Содержание
Введение 2
1 Упаковка – «королева мусора» 4
2 Вторая жизнь упаковки 5
Заключение 6
Список литературы 7
Приложения
Введение
С точки зрения нашей планеты,
мусор никуда не девается.
Просто потому, что некуда.
(BankofthePlanet)
Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
(Русская народная пословица)
Мы с братишкой очень любим наш двор, он чистый и зелёный. Жители нашего дома сами сажают цветы и кустарники, ухаживают за ними. Две яблоньки посадил мой дедушка, взяв нас в помощники. Теперь эти деревца под нашей опекой.
Когда во двор приезжает машина-мусоровоз, мой младший брат всегда с удовольствием наблюдает за его работой. А я всякий раз удивляюсь, сколько же отходов мы выбрасываем ежедневно, день за днём!
Оказывается, каждый день один человек производит 2 килограмма мусора! [2, 74] Выходит, что моя семья из четырёх человек выбрасывает более 2-х тонн мусора в год!... Невероятные цифры!
Из энциклопедии [7, 56] я узнал, что большая часть мусора отвозится на специальные полигоны (а попросту, свалки), часть – сжигается на мусоросжигательных заводах и лишь небольшая часть отходов используется повторно. Многие вещи, например, пластик (бутылки, одноразовые стаканчики, контейнеры и т.п.) будут лежать на полигонах столетиями, поскольку они очень долго разлагаются…
Я задумался: а что зависит от самого меня, от моих близких, чтобы решить эту проблему? Что мы можем начать делать уже сегодня, чтобы наша цветущая Земля, родная страна Россия, мой любимый город Челябинск никогда не превратились в одну большую свалку!?
Я поставил перед собой цель – найти способы сократить количество выбрасываемого мусора.
Для достижения этой цели мне предстоит решить задачи:
1. Определить, какой вид мусора составляет наибольшую часть отходов семьи.
2. Провести “мозговой штурм” и разработать правила по уменьшению количества упаковки, идущей на выброс.
Следовать этим правилам ежедневно.
3. Выявить как можно больше идей насчёт повторного нестандартного использования упаковки, изучив литературу и проведя опрос друзей и близких.
4. Провести практическую работу по сокращению упаковки, отправляемой в мусор, в моём доме.
1 Упаковка – “королева мусора”?
Скажи мне, что ты отправил
в мусор, и я скажу, кто ты!
(Арман, фр.художник)
Специалисты подсчитали, что более трети мусора на городских свалках составляет различная упаковка (коробки, пакетики из-под молока, соков и других пищевых продуктов, полиэтиленовые мешки и пакеты, пластиковые бутылки и баночки). Я решил выяснить, какую часть мусора составляет упаковка в нашей семье. Для этого мне предстояло провести исследование, сколько и какого именно мусора мы выбрасываем. Меня поддержала вся наша семья!
Маркером я подписал 3 мешка: СУХОЕ, ВЛАЖНОЕ, ПРОЧЕЕ. В течение недели мы дружно сортировали всё, что шло на выброс, следующим образом:
Выбрасываемая упаковка:
Ø СУХОЕ – полиэтиленовые пакеты, картонные коробки из-под игрушек, упаковка от печенья, банка из-под кофе, обёртки от шоколада, фантики от конфет, коробки из-под стирального порошка и т.п.
Ø ВЛАЖНОЕ – упаковка от жидкостей, например, молочные пакеты, бутылки из-под напитков, консервные банки, склянки из-под лекарств, пакетики от сока и йогурта, баночка из-под шампуня и т.п.
Мусор, не относящийся к упаковке:
Ø ПРОЧЕЕ – всё, что не является упаковкой, например, картофельные очистки и другие остатки пищи, прочитанные журналы, использованные бумажные полотенца.
В конце каждого дня я сравнивал количество мусора в двух первых мешках с количеством мусора в третьем мешке. Результат был неизменным: суммарный объём двух мешков с упаковкой (СУХОЕ и ВЛАЖНОЕ) всегда был больше, чем объём мешка с прочим мусором. (Диаграмма А.1)
Исходя из этого я сделал два вывода.
Вывод № 1.Упаковка – несомненный лидер по объёму среди всего выбрасываемого мусора.
Вывод № 2.Сортировать мусор совсем нетрудно! Просто это должно войти в привычку.
Я буду охотно сортировать мусор по группам (стекло, пластик, бумага, пищевые отходы и т.д.), когда в нашем городе, наконец, появятся контейнеры для разных видов отходов. Знаю, что в Копейске в нескольких дворах появились евроконтейнеры, построена сортировочная станция. 15 сентября в Челябинске шла большая уборка парков под названием “Сделаем!” Сбор мусора был раздельным: стекло, полиэтилен и металл собирали в специально помеченные мешки и отправляли на переработку!
Контейнеры для разных видов отходов я видел за границей (в Турции), где у меня была возможность попрактиковаться сортировать мусор, в том числе упаковку.
Отказаться от упаковки нельзя, она выполняет очень важные функции: сохраняет пищу в чистоте, предохраняет её от повреждений, на упаковке написана важная для покупателей информация (срок годности, состав, способ приготовления продукта). Но нередко упаковки используется гораздо больше, чем это действительно необходимо.
Прочитав книги на эту тему [2; 9], я узнал, что существует “правило трёх П” – использовать поменьше, использовать повторно и переработать. Собрав семейный совет и устроив “мозговой штурм”, я с помощью моих близких разработал “6 способов уменьшить количество выбрасываемой упаковки” (на основе “правила трёх П”):
1. Брать с собой еду (например, маме на работу) в контейнерах многоразового использования, а не в одноразовых пакетах.
2. Покупать продукты в больших упаковках, а не упакованные поштучно.
3. Использовать сумки из ткани, чтобы донести покупки до дома.
4. Сортировать отходы и сдавать мусор, который можно переработать и вновь использовать (стеклянные бутылки, жестяные банки, макулатуру и т.п.)
5. Использовать упаковочный материал по своему назначению повторно и не один раз, если это возможно (например, полиэтиленовые мешки).
6. Использовать упаковку повторно не по своему прямому назначению, а находя ей новое, порой неожиданное, применение.
Я повесил этот список на видное место в доме – на холодильник, чтобы всегда помнить эти правила и следовать им.
Способ № 6 показался мне самым интересным, позволяющим реально уменьшить объём выбрасываемых отходов, и я, не теряя времени, приступил к воплощению данного способа в жизнь.
2 Вторая жизнь упаковки
Всё добро, да не всё на пользу.
(Русская народная пословица)
Мне предстояло провести практическую работу по сокращению упаковки, отправляемой в мусор, в моём доме.
Первым шагом стало изучение литературы по изготовлению поделок и приспособлений из подручного материала, который обычно идёт на выброс. Я выявил, что несмотря на то, что книг-“мастерилок” в магазине и библиотеке много, советы по изготовлению поделок из упаковки составляют в них самую малую часть. Поэтому я провёл опрос среди друзей и близких на тему: “Что можно смастерить полезного из казалось бы бесполезной упаковки? Как можно использовать различную упаковку, чтобы не выбрасывать её?” Я опросил – лично и по телефону – 15 человек. Идеи, прозвучавшие в ответах, я постарался систематизировать таким образом:
1. Приготовитьпредметы в помощь людям (например, “бабушке для рассады собрать стаканчики из-под йогурта”).
2. Смастерить поделки на радость младшим братьям и сёстрам, другим малышам (например, “из пластиковых бутылок легко сделать совок, воронку, сито и отнести всё это в песочницу во дворе, подарить малышам, научить их играть с этими предметами”; для недавно родившейся сестрёнки можно “сделать развивающую игрушку-погремушку из баночки из-под витаминов” и т.д.).
3. Изготовить подарки близким своими руками (например, “панно или аппликацию; в ход пойдут фантики, использованная обёрточная бумага” и др.)
4. Переделать упаковку вреквизит для фокусов, детских театральных постановок, празднеств (например, “большая коробка – ширма для показа кукольного театра”; “стаканы и прочие ёмкости – любимый реквизит фокусника” и т.д.).
5. Использовать в качестве материалов для научных опытов и обучающих экспериментов (не выбрасывать одноразовые стаканчики, соломинки, крышечки от молочных пакетов, а провести познавательные эксперименты, например, с водой). Кстати, это будет подспорьем в учёбе и сейчас (при изучении “Окружающего мира”), и в старших классах – при изучении законов физики и химии.
Шаг второй. Я решил выяснить на практике:
а) Реально ли использовать эти идеи в жизни?
б) Действительно ли данная работа уменьшит количество выбрасываемой упаковки? Насколько?
В результате мне удалось воплотить в жизнь 10 способов повторного использования упаковки необычным образом (Приложение Б); при этом 28 упаковок не стали мусором, а получили “вторую жизнь”:
Заключение
Итак, я достиг намеченной цели – нашёл способы сократить количество мусора за счёт уменьшения выбрасываемой упаковки – самой большой части отходов.
В результате моей практической работы 28 упаковок не превратились в мусор! Я считаю, что это уже маленькая победа в борьбе с мусором.
И ещё, я сделал для себя удивительное открытие: оказывается, борьба с мусором способна принести много радости и мне, и моим близким! Придумывание для упаковки нового нестандартного применения развивает изобретательность и находчивость, не даёт скучать! И под силу любому школьнику.
На основе “правила трёх П” я разработал рекомендации по уменьшению количества выбрасываемой упаковки (6 способов), и теперь мы с моими друзьями и близкими будем всегда им следовать, потому что мы хотим жить в чистой стране и на чистой планете!
Список литературы
1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из бумаги. – М.: Институт инноваций в образовании им.Л.В.Занкова: Издательство Оникс, 2007. – (Развиваем творческие способности).
2. День Земли // Большая книга научных развлечений /Ванклив Дж.; пер. с англ. И.М. Песковой. – М.:АСТ: Астрель, 2009. – (Наука в удовольствие). – С.74-77.
3. Копышева И.А. Сага о мусоре. – Сыктывкар, 2010.
4. Мир вокруг тебя: Энциклопедия экологии для детей / Пер. с англ. М.Я. Беньковкой и др. – М.: Махаон, 2005.
5. Митчелл П. 101 ключевая идея: Экология. – М.: Фаир-Пресс, 2001.
6. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей / Пер. с нем. П. Лемени-Македона. – М.: Эксмо, 2012.
7. Новая жизнь отходов // Иллюстрированная энциклопедия для любознательных / Пер. с англ.И.Я.Дихтер. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007. – С.56.
8. Поделки из подручных материалов / Е.А.Данилова. – М.: Олма-Пресс, 2006. – (Школа творчества).
9. Сильги К. История мусора / Пер. с фр. И. Васюченко и Г. Зингера. – М.: Текст, 2011.
10.Шапиро А.И. Научные развлечения с простыми вещами: Опыты и эксперименты для детей. – СПб.: Речь, 2010.
11.Экология: Словарь-справочник. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – (Б-ка школьника).
12.Юровская К. Пора навести дома порядок! // Вечерний Челябинск. – 2012. – 10 сент. – С.4.
Приложение А
Диаграмма А.1 – Соотношение видов мусора
Приложение Б
Что я сделал с упаковкой
Вид повторно использованной упаковки
|
Количество
|
Пластиковая бутылка, 0,5л
|
2 шт.
|
Пластиковая бутылка, 1л
|
2 шт.
|
Пластиковая бутылка, 1,5л
|
2 шт.
|
Пакет из-под молока
|
4 шт.
|
Стаканчик из-под йогурта
|
6 шт.
|
Баночка из-под сметаны
|
2 шт.
|
Контейнер из-под пирожных
|
2 шт.
|
Пакет из-под сока, 1 л
|
1 шт.
|
Обувная коробка
|
1 шт.
|
Банка из-под кофе
|
1 шт.
|
Обёртка от букета цветов
|
1 шт.
|
Бутылочка из-под йогурта
|
1 шт.
|
Пластиковый стаканчик из-под творожка
|
3 шт.
|
ИТОГО
|
28 шт.
|
1. Предметы в помощь людям
5) Смастерил из пакета из-под сока кормушку для птиц и отнёс её в детский сад № 482. Там на участке мы с мамой повесили кормушку на дерево, чтобы малыши могли наблюдать за жизнью птиц и подкармливать их холодной зимой.
6) Приспособил обувную коробку под игрушечные инструменты – теперь братишке есть, где хранить свои отвёртки и молотки!
1) Маме на День рождения я сделал вазочку, смастерив её из банки, в которой когда-то был кофе, и украсив обёрточной бумагой от букета цветов [8].
2) Бутылочку из-под питьевого йогурта превратил в новогодний подарок – ёлочную игрушку “Бабочка”.
1) Начал разучивать сложный фокус “Египетское чудо”, используя три пластиковых стаканчика из-под творожка. Реквизит пригодится мне, чтобы показать этот и другие фокусы на детском празднике.
На день рождения дедушка подарил мне книгу “Научные эксперименты дома” [6], и я проделал опыт “Солёная вода не льётся через край”: взял прозрачную пластиковую бутылку из-под минералки с отрезанным горлышком, налил в неё горячей воды и маркером отметил на стенке уровень воды. Затем я добавил в воду 3 чайных ложки соли. С каждой ложкой уровень воды сначала поднимался, а после растворения соли – вновь опустился! Удивительно, я растворил целых 3 ложки соли, а уровень воды остался таким же, каким был вначале! У меня получился соляной раствор, который можно сравнить с губкой – впитывая воду, она не увеличивается в размерах.