваться в школу строго, но свободно! Пускай это даже и джинсы будут классического покроя, джемпера, рубашки – все в разумных пределах. Но всех под одну гребенку грести не стоит!
Что думают учителя:
Скорее, должен быть единый деловой стиль, а не форма. Я бы запретил вызывающие яркие цвета, мини-юбки, наращенные ногти. Мальчикам посоветовал бы ходить в школу только в рубашках и не надевать майки, футболки. И мне кажется, нет ничего зазорного в том, если старшеклассница пользуется косметикой в меру и ходит на каблуках, это бы я оставил.
Плюсы очевидны:
Форма дисциплинирует, настраивает учеников на рабочий лад. Сглаживает неравенство в социально-финансовом уровне семей, ведь это одна из самых больших проблем современной школы. Еще один плюс в том, что форма позволяет приучить ребят следить за своим внешним видом, прививает аккуратность и понимание назначения делового костюма, стиля.
Мнения школьников:
Опять двадцать пять! Делаем выводы. Форма наших родителей настолько отбила желание ее носить: эти коричневые, синие платья и костюмы, с каким-то фартучком ... А теперь они же, ненавистники этой формы, пытаются внедрить это нам. Вспомните, уважаемые взрослые, себя, и давайте будем надевать форму только единожды, в знак уважения традиции, на последний звонок в 11-ом классе!
- Я за школьную форму! Во-первых, социальный статус у всех разный, чтобы дети не делили себя, во-вторых, я считаю, что в форме дети будут чувствовать себя более уверенно, деловой стиль ко многому обязывает.
Было опрошено 65 человек
Нужна ли школьная форма? Положительно ответили на этот вопрос 52 опрошенных. Что составило 78%.Преимуществом школьной формы являются:
- Причастность к школе, принадлежности к определенному коллективу-75 %
- Экономия денег родителей-45%
- Приучает к порядку и дисциплинированности-61%
- Сглаживает социальное неравенство-4 9 %
Недостатки формы:
- Нежелание ее носить-90%
- « Потеря индивидуальности»-86%
- Низкое качество пошива формы-13%.
Какой должна быть школьная форма?
- Красивой-87%
- Удобной-75%
- Стильной-30%
- Для каждого класса своя-38%
- Единая для данной школы-30%
Также был задан вопрос о прическе и украшениях
- Носить украшения-15%
- Скромные украшения-75%
- Не носить волосы распущенными-60% .
- У мальчиков аккуратные стрижки-85%
Образцы одежды, которые были представлены нашими учащимися в рисунках.
Посмотрите, как одеты наши школьники.
А это образцы школьной формы, которую можем выбрать и мы с вами.
III.Заключение. Выводы. Результаты исследований
Преимущества школьной формы очевидны:
- воспитание внутренней дисциплины ребенка;
- сглаживание социального неравенства;
- формирование коллективной культуры, гордости за свой класс, школу;
- воспитание хорошего вкуса к элегантному деловому стилю;
- создание деловой атмосферы учебного процесса.
- Школьная форма для детей, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, качественной, и, в тоже время, современной, модной. А, главное, должна нравиться самим школьника.
- Мальчики должны носить заправленные рубашки или однотонные водолазки, пиджак и брюки.
- Девочки должны носить однотонные блузки, водолазки, юбки, брюки и пиджаки.
- Недопустимы брюки военные, спортивные.
- У девочек юбки не должны быть слишком короткие.
- Недопустимо, чтобы живот был открыт.
- В школу нельзя ходить в футболках.
- Все учащиеся должны ходить в сменной обуви. Кроссовки не могут быть сменной обувью.
- Ни девочкам, ни мальчикам не разрешается находиться в школе в головных уборах.
- Все учащиеся должны ходить в сменной обуви. Кроссовки не могут быть сменной обувью.
|