повторить основные типы тригонометрических уравнений, наиболее типичные приёмы и методы их решения, систематизировать знания по данной теме (слайд 2) .
Методы обучения:частично-поисковый, решение познавательных обобщающих задач, самопроверка, взаимопроверка.
Форма организации урока:индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование:рабочие тетради,компьютер и интерактивная доска, презентация.
План урока:
Организационный момент.
Систематизация и повторение теоретического материала.
Работа по повторению и классификации тригонометрических уравнений.
Минута отдыха.
Практическая работа.
Из истории тригонометрии
Проверка уровня усвоения.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент. Учитель говорит тему и цель урока.
Эпиграфом нашего урока будут такие слова:
Результат учения равен произведению способности на старательность.
Если старательность равна нулю, то и все произведение равно нулю.
А способности есть у каждого(слайд 4).
Систематизация и повторение теоретического материала.
Опрос обучающихся
Дать определение арккосинуса a, арксинуса a, арктангенса a, арккотангенса a.
Как решить уравнение вида y=sinx, y=cosx, y=tgx, y=ctgx.(слайд 5).
Указать допустимые значения arccinx, arccosx, arctgx, arcctgx.
Учащиеся работают на индивидуальных досках, составляют слово. Ответ: арксинус(слайд 6).
Учащиеся работают на индивидуальных досках.
Вычислить:
(слайды 8,9).
Имеет ли смысл выражение:
(слайд 10).
Записать решение простейших тригонометрических уравнений:
sin x=1, sin x=0, sin x=-1, cos x=1, cos x=0, cos x=-1(слайд11).
Найдите ошибки в уравнениях.
(слайды 12-17)
5. Разложить на множители:
(слайд 18)
Работа по повторению и классификации тригонометрических уравнений.
Учитель:Сразу обратим внимание на некоторые обстоятельства, которые надо иметь в виду при решении тригонометрических уравнений. Во-первых, все общие правила, относящиеся к решению уравнений, имеют ту же силу. Во-вторых, существует условная классификация тригонометрических уравнений. И в- третьих, какой бы сложности ни было уравнение, в конце концов, оно всё равно сведётся к решению простейшего тригонометрического уравнения.
При решении тригонометрических уравнений необходимо соблюдать общие правила:
- следить за равносильностью преобразований;
- не допускать потери корней;
- отбрасывать посторонние корни(слайд 19).
И последнее, для тригонометрических уравнений не существует единого метода решения. В каждом конкретном случае успех определяется, в частности знанием тригонометрических формул и навыками решения.
1 этап
Цель:закрепить решение простейших тригонометрических уравнений.
Выполните письменно самостоятельную работу. 3 ученика у доски (остальные по распределены по группам)
Решите уравнения:
(слайд 20).
2 этап
Цель:закрепить умения решать тригонометрические уравнения методом сведения к квадратному.
Учитель:закрепим метод введения новой переменной,методом введения новой переменной решаются те тригонометрические уравнения, которые представляют собой квадратные уравнения относительно какой-либо тригонометрической функции. Если в уравнение входят различные тригонометрические функции, то надо выразить их через одну(слайды 21-23).
(слайд 24)
Минута отдыха
Массаж ушных раковин(слайд 25)
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно последовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели».
Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против;
5)растирание ушей до ощущения «горения».
Практическая работа
3 этап
Цель:закрепить навык решения тригонометрических уравнений методом разложения на множители.
Учитель: под разложением на множители понимается представление данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Таким образом, данное уравнение можно представить в виде совокупности более простых уравнений. Рассмотрим уравнение, которое решается с помощью метода разложения на множители.
(слайд 26).
Из истории тригонометрии (сообщение обучающегося класса)(слайд 27)
Проверка уровня усвоения
Самостоятельная работа обучающихся
Вариант 1
Решите уравнение:
а) 2 sin x – 1 = 0;
б) 6 sin2x – 5 cos x + 5 = 0;
в) 2tg2x + 3 tgx = 0
Вариант 2
1. Решите уравнение:
а) 2 cos x – = 0;
б) cos2x + 2 sin x + 2 = 0;
в) tg2x- tgx= 0. (слайд 28)
Ответы:
№ задания
1 вариант
2 вариант
1а
x= (-1)k + πk, k∈Z
x= ± + 2πk, k∈Z
1б
x= 2πk, k∈Z
x= + 2πk, k∈Z
1в
x = πk, x = -arctg1,5+ πk, k∈Z
x = πk, x = + πk, k∈Z
(слайд 29)
Подведение итогов урока
Домашнее задание:задачник для 10 класса «Алгебра и начала математического анализа» (2012) под редакцией А.Г.Мордковича№ 16.13(г), №16.14(б), №17.9(в)(слайд 30).
Рефлексия: учащиеся выбирают из предложенных вариантов оценку работы на уроке и записывают в тетрадь (слайд 31).
Учитель:к сожалению, нельзя указать общего метода решения тригонометрических уравнений , почти каждое из них (кроме простейших) требует особого подхода.
«Мышление начинается с удивления», – заметил 2 500 лет назад Аристотель. Наш соотечественник Сухомлинский считал, что «чувство удивления – могучий источник желания знать; от удивления к знаниям – один шаг». А математика замечательный предмет для удивления. Я надеюсь, что сегодняшний наш урок прошел для вас с пользой. Думаю, научившись бороться с трудностями при решении ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ, вы сможете преодолевать любые жизненные трудности.